Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу заместителя начальника Новороссийской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы России Шевченко А.В. на вступившее в законную силу решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2022 года, вынесенное в отношении Калугина Артура Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 15 декабря 2021 года Калугин А.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде конфискации предмета административного правонарушения - "CHRYSLER 300С" с государственным регистрационным знаком N.
Решением судьи Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2022 года постановление судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 15 декабря 2021 года отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием события административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, направившее дело на рассмотрение в суд, просит отменить состоявшееся в отношении Калугина А.С. по настоящему делу об административном правонарушении решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2022 года, оставить в силе постановление судьи районного суда.
Калугин А.С, уведомленный в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче должностным лицом жалобы на указанный выше судебный акт, в установленный срок возражения на неё не представил.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Калугина А.С. к административной ответственности) установлена ответственность за передачу права пользования или иное распоряжение временно ввезенными физическими лицами транспортными средствами без соблюдения условий, установленных таможенным законодательством Таможенного союза.
Основанием для привлечения Калугина А.С. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в постановлении судьи районного суда обстоятельства того, что 21 июня 2021 года в 10 часов 20 минут на 1 км автодороги Абрау-Дюрсо Калугин А.С. в нарушение пункта 8 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза передал право пользования временно ввезенным им, как иностранным гражданином, 7 мая 2021 года на территорию Российской Федерации по пассажирской таможенной декларации транспортным средством "CHRYSLER 300С" с государственным регистрационным знаком N гражданке Российской Федерации Бакировой Э.Ф. без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования в целях выпуска в свободное обращение.
Отменяя указанное постановление судьи районного суда и прекращая производство по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, судья краевого суда исходил из того, что Бакирова Э.Ф. является супругой Калугина А.С, имеет вид на жительство в Республике Эстония, поэтому подлежат применению положения подпункта 3 пункта 8 статьи 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, позволяющие иностранному физическому лицу, которое осуществило временный ввоз транспортного средства для личного пользования, передавать его иному иностранному физическому лицу для использования на таможенной территории Союза без разрешения таможенного органа и без таможенного декларирования.
Вместе с тем с решением судьи Краснодарского краевого суда, согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств.
К таким доказательствам относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (части 2, 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Выводы об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо о его невиновности, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности либо неприменения с освобождением от ответственности.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
На основании положений, приведенных в статьях 24.1, 26.11, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в решении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.
Установленные требования закона судьей Краснодарского краевого суда при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении выполнены не были.
Как видно из материалов дела, протокол об административном правонарушении и другие документы составлены уполномоченным по особо важным делам отдела административных расследований, то есть лицом, обладающим специальными полномочиями, в связи с чем представленные им в дело документы подлежали оценке на основании всестороннего, полного и объективного их исследования с учетом всех обстоятельств дела и совокупности представленных доказательств и того, что ни одно из них не имеет заранее установленной силы.
Однако судьей краевого суда, представленные доказательства и иные документы в полном объеме не исследованы, дополнительные доказательства не истребованы.
Следовательно, обоснованность выводов должностного лица при возбуждении дела об административном правонарушении, а также судьи районного суда при рассмотрении дела, судьей краевого суда должным образом проверена не была, приложенным в дело процессуальным документам, в том числе протоколу об административном правонарушении, статусе Бакировой Э.Ф, гражданстве с учетом данных ею объяснений о месте фактического проживания, а также юридически значимым обстоятельствам дела, подлежащим доказыванию и имеющим значение для правильного разрешения, надлежащая, оценка не дана, дополнительные доказательства не истребованы.
Поэтому вывод судьи краевого суда не может быть признан законным и обоснованным, он сделан преждевременно без учета всех имеющихся в деле доказательств, без надлежащей проверки и оценки этих доказательств на предмет их допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу изложенного при рассмотрении судьей Краснодарского краевого суда данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соблюдены не были, что не отвечает установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях.
Допущенные судьей краевого суда по настоящему делу нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными, имеют фундаментальный, принципиальный характер и повлияли на выводы, сделанные по данному делу об административном правонарушении.
Согласно правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2015 г. N 1788-О, институт пересмотра в порядке надзора постановлений по делам об административных правонарушениях, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов основан на положениях Конституции Российской Федерации, а именно ее статьи 46, которая во взаимосвязи с ее статьями 15 (часть 4) и 17 (части 1 и 3) предполагает возможность в случаях допущенных фундаментальных ошибок пересматривать вступившие в законную силу судебные акты, что в полной мере согласуется с требованиями пункта 2 статьи 4 Протокола N 7 (в редакции Протокола N 11) к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, повлиявших на исход дела.
В силу изложенного решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2022 года, вынесенное в отношении Калугина А.С. по настоящему делу об административном правонарушении не может быть признано законным и подлежит отмене.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
Поскольку на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции жалобы заявителя установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности, не истек, то дело подлежит направлению на новое рассмотрение в Краснодарский краевой суд.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу заместителя начальника Новороссийской таможни Южного таможенного управления Федеральной таможенной службы России Шевченко А.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Краснодарского краевого суда от 25 апреля 2022 года, вынесенное в отношении Калугина Артура Сергеевича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Настоящее дело направить в Краснодарский краевой суд на новое рассмотрение жалобы Калугина А.С. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 15 декабря 2021 года.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Перваков О.Н. N 5-1498/2021
судья краевого суда Третьяков С.В. N 12-739/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N П16-6421/2022, П16-390/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.