Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Пушкаревой Н.В. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Маслакова Владимира Михайловича, поданной через суд первой инстанции 9 января 2023 года, на решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 6 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 октября 2022 года по административному делу N 2а-267/2022 по административному исковому заявлению прокурора Аскизского района Республики Хакасия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Маслакову Владимиру Михайловичу о прекращении действия права на управление транспортными средствами.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения Маслакова В.М, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Аскизского района Республики Хакасия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Аскизский районный суд Республики Хакасия с административным исковым заявлением о прекращении действия права Маслакова В.М. на управление транспортными средствами, мотивируя тем, что он состоит на учете у врача-нарколога, имеет медицинские противопоказания к управлению транспортными средствами, что создает реальную угрозу безопасности дорожного движения, причинения вреда имуществу, жизни и здоровью граждан.
Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 6 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 октября 2022 года, административное исковое заявление удовлетворено, прекращено действие права на управление транспортными средствами Маслакова В.М, "данные изъяты", подтвержденное водительским удостоверением серии и номером N, выданным 21 сентября 2017 года; на Маслакова М.В. возложена обязанность сдать водительское удостоверение серии и номера N выданное 21 сентября 2017 года, в органы ОГИБДД ОМВД России по Аскизскому району в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу; с Маслакова В.М. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе Маслаков В.М. ставит вопрос об отмене постановленных судебных актов с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая на нарушение судами норм материального и процессуального права. Дублируя доводы апелляционной жалобы, настаивает, что он поставлен на учет врачом-наркологом незаконно, а также указывает на невозможность исполнения оспариваемого решения суда в части сдачи водительского удостоверения, поскольку приговором мирового суда Аскизского района Республики Хакасия административный ответчик был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, и лишен права управления транспортным средством с последующей сдачей водительского удостоверения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судами первой и апелляционной инстанций.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", исходил из установления факта наличия у административного ответчика заболевания, относящегося к числу медицинских противопоказаний для допуска к управлению транспортными средствами, препятствующего безопасному управлению транспортными средствами и нарушающего принцип обеспечения безопасности дорожного движения и прав неопределенного круга лиц.
С указанными выводами судов следует согласиться.
Как следует из положений абзаца 3 части 1 статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами может являться выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
Таким образом, федеральным законодательством возникновение и наличие права на управление транспортными средствами поставлено в прямую зависимость от состояния здоровья водителя.
Постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2014 года N 1604 утверждены Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами, согласно которым противопоказаниями к управлению транспортными средствами являются психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код F10 - F16, F18, F19), до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии с Порядком диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ, утвержденным приказом Минздрава России от 30 декабря 2015 года N 1034н, диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения, осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания (пункт 2).
Согласно пункту 12 упомянутого выше Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия, в том числе, при наличии у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F10 - F19) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года (подп. 2).
При рассмотрении дела установлено, что Маслаков В.М. имеет право управления транспортными средствами на основании водительского удостоверения N, выданного 21 сентября 2017 года со сроком действия до 21 сентября 2027 года, категории "В, Bl (AS), С, Cl, М".
Согласно справке-заключению врачебной комиссии ГБУЗ РХ "Аскизская межрайонная больница" от "адрес" N Маслаков В.М. с 10 февраля 2021 года состоит на учете с диагнозом "данные изъяты"
Наличие у Маслакова В.М. противопоказаний для управления транспортными средствами в связи с длительным употреблением психоактивных веществ подтверждается и иными доказательствами по делу, в том числе фактами неоднократного привлечения его к уголовной ответственности за незаконное приобретение и хранение без цели сбыта наркотических средств.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными. Судами верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Суды нижестоящих инстанций, проанализировав приведенные выше положения действующего законодательства с учетом установленных обстоятельств дела, пришли к правомерному выводу о наличии оснований для прекращения действия у Маслакова В.М. права управления транспортными средствами, поскольку доказательств снятия последнего с диспансерного учета на основании заключения врачебно-консультативной комиссии в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), как предусмотрено действующим законодательством, не имеется. Как установлено судами из амбулаторной карты административного ответчика, 8 декабря 2016 г. Маслаков В.М. был поставлен на профилактический учет в наркологическом кабинете ГБУЗ РХ "Аскизская МБ", однако наблюдался нерегулярно, снят с учета 26 июня 2020 г, а 27 ноября 2020 г. был доставлен сотрудниками госавтоинспекции, установлено употребление "данные изъяты". После приговора Аскизского районного суда Республики Хакасия от 18 января 2021 г. от лечения по предписанию суда отказывался.
Имеющиеся в деле и исследованные судами доказательства свидетельствуют о том, что состояние здоровья административного ответчика препятствует безопасному управлению им транспортными средствами, что в силу статьи 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" влечет прекращение права на управление транспортными средствами, так как создает реальную угрозу жизни и здоровью, как самого водителя, так и иных участников дорожного движения.
Соглашаясь с данной позицией, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции также учитывает, что установление для гражданина прямого противопоказания к управлению транспортными средствами свидетельствует о непосредственной угрозе для безопасности дорожного движения, пресечение которой направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также защиты интересов общества и государства в области дорожного движения.
Вопреки доводам кассационной жалобы, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами не допущено.
Иные доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования судов нижестоящих инстанций, им в обжалуемых судебных решениях дана надлежащая оценка, с которой оснований не согласиться не имеется.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судами установлены правильно, представленные доказательства оценены в соответствии с требованиями процессуального закона, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для отмены постановленных судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене судебного постановления не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Аскизского районного суда Республики Хакасия от 6 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.