дело N 2-3349/2022
8г-449/2023
г. Краснодар
9 февраля 2023 года
Резолютивная часть определения объявлена 9 февраля 2023 года.
Определение в полном объеме изготовлено 16 февраля 2023 года.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе:
председательствующего Харитонова А.С, судей Комбаровой И.В, Песоцкого В.В, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" на решение Центрального районного суда города Волгограда от 6 июля 2022 годи и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 октября 2022 года по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" о возложении обязанности обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Харитонова А.С, объяснения представителя Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Стрелковского С.Н. (удостоверение), возражавшего против доводов кассационной жалобы
установил:
прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц (далее - прокурор) обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Ситиматик-Волгоград" (далее - ответчик, общество) о возложении обязанности обеспечить вывоз твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с территории ул. Атаманская х. Желтухино Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области в соответствии с требованиями пункта 17 Приложения 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), в соответствии с которым вывоз твердых коммунальных отходов в холодное время года (при среднесуточной температуре + 5°С и ниже) и не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше + 5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз) в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Центрального районного суда города Волгограда от 6 июля 2022 годи, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 октября 2022 года, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и апелляционное определение и направить дело на новое рассмотрение в Центральный районный суд города Волгограда.
По мнению заявителя жалобы решения судов вынесены с нарушением норм материального и процессуального права, без учета фактических обстоятельств по делу. Именно на администрацию Иловлинского муниципального района как на орган местного самоуправления федеральный законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального района и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и их содержание. Обязанность по обеспечению надлежащей транспортной доступности для проезда специализированной транспортной техники для оказания услуг по вывозу и транспортированию ТКО, обеспечению подъездных путей к местам (площадкам) накопления ТКО возложена на органы местного самоуправления. Органами местного самоуправления не созданы условия для обеспечения жителей спорных населенных пунктов коммунальной услугой по обращению с ТКО.
В судебном заседании представитель Генеральной прокуратуры Российской Федерации поддержал свою правовую позицию по делу.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, кассационный суд общей юрисдикции пришел к выводу, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах потребления и производства в деятельности ООО "Ситиматик-Волгоград", в ходе которой выявлены существенные нарушения требований действующего законодательства.
9 августа 2021 года прокурором Иловлинского района Волгоградской области вынесено представление в адрес ООО "Ситиматик-Волгоград" об устранении нарушений в сфере обращения с ТКО, согласно которому в ходе проведения проверки установлено, что общество не осуществляет вывоз ТКО с территории ул. Атаманской, х. Желтухино Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
31 марта 2022 года вынесено повторное представление об устранении вышеуказанных нарушений.
Руководителем общества в ответ на данное представление указано о направлении письма в адрес подрядной организации о недопустимости при осуществлении деятельности отклонений от обязательных требований, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а также абзацем 1 пункта 11 СанПин 2.1.3684-2, однако вывоз твердых коммунальных отходов с ул. Атаманская х. Желтухино Иловлинского муниципального района Волгоградской области по-прежнему не осуществляется, что послужило основанием для обращения прокурора в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Правилами N 354 и признал доказанным факт нарушения общества требований законодательства об отходах производства, отклонив доводы ответчика относительно необеспечения органами местного самоуправления транспортной доступности, твёрдого (асфальтового) покрытия к местам сбора твёрдых коммунальных отходов.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.
Для коммунальной услуги по обращению с ТКО пунктом 17 Приложения N 1 Правилам N354, установлена обязанность исполнителя обеспечивать своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
В целях реализации задач, предусмотренных Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", принято Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156, которым утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила обращения с твердыми коммунальными отходами).
Пунктом 3 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются с учетом экологического законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Осуществление накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
В соответствии с пунктами 4, 5 раздела 1 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Судами установлено, что по результатам конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО на территории Волгоградской области между обществом и комитетом жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Волгоградской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО на территории Волгоградской области от 6 августа 2018 года (далее - Соглашение), в соответствии с которым статус регионального оператора по обращению с ТКО присвоен заявителю на 10 лет, а региональный оператор обеспечивает сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В пункте 1.3 Соглашения указано, что региональный оператор обеспечивает сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории Волгоградской области в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Из содержания пункта 1.4 Соглашения следует, что региональный оператор в своей деятельности руководствуется законодательством в сфере обращения с ТКО, а также иными правовыми актами Российской Федерации и Волгоградской области.
Согласно пункту 1.5 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является территория Волгоградской области.
