Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Обламской Л.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 83 г.Новороссийска от 28 апреля 2022 года и решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 июля 2022 года, вынесенные в отношении директора муниципального автономного учреждения "Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций" (далее - МАУ "Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций", учреждение) Обламской Людмилы Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 83 г.Новороссийска от 28 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 июля 2022 года, директор МАУ "Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций" Обламская Л.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Обламская Л.В. просит отменить состоявшиеся в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя, позволяет прийти к следующим выводам.
Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора МАУ "Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций" Обламской Л.В. к административной ответственности) предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния.
Основанием для привлечения директора МАУ "Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций" Обламской Л.В. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили приведенные в постановлении мирового судьи обстоятельства того, что 16 марта 2022 года по результатам проведенной проверки по вопросу использования субсидий, предоставленных из бюджета муниципального образования г..Новороссийск установлено, что Управлением архитектуры и градостроительства администрации г..Новороссийск на основании соглашения N от 9 января 2020 года с учетом дополнительных соглашений в 2020 году предоставлена МАУ "Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций" субсидия в сумме 30 838 535, 16 рублей на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ).
За 2020 года из средств субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) учреждением было израсходовано 30 838 535, 16 рублей, вместе с тем, согласно предъявленному проверке отчету о выполнении муниципального задания от 31 декабря 2020 года N 91-в и Реестра к нему в 2020 году за муниципальную услугу 0623 "Деятельность в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставление технических консультаций в этих областях", учреждением принималась информация в виде писем, направляемая им в адрес руководителя департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, содержащая сведения по объектам долевого строительства, о проделанной работе по "проблемным" объектам и о принимаемых мерах по восстановлению нарушенных прав участников долевого строительства, о результатах мониторинга объектов строительства, ответы на запросы департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, ответы об исполнении поручений должностных лиц администрации Краснодарского края, тогда как предоставление писем учреждением в названный департамент не является организационным мероприятием (совещанием, консультацией), проводимым для юридических и физических лиц, обратившихся в учреждение, предусмотренное разделом 4 муниципального задания на 2020 год, при этом направлено 56 информационных писем в адрес департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, что повлекло нецелевое использование средств субсидии в сумме 644 842, 24 рубля.
Рассматривая жалобу Обламской Л.В. на указанное постановление мирового судьи, судья Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края признал выводы мирового судьи обоснованными, сделанными с учетом норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обстоятельств дела.
Между тем, с решением судьи Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 29 июля 2022 года согласиться нельзя.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые данным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Данные обстоятельства устанавливаются на основании полученных административным органом в ходе административного производства доказательств.
К таким доказательствам относятся протокол об административном правонарушении, иные протоколы, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего, свидетелей, заключения эксперта, иные документы, а также показания специальных технических средств, вещественные доказательства. Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (части 2, 3 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Выводы об административной ответственности лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо выводы о его невиновности, должны быть основаны на исчерпывающей совокупности доказательств, исключающей какие-либо сомнения в обоснованности применения к виновному лицу мер административной ответственности либо неприменения с освобождением от ответственности.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
Частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
На основании положений, приведенных в статьях 24.1, 26.11, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в ходе рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должны быть установлены и указаны в решении обстоятельства правонарушения, а принятое решение должно быть мотивированным.
Принимая во внимание, что возможность обжалования судебного акта и его пересмотр в вышестоящей инстанции является одним из неотъемлемых элементов конституционного права на судебную защиту, положения части 2 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяют суду игнорировать или произвольно отклонять доводы жалобы, не приводя фактические и правовые мотивы отказа в их удовлетворении, и, следовательно, выносить соответствующее решение без рассмотрения в полном объеме и оценки приводимых доводов, без указания на конкретные основания, по которым те или иные доводы отвергаются либо принимаются во внимание, а также без ссылок на соответствующие нормы материального и процессуального права.
Требования приведенных норм о всестороннем и полном рассмотрении дела судьей Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края не выполнены. В нарушение указанных положений законность и обоснованность вынесенного постановления мирового судьи судебного участка N 83 г. Новороссийска Краснодарского края от 28 апреля 2022 года надлежащим образом не проверена.
