Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лозовой Н.В, судей Кудрявцевой Е.Н, Мельникова В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Виктории Григорьевны к администрации муниципального образования г.Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения, по кассационной жалобе Григорьевой Виктории Григорьевны на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 1 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, выслушав пояснения представителя администрации муниципального образования города Краснодара ФИО5, представителя министерства труда и социального развития Краснодарского края ФИО6, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
Григорьева В.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г.Краснодар, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, в котором просила обязать администрацию муниципального образования г.Краснодар предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 1 июня 2021 года Григорьевой В.Г. в удовлетворении исковых требований Григорьевой В.Г. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Григорьевой В.Г. ставится вопрос об отмене судебных актов как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель жалобы в обоснование своих доводов ссылается на обстоятельства, послужившие основанием для обращения в суд; на отсутствие оснований для освобождения субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления от обязанности обеспечивать детей-сирот жилищем в связи с отсутствием финансирования; на отсутствие оснований для установления очередности внутри Списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
На кассационную жалобу от Министерства труда и социального развития Краснодарского края поступили возражения, в которых содержится критика и просьба оставить ее без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2022 года подлежащим отмене, а доводы кассационной жалобы заслуживающими внимание.
Из материалов дела следует, что Григорьева В.Г. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Приказом Министерства труда и социального развития Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-жс Григорьева В.Г. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
После включения истца в списки сирот, Григорьева В.Г. обратилась в администрацию муниципального образования г.Краснодар с заявлением о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору специализированного найма. До настоящего времени указанным жилым помещением истец не обеспечена, решение по данному вопросу не вынесено.
Данное обстоятельство послужило поводом для обращения Григорьевой В.Г. в суд.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", Закона Краснодарского края от 23 декабря 2020 года N4380- КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", с учетом Государственной программой Краснодарского края "Дети Кубани", утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) КК от 12 октября 2015 года N964 и пункта 3 Положения о порядке расходования субвенций бюджетами муниципальных районов (городских округов) на осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий в области социальной сферы, утверждённым постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 ноября 2010 года N970, изменений, внесенных в Жилищный Кодекс Российской Федерации с 1 марта 2013 года, согласно которым детям-сиротам жилые помещения во внеочередном порядке не предоставляются, пункта 2.7 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15 апреля 2013 года N384, согласно которому жилые помещения предоставляются в соответствии со списком, пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, о необоснованности заявленных истцом исковых требований и об отказе в их удовлетворении.
Основанием для таких выводов послужило то, что Григорьева В.Г. состоит в списке по муниципальному образованию г.Краснодар под порядковым номером 403. Право на обеспечение жилым помещением сохраняется за ней до фактического обеспечения жильем. Учитывая отсутствие нарушений прав истца на обеспечение жилым помещением, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку немедленное предоставление жилых помещений указанной категории граждан непосредственно после возникновения права на такую меру поддержки не осуществляется, а предоставление жилого помещения истцу в настоящее время нарушит права других лиц указанной категории, включённых в список ранее.
Судебная коллегия с выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может, считает апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2022 года, оставившего без изменения решение суда первой инстанции, необоснованным, постановленным с нарушением норм материального и процессуального права, и считает заслуживающими внимание доводы кассационной жалобы.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно положениями статьи 98.1 Жилищного кодекса РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно пункту 1 статьи 8 Закона (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй).
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).
Таким образом, федеральный законодатель определилоснования и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В силу части 1 статьи 7 Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" формирование списка детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее - список), осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края в области социальной поддержки, социального обслуживания населения, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики Краснодарского края.
В соответствии с Законом Краснодарского края от 23 декабря 2020 года N4380- КЗ "О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" министерство является главным распорядителем, выделенных на реализацию Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года N1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае".
Государственной программой Краснодарского края "Дети Кубани", утверждённой постановлением главы администрации (губернатора) КК от ДД.ММ.ГГГГ N, предусмотрено ежегодное предоставление субвенций бюджетам муниципальных образований Краснодарского края на обеспечение жилыми помещениями граждан указанной категории.
Источником финансового обеспечения мероприятий, указанных в пункте 5 Положения, являются средства краевого бюджета и субсидии, полученные краевым бюджетом из федерального бюджета на условиях софинансирования.
Суды первой и апелляционной инстанции, при принятии судебных актов и отказывая в удовлетворении исковых требований истца, ссылаются на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный Кодекс Российской Федерации, с 1 января 2013 года детям-сиротам жилые помещения во внеочередном порядке не предоставляются.
Таким образом, ссылаясь также на положения пункта 2.7 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утверждённого постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N, суды первой и апелляционной инстанции указали на то, что жилые помещения предоставляются в соответствии со списком. В связи с тем, что Григорьева В.Г. состоит в списке по муниципальному образованию г.Краснодар под порядковым номером 403, то права последней пока не нарушены.
Но, учитывая вышеприведенные положения закона и установленные обстоятельства дела, судебные инстанции не учли, что органы местного самоуправления Краснодарского края наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а предоставление жилых помещений указанной категории лиц законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от отсутствия надлежащего финансирования органа местного самоуправления на цели обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, отсутствие такого финансирования не может служить основанием для отказа в обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа жилыми помещениями.
Выводы судов первой и апелляционной инстанции о том, что предоставление жилого помещения истцу во внеочередном порядке нарушает права других детей, которые состоят в льготной очереди на получение жилья раньше истца, судебной коллегией отклоняются, поскольку действующее законодательство связывает право на получение специализированного жилого помещения с такими обстоятельствами как достижение возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение получения профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях и не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Судебная коллегия считает выводы судов первой и апелляционной преждевременными и сделанными без учета всех юридически значимых обстоятельств по данному делу.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела являются существенными, повлекли принятие незаконного судебного акта, без отмены которого невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя как лица, участвующего в деле, в связи с чем суд кассационной инстанции направляет дело в суд апелляционной инстанции для рассмотрения апелляционной жалобы по существу и совершения этим судом указанных процессуальных действий.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции надлежит оценить обстоятельства дела, вынести законный и обоснованный судебный акт с учетом вышеизложенных разъяснений суда кассационной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 19 сентября 2022 года отменить.
Материалы гражданского дела направить на новое апелляционное рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Председательствующий Н.В. Лозовая
Судьи Е.Н. Кудрявцева
В.А. Мельников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.