Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу представителя ООО "Бурсиб-Н" Гридчина А.Б. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 2-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 25 ноября 2022г, решение судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2022г, вынесенные в отношении ООО "Бурсиб-Н", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.28 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи 2-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 25 ноября 2022г, оставленным без изменения решением судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2022г, ООО "Бурсиб-Н" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.28 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 000 рублей с конфискацией денежных средств в размере 2 000 000 рублей.
В жалобе представитель ООО "Бурсиб-Н" Гридчин А.Б. просит об отмене постановления и решения, прекращении производства по делу.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг или иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера либо предоставление ему имущественных прав (в том числе в случае, если по поручению должностного лица, лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранного должностного лица либо должностного лица публичной международной организации деньги, ценные бумаги или иное имущество передаются, предлагаются или обещаются, услуги имущественного характера оказываются либо имущественные права предоставляются иному физическому либо юридическому лицу) за совершение в интересах данного юридического лица либо в интересах связанного с ним юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым им служебным положением.
Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц до тридцатикратного размера суммы денежных средств, стоимости ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, незаконно переданных или оказанных либо обещанных или предложенных от имени юридического лица, но не менее двадцати миллионов рублей с конфискацией денег, ценных бумаг, иного имущества или стоимости услуг имущественного характера, иных имущественных прав, (с.2 ст. 19.28 КоАП РФ).
В силу части 1 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Из материалов дела следует и установлено судебными инстанциями, что в результате проверки, проведенной прокуратурой Новосибирской области об исполнении законодательства о противодействии коррупции в отношении ООО "Бусиб-Н", установлено, что основным видом деятельности ООО "Бурсиб-Н" является разведочное бурение, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, деятельность в области инженерных изысканий, инженерно-технического проектирования, управления проектами строительства, выполнение строительного контроля и авторского надзора, предоставление технических консультаций в этих областях. В период 2013 по 2021гг ООО "Бурсиб-Н", ООО "НовосибирскВодСтрой" осуществляли строительство водозаборных скважин, станций водоподготовки на территории Новосибирской области по заключенным с муниципальными образованиями Новосибирской области муниципальным контрактам. 14.08.2019г ООО "Бурсиб-Н" победило в аукционе на разработку проектной документации и проведение инженерных изысканий по объекту: "строительство водозаборных скважин и станции водоподготовки в г..Карасуке Карасукского района Новосибирской области". В период с 01.09.2019 по 28.10.2019г ООО "Бурсиб-Н" подготовлена проектная документация на строительство объекта капитального строительства - "строительство водозаборных скважин и станции водоподготовки в г..Карасуке, где в том числе указано, что данный объект капитального строительства является линейным объектом. Сметная стоимость указанного объекта составляет 200 833 750 рублей, в том числе строительно-монтажные работы - 184 555 080 руб, оборудование - 10 411 730 руб, прочие затраты - 5 866 940 руб. Согласно положительному экспертному заключению от 05.11.2019г сметная стоимость названного объекта определена достоверно.
Заместителя министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области ФИО20, имеющий возможность повлиять в силу должностного положения на действия должностных лиц, способствуя совершению действий в пользу ООО "Бурсиб-Н", дал указания Главе администрации Карасукского района Новосибирской области ФИО21 и заместителю главы ФИО22. о формировании критериев условий открытого конкурса в электронной форме таким образом, чтобы ООО "Бурсиб-Н" смогло соответствовать условиям данного конкурса и имело преимущество перед другими подрядчиками, в последующем, по итогам конкурса заключило муниципальный контракт на строительство объекта капитального строительства - ""строительство водозаборных скважин и станции водоподготовки в г..Карасуке. Указанные действия совершены с целью получения взятки в размере 2 000 000 рублей.