Из материалов настоящего дела следует, что Обламская Л.В. привлечена к административной ответственности за направление информационных писем в адрес департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края, что не является организационным мероприятием (совещанием, консультацией), проводимым для юридических и физических лиц, обратившихся в учреждение, предусмотренное разделом 4 муниципального задания на 2020 год.
Кроме того, в жалобе на постановление о назначении административного наказания Обламской Л.В. приведены доводы о том, что материалы дела не содержат указанных писем, подтверждающих её виновность, а также данных об отсутствии искажения показателей бухгалтерской отчетности.
Вместе с тем, указанные доводы судьей районного суда не проверены, должностное лицо в части наличия названных писем и их содержания, не опрошено.
Следовательно, принимая решение по делу, судья Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края указанные документы, подтверждающие или опровергающие выводы мирового судьи, не исследовал, не проверил правильность установления фактических обстоятельств дела и не дал оценку доводам жалобы и имеющимся по делу доказательствам, поэтому мотивы, по которым судьей достоверными относительно обстоятельств вмененного административного правонарушения признаны одни доказательства и отвергнуты другие, вызывают сомнения.
Сведений о том, что судьей Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края предпринимались меры к истребованию дополнительных материалов по делу об административном правонарушении в обоснование выводов мирового судьи, из настоящего дела не усматривается.
Аналогичные доводы в части отсутствия в деле соответствующих документов, их неисследования, несоответствия выводов о наличии в действиях привлекаемого лица объективной стороны вменяемого правонарушения, помимо прочих, приведены заявителем в доводах настоящей жалобы, опровергнуть которые только имеющимися в деле документами, не представляется возможным.
Таким образом, судьей районного суда не выполнены в полном объеме требования статьи 24.1, 26.1, 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При этом судьей районного суда оставлено без внимания, что согласно вышеназванным требованиям статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядок пересмотра постановлений, не вступивших в законную силу, аналогичен рассмотрению дела по существу и возлагает на суд обязанность проверки обоснованности привлечения лица к административной ответственности с исследованием всех материалов дела, а также в целях проверки доводов жалобы - истребование дополнительных материалов.
Такое разрешение дела не отвечает установленным Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях. Приведенные выше нарушения являются существенными и не позволяют признать решение судьи районного суда законным.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 июля 2022 года, вынесенное в отношении Обламской Л.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является незаконным и подлежит отмене как вынесенное с существенными нарушениями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а дело - направлению в Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края на новое рассмотрение жалобы Обламской Л.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 83 г. Новороссийска Краснодарского края от 28 апреля 2022 года.
По смыслу части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания (абзац 8 пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
При новом рассмотрении судье районного суда следует учесть изложенное выше, устранить отмеченные недостатки, установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания по делу, дать оценку всем доводам, изложенным в жалобе Обламская Л.В, отразив в судебном акте мотивы их принятия или отказа, истребовать у должностного лица материалы административного производства, на основании которых принято решение о привлечении лица к ответственности, в случае необходимости истребовать дополнительные доказательства, и, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку решение судьи Октябрьского районного суда г.Новороссийска Краснодарского края от 29 июля 2022 года подлежит отмене, приведенные в настоящей жалобе доводы о несогласии с постановлением мирового судьи судебного участка N 83 г. Новороссийска Краснодарского края от 28 апреля 2022 года и о необходимости отмены постановления по причине отсутствия в действиях Обламской Л.В. состава административного правонарушения, рассмотрению не подлежат, поскольку оспариваемое постановление вступившим в законную силу признать нельзя и указанные в жалобе доводы подлежат проверке судьей городского суда.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Обламской Л.В. удовлетворить частично.
Решение судьи Октябрьского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 29 июля 2022 года, вынесенное в отношении директора муниципального автономного учреждения "Управление по развитию новых и ранее застроенных территорий и инженерных коммуникаций" Обламской Людмилы Владимировны по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Настоящее дело направить в Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края на новое рассмотрение жалобы Обламской Л.В. на постановление мирового судьи судебного участка N 83 г.Новороссийска Краснодарского края от 28 апреля 2022 года.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
мировой судья Стрелков А.В. N 5-835/2022-248
судья районного суда Гетманенко С.А. N 12-563/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. NП16-7572/2022, П16-828/2023
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.