Из указанного приложения следует, что зоной деятельности является территория Волгоградской области, в том числе территория ул. Атаманская х. Желтухино Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Пунктом 2.1.1 Соглашения предусмотрена обязанность регионального оператора обеспечивать сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО на территории Волгоградской области. Таким образом, ООО "Ситиматик-Волгоград" является лицом, ответственным перед потребителями, проживающими в многоквартирных домах, жилых домах на территории Волгоградской области, за обеспечение своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления.
В силу пункта 2.1.7 Соглашения региональный оператор обязан в течение месяца со дня наделения его статусом направить всем потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и проект такого договора в соответствии с формой типового договора, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года N 1156.
В пункте 2.1.8 Соглашения указан срок начала деятельности - не позднее 1 января 2019 года.
На основании пункта 2.1.12 Соглашения региональный оператор обязан обеспечить оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии со значениями критериев качества услуг регионального оператора, определенными в заявке на участие в конкурсном отборе. При этом региональный оператор не вправе допускать более 40 допустимых нарушений графика вывоза ТКО из мест накоплений в год. Допустимым нарушением графика вывоза считается нарушение данного графика в теплое время года не более чем на 24 часа с одного места накопления ТКО и крупногабаритных отходов (далее - КГО), в холодное время года - не более чем на 24 часа с одного места накопления ТКО и КГО.
Для коммунальной услуги по обращению с ТКО в пункте 17 приложения N 1 к Правилам N 354 установлена обязанность исполнителя по обеспечению своевременного вывоза ТКО из мест (площадок) накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5°С и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время (при среднесуточной температуре свыше +5°С) не реже одного раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимое отклонение сроков: не более 72 часов (суммарно) в течение одного месяца; не более 48 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха +5°С и ниже; не более 24 часов единовременно - при среднесуточной температуре воздуха свыше +5°С.
Положения Правил N 354 корреспондируют положениям СанПиН 42-128-4690-88, которыми определен срок хранения ТКО - в холодное время года (при температуре -5°С и ниже) - не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5°С) - не более одних суток (ежедневный вывоз) (пункт 2.2.1).
По мнению регионального оператора, учитывая отсутствие надлежащей транспортной доступности к ул. Атаманской х. Желтухино Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, требования пункта 17 Приложения N 1 к Правилам N 354, устанавливающие периодичность вывоза ТКО и порядок перерасчета платы в случае несоблюдения нормативной периодичности вывоза ТКО, не подлежат применению к сложившимся правоотношениям.
Между тем Соглашением урегулированы права заявителя, в том числе осуществлять взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами исполнительной власти Волгоградской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, индивидуальными предпринимателями и иными юридическими и физическими лицами в соответствии с законодательство Российской Федерации (пункт 2.2.4 Соглашения), а также вносить предложения в уполномоченный орган (ранее - ОблкомЖКХ, в настоящее время - Облкомприроды) и иные органы государственной власти и местного самоуправления Волгоградской области по вопросам, связанным с реализацией и поддержанием в актуальной состоянии территориальной схемы, государственных программ в сфере обращения с ТКО, а также по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере обращения с ТКО.
Региональный оператор, осуществляя с 1 января 2019 года свою деятельность на территории Волгоградской области, в том числе на территории х. Желтухино Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района, не взаимодействовал (не понуждал в судебном порядке) с органами исполнительной власти Волгоградской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Волгоградской области, в рассматриваемом случае с администрацией Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района, по вопросу обеспечения транспортной доступности для специальной техники заявителя с целью обеспечения оказания надлежащего качества коммунальной услуги жителям ул. Атаманская х. Желтухино Авиловского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Судебной апелляционной коллегией принято во внимание, что сообщения Авиловского сельского поселения об отсутствии подъездных путей на ул. Атаманская х. Желтухино в материалах дела не имеется. В акте фиксации невозможности оказания услуги по обращению с ТКО от 9 января 2022 года указано об отсутствии возможности вывоза ТКО имеющейся техникой в связи с труднопроходимой местностью, однако доказательств, подтверждающих невозможность осуществления подъезда к месту вывоза ТКО имеющейся техникой, ответчиком не представлено.
Таким образом, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку с учетом установленных обстоятельств дела.
Позиция судов основана на правильном толковании в их системном единстве нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, соответствует фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Вопросы доказывания и оценки доказательств, на которых основаны доводы жалобы, не составляют оснований для кассационного пересмотра судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 379.7 ГПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил:
решение Центрального районного суда города Волгограда от 6 июля 2022 годи и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 6 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий А.С. Харитонов
Судьи И.В. Комбарова
В.В. Песоцкий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.