Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Грибанова Ю.Ю, судей Ивановой Е.В, Косарева И.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к администрации города Феодосии Республики Крым, Муниципальному казенному учреждению "Управление городского хозяйства и природопользования Администрации города Феодосии Республики Крым" о возложении обязанности совершить определенные действия, третье лицо Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым "Приморский", по кассационной жалобе администрации города Феодосии Республики Крым на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Грибанова Ю.Ю, выслушав пояснения прокурора ФИО5, возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия
установила:
заместитель прокурора города Феодосии Республики Крым, действующий в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Феодосии Республики Крым, МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым", в котором просил устранить допущенные ответчиками нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства на территории "адрес" путем установления ограждения контейнеров для накопления крупногабаритных отходов и контейнера для раздельного сбора мусора, на контейнерных площадках, а также установления твердого покрытия под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов, под контейнерами для раздельного сбора мусора на контейнерных площадках.
Решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 июня 2022 года исковые требования заместителя прокурора города Феодосии Республики Крым удовлетворены.
На администрацию города Феодосии Республики Крым и МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым" возложена обязанность в течение трех месяцев с даты вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства расположенных в границах муниципального округа, а именно:
- установить ограждение контейнеров для накопления крупногабаритных отходов и контейнера для раздельного сбора мусора, в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства на контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке по "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке в районе "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке в районе "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке в районе "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке в районе "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке в районе "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке в районе "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке в районе "адрес" (географические координаты: "данные изъяты");
- установить бетонированное (или асфальтированное) покрытие под контейнерами для накопления крупногабаритных отходов, а также под контейнерами для раздельного сбора мусора на контейнерных площадках, расположенных по следующим адресам: на земельном участке в районе "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке в районе "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); "адрес" (географические координаты: "данные изъяты"); на земельном участке в районе "адрес" (географические координаты: "данные изъяты").
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 сентября 2022 года решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 июня 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
В кассационной жалобе глава администрация города Феодосии Республики Крым просит обжалуемые судебные постановления отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении искового заявления отказать, считая, что судами нарушены нормы материального и процессуального права. В обоснование требований заявитель жалобы указывает на то, что судами не принято во внимание письмо Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами", которым разъяснено, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами. Считает, что судами не выяснен вопрос о местонахождении контейнерных площадок, подлежащих оборудованию ограждением и бетонированным покрытием, в том числе, находятся ли данные контейнерные площадки на земельных участках, входящих в общедомовое имущество собственников помещений МКД и соответственно имеет ли орган местного самоуправления полномочия по созданию и содержанию мест накопления ТКО, расположенных на указанной территории.
В суд кассационной инстанции поступило ходатайство представителя администрация города Феодосии Республики Крым по доверенности ФИО6 о рассмотрении гражданского дела и жалобы и в отсутствие представителя. Просила кассационную жалобу удовлетворить.
Стороны и третье лицо надлежащим образом были извещены судом кассационной инстанции о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
Учитывая надлежащее извещение сторон и третьего лица о времени и месте судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, суд кассационной инстанции счел возможным на основании положений части 3 статьи 167 и части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) рассмотреть жалобу в данном судебном заседании.
Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных постановлений и удовлетворения жалобы.
В силу статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела нижестоящими судебными инстанциями не допущено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", исходил из того, что обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора возложены действующим законодательством на орган местного самоуправления, должных мер по надлежащему обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов ответчиками не принято, в связи с чем, пришел к выводу об удовлетворении иска, предоставив ответчикам срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с обоснованностью выводов суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они основаны на совокупном исследовании имеющихся в деле доказательств, не противоречат действующему законодательству, подробно аргументированы в оспариваемых судебных актах.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, в соответствии с требованиями, определенными статьями 56, 59, 60, 61, 67 ГПК РФ, суды нижестоящих инстанций пришли к обоснованным выводам о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, поскольку на указанной прокурором территории "адрес" места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы в соответствии с требованиями вышеприведенного законодательства, ответчиками выявленные нарушения требований природоохранного законодательства не устранены, доказательств обратного, не приведено.
Доводы кассационной жалобы о том, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, расположенных на земельных участках, входящих в общедомовое имущество, лежит на собственниках помещений жилых домов или лицах, осуществляющих управление жилыми домами, отклоняются судебной коллегией, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
Статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с твердыми коммунальными отходами регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами (пункт 2 статьи 8 указанного Федерального закона).
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории (пункт 3 статьи 8 указанного Федерального закона).
Из анализа приведенных положений действующего законодательства следует, что создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территориях сельских поселений отнесено к полномочиям муниципальных районов.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Согласно подпункту "а" пункта 1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества.
В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 указанных Правил содержание общего имущества включает в себя, в том числе, содержание мест накопления ТКО в соответствии с установленными требованиями. При этом, как предусмотрено пунктом 17 Правил, собственники помещений обязаны утвердить на общем собрании перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования.
Исходя из минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, перечень услуг и работ из числа включенных в минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, периодичность их оказания и выполнения определяются и отражаются в зависимости от выбранного и реализованного способа управления многоквартирным домом: 1. в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме - в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется непосредственно собственниками помещений в многоквартирном доме; 2. в договоре управления многоквартирным домом - в случае, если в установленном порядке выбран способ управления многоквартирным домом управляющей организацией.
В минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, входят работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок (пункт 26 (1) Минимального перечня услуг).
Из системного анализа приведенных положений следует, что обязанность по созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, не включенных в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований.
Таким образом, судами обоснованно возложены обязанности по оборудованию контейнерных площадок для накопления твердых коммунальных отходов в границах муниципального образования городской округ Феодосия Республики Крым на ответчиков по настоящему делу - администрацию города Феодосии Республики Крым, МКУ "Управление городского хозяйства и природопользования администрации города Феодосии Республики Крым".
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, в целом, повторяют доводы апелляционной жалобы на решение суда первой инстанции и направлены на переоценку собранных по делу доказательств и обстоятельств дела, которые уже установлены судами, исследованы, и которым дана надлежащая правовая оценка, что в силу ч. 3 ст. 390 ГПК РФ не входит в компетенцию кассационного суда общей юрисдикции, выражают несогласие с установленными по делу обстоятельствами и выводами нижестоящих судов, что не может служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов в кассационном порядке.
Иных доводов нарушения или несоблюдения норм действующего законодательства судами при вынесении ими оспариваемых судебных актов ответчиком не представлено.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 379.7, 390 (п. 1 ч. 1), 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 21 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым от 29 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации города Феодосии Республики Крым - без удовлетворения.
Определение суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня его вынесения кассационным судом общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.