Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу Чжан Вэй, на вступившие в законную силу постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 20 декабря 2022 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 11 января 2023 г., вынесенные в отношении гражданина "данные изъяты" Чжан Вэй по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 20 декабря 2022 г, оставленным без изменения решением судьи Иркутского областного суда от 11 января 2023 г, гражданин КНР Чжан Вэй признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей с принудительным административным выдворением за пределы Российской Федерации.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Чжан Вэй настаивает на отмене судебных актов.
Изучение материалов дела и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ).
Согласно ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином признается лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с указанным Федеральным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного данным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в п. 2 названной статьи.
В силу ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, въехавшие на территорию Российской Федерации с нарушением установленных правил, либо не имеющие документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо утратившие такие документы и не обратившиеся с соответствующим заявлением в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, либо уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, а равно нарушившие правила транзитного проезда через территорию Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что временно прибывающий на территории Российской Федерации гражданин "данные изъяты" Чжан Вэй по истечении срока законного пребывания на территории Российской Федерации 30 апреля 2022 г. не принял мер по урегулированию своего правового статуса и продлению нахождения на миграционном учете, уклонился от выезда из Российской Федерации по истечении указанного законного срока пребывания, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, указанными в обжалуемом постановлении и решении, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Таким образом, совершенное Чжан Вэй нарушение режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания, образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы протокол об административном правонарушении составлен в присутствии Чжан Вэй с участием переводчика, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченным на то должностным лицом, и содержит все необходимые сведения для рассмотрения дела, в том числе в нем полно описано событие вмененного административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод жалобы о неверном установлении в протоколе об административном правонарушении места совершения Чжан Вэй вменяемого ему административного правонарушения является несостоятельным. Как следует из протокола об административном правонарушении, 20 декабря 2022 г. в 10 часов 00 минут в ходе осуществления проверки соблюдения миграционного законодательства по адресу: "адрес" А, установлен гражданин "данные изъяты" Чжан Вэй, который въехал в Российскую Федерацию с целью работы, по истечении срока пребывания из Российской Федерации не выехал. Доказательств иного в материалы дела не представлено. Указанное место административного правонарушения ("адрес") относится к подсудности Октябрьского районного суда г.Иркутска.
Доводы жалобы о причине невыезда из Российской Федерации в связи с утерей паспорта являются несостоятельными. В материалы дела не представлены доказательства данных доводов, а также доказательства предпринимаемых попыток приобрести билеты для выезда.
Более того, согласно справки ФМС России Чжан Вэй постановлением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 15 марта 2018 г. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере двух тысяч рублей с административных выдворением за пределы Российской Федерации в форме самостоятельного контролируемого выезда.
Иные доводы жалобы по существу сводятся к переоценке установленных в ходе судебного рассмотрения дела доказательств, которые были предметом исследования и оценки судей районного и областного судов, и не опровергают наличие в действиях Чжан Вэй объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Сведений о принятии Чжан Вэй мер к получению гражданства Российской Федерации или иных оснований для длительного проживания на территории Российской Федерации не имеется.
Чжан Вэй незаконно пребывает на территории Российской Федерации длительное время, мер к устранению сложившейся противоправной ситуации и легализации своего пребывания на территории данного государства не предпринял, что свидетельствует об игнорировании им установленного в данном государстве правопорядка.
Изложенное в совокупности позволяет прийти к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Назначение Чжан Вэй наказания основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему указанной меры ответственности и ее соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Административное наказание назначено Чжан Вэй в пределах санкции ч.1.1 ст.18.8 КоАП РФ с соблюдением требований ст. ст. 3.1, 3.5, 3.10, 4.1 - 4.3 КоАП РФ, является обоснованным и справедливым.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска от 20 декабря 2022 г. и решение судьи Иркутского областного суда от 11 января 2023 г, вынесенные в отношении гражданина "данные изъяты" Чжан Вэй по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Чжан Вэй - без удовлетворения.
Судья А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.