После этого, ФИО24 дал указание ФИО9. внести дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств Ассоциацией строителей Новосибирской области, на основании которого ООО "Бурсиб-Н" имеет право осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договорам строительного подряда на осуществление сноса, заключенным с использованием конкурентных способов заключения договоров, предельный размер обязательств по которым не превышает 500 000 000 рублей. В период с сентября 2020г по 23.11.2020г ФИО23, используя свой авторитет по службе, дал указание уменьшить начальную максимальную цену контракта, указать в нестоимостных критериях оценки заявок на участие в закупке критерии, дающие ООО "Бурсиб-Н" преимущество перед другими участниками открытого конкурса, короткий срок выполнения работ, отсутствие авансирования, поэтапной оплаты выполненных работ, снизить объем работ, выполненных субподрядчиком, уменьшить размер обеспечения исполнения контракта, обеспечения заявки на участие в конкурсе, обеспечение гарантийных обязательств, Главе Карасукского района Новосибирской области ФИО25. и его заместителю ФИО26 находящихся в служебной от него зависимости, в рамках исполнения федерального проекта "Чистая вода", входящего в состав национального проекта - "Жилье и городская среда", не посвящая их в свои намерения относительно формирования критериев условий открытого конкурса в электронной форме, таким образом, чтобы ООО "Бурсиб-Н" смогло соответствовать условиям данного конкурса и имело преимущество перед другими участниками, в последующем по итогам конкурса заключило муниципальный контракт на строительство объекта, указанного выше, тем самым совершил действия в пользу ООО "Бурсиб-Н", подконтрольное ФИО10.
Во исполнение полученного указания, Главой администрации Карасукского района Новосибирской области и его заместителем было организовано формирование и изменение условий участия в открытом конкурсе в электронной форме на заключение муниципального контракта на строительство вышеприведенного объекта капитального строительства, а именно уменьшение начальной максимальной цены муниципального контракта с 194 799 870 руб до 185 245 879, 75 руб, отражение в нестоимостных критериях оценки заявок на участие в открытом конкурсе опыта участника за 2 года до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, исполнение государственных контрактов (предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу линейного объекта капитального строительства) стоимость за каждый из таких контрактов (договоров) должна составлять не менее 28 000 000 руб, указание короткого срока исполнения муниципального контракта, отсутствие авансирования, поэтапной оплаты выполненных работ по муниципальному контракту, а также объем работ, выполненных субподрядчиком не превышающий 5%, уменьшение размера обеспечения исполнения контракта с 30% до 1% равного 1 852 458, 80 руб, уменьшение размера обеспечения заявки на участие в конкурсе с 5% до 1%, равного 1 852 458, 80 руб, уменьшение размера обеспечения гарантийных обязательств с 10% до 1%, равного 1 852 458, 80 руб. После чего, сформированная конкурсная документация администрацией Карасукского района Новосибирской области направлена в ГКУ НСО "Управление контрактной системы" для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на заключение муниципального контракта.
Таким образом, при формировании и размещении конкурсной документации ООО "Бурсиб-Н" имело преимущество перед другими участниками открытого конкурса в электронной форме, а в последующем заключило муниципальный контракт с администрацией Карасукского района Новосибирской области на сумму 185 245 879, 75 рублей на строительство объекта капитального строительства- "строительства водоразборных скважин и станции водоподготовки в городе Карасуке Карасукского района Новосибирской области".
11.01.2021г между администрацией Карасукского района Новосибирской области и ООО "Бурсиб-Н" заключен муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства - "строительство водозаборных скважин и станции водоподготовки в г. Карасуке на сумму 185 245 879, 75 рублей.
При наличии возможности ООО "Бурсиб-Н" не исполнило требования ч.1 ст. 13.3, ч.1, 2 ст. 14 Федерального закона N 273-ФЗ, меры по предупреждению коррупции не приняло.
Изложенное явилось основанием для привлечения ООО "Бурсиб-Н" к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 19.28 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются постановление прокурора Новосибирской области от 26 октября 2022г о возбуждении дела об административном правонарушении, протоколом общего собрания работников ООО "Бурсиб-Н" по противодействию коррупции от 22.11.2021г, постановлением о возбуждении уголовного дела от 18.10.2021г, протоколом осмотра места происшествия с фототаблицей, протоколами допроса свидетелей, стенограммами разговоров ФИО13, ФИО27Н, постановлениями о привлечении в качестве обвиняемых ФИО12. и ФИО28, выпиской из ЕГРЮЛ, объяснениями директора ООО "Бурсиб-Н" Бабенко Н.Н, муниципальным контрактом и иными доказательствами, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Согласно Примечанию 4 к статье 19.28 КоАП РФ крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие один миллион рублей.
Суды пришли к правильному выводу о виновности ООО "Бурсиб-Н" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Доводы жалобы, аналогичны доводам, которые были предметом оценки на предыдущих стадиях рассмотрения данного дела и правомерно отклонены судом как несостоятельные по основаниям, указанным в обжалуемых судебных актах, с приведением соответствующих мотивов, поводов не согласиться с которыми не имеется.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для: соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьей 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" установлено, что организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции, которые могут включать, в частности, определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений; сотрудничество организации с правоохранительными органами; разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации; предотвращение и урегулирование конфликта интересов; недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
Материалы данного дела об административном правонарушении позволили судебным инстанциям сделать вывод о том, что обществом не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При рассмотрении дела и жалобы судебные инстанции правильно применили нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, ФИО14. является учредителем ООО "Букрсиб-Н", который непосредственно координировал работу организации по строительству водозаборных скважин на территории Новосибирской области, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, приведенными выше. Кроме того, материалами дела подтвержден факт заинтересованности ФИО15. в увеличении дохода общества, им принимались меры, способствующие победе ООО "Бурсиб-Н"в аукционе и получении преимущества перед другими участниками открытого конкурса.
Согласно показаниям ФИО16 данных им в качестве подозреваемого и обвиняемого следует, что заместитель министра ЖКХ и энергетики Новосибирской области ФИО35 создал условия для победы ООО "Бурсиб-Н" в открытом конкурсе, так как имел личную заинтересованность. Он, ФИО17. периодически созванивался с ФИО29, обсуждал с ним вопросы исполнения муниципального контракта. В начале августа 2021г ФИО31 попросил его помочь ему деньгами, ФИО18. понимал, что данные деньги будут являться взяткой ФИО30. за оказанные услуги. 18.10.2021г в 06:40час он по предварительной договоренности с ФИО32. приехал на своем автомобиле к дому ФИО33. Денежные средства в размере "данные изъяты" руб положил в пакет на заднее сиденье автомобиля. ФИО34. открыл дверь автомобиля, забрал пакет и ушел в направлении своего дома.
При этом, наличие постановления о прекращении уголовного преследования в отношении ФИО19 на основании п.2 ч.1 ст. 24 УК РФ, не является основанием для прекращения производства по настоящему делу, поскольку не свидетельствует об отсутствии состава административного правонарушения в действиях общества.
Доказательства, свидетельствующие об отсутствии у юридического лица возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, и данным лицом были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалах дела отсутствуют, автором жалобы не представлены.
В соответствии с примечанием 5 к статье 19.28 КоАП РФ юридическое лицо освобождается от административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренное настоящей статьей, если оно способствовало выявлению данного правонарушения, проведению административного расследования и (или) выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, либо в отношении этого юридического лица имело место вымогательство.
Для применения примечания 5 к статье 19.28 КоАП РФ должна быть установлена совокупность действий лица, способствующих выявлению, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным административным правонарушением (вопрос 11 Обзора судебной практики рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 08 июля 2020 года).
Доказательства, свидетельствующие о том, что сотрудники ООО "Бурсиб-Н" обращались в правоохранительные органы с заявлением о совершенном преступлении или иным образом способствовали выявлению данного правонарушения, раскрытию и расследованию преступления, связанного с данным правонарушением, в материалах дела отсутствуют.
Оснований для прекращения данного дела об административном правонарушении на основании положений, предусмотренных приложением 5 к статье 19.28 КоАП РФ, не усматривается.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассмотрена в порядке, установленном ст. 30.6 КоАП РФ, доводам жалобы имеющим правовое значение дана надлежащая оценка.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Бурсиб-Н" к административной ответственности не нарушены, наказание назначено с соблюдением положений ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере санкции ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств, позволяющих применить положения ч. ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, из материалов дела и доводов жалобы не усматривается. Наличие доводов о том, что обществом исполняются иные муниципальные контракты, в связи с чем арест денежных средств на расчетных счетах организации приведет к неисполнению назначенного по настоящему делу административного наказания, отклоняются, основанием для изменения назначенного наказания, не являются.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи 2-го судебного участка Заельцовского судебного района г. Новосибирска от 25 ноября 2022г, решение судьи Заельцовского районного суда г. Новосибирска от 27 декабря 2022г, вынесенные в отношении ООО "Бурсиб-Н", по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 19.28 КоАП РФ - оставить без изменения, жалобу представителя ООО "Бурсиб-Н" Гридчина А.Б. - без удовлетворения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.