Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Конаревой И.А, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи кассационную жалобу Новосибирского филиала Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", поданную через суд первой инстанции 30 декабря 2022 г, на решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 6 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 11 октября 2022 г.
по административному делу N 2а-719/2022 по административному исковому заявлению Красноярского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к Федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Новосибирскому филиалу Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Министерству транспорта Российской Федерации об обязании совершения действий.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, объяснения Суменковой В.В, представляющей интересы Новосибирского филиала Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О, Демиденок Е.В, представляющей интересы Красноярской таможни, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Красноярский транспортный прокурор, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лип и Российской Федерации, обратился в суд с административным исковым заявлением об обязании ФГКУ "Росгранстрой" в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу, выполнить требования об оборудовании и техническом оснащении воздушного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Красноярск по адресу: "адрес", аэропорт "Красноярск", строение N а именно, произвести монтажные и пусконаладочные работы по интеграции ранее смонтированных систем "Янтарь", обеспечив интеграцию и функционирование всей системы радиационного контроля; реализовать систему радиосвязи, путем поставки и монтажа программно-аппаратного комплекса диспетчеризации связи и программного обеспечения к нему, обеспечив взаимодействие контрольных органов в пункте пропуска, а также бесперебойную устойчивость связи контрольных органов с взаимодействующими структурными и вышестоящими органами управления; предоставить программное обеспечение, необходимое при проведении таможенного контроля в пункте пропуска, включенное в Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. При недостаточности денежных средств у ФГКУ "Росгранстрой", возложить указанные обязанности на Министерство транспорта Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что оснащение воздушного грузопассажирского многостороннего Пункта пропуска через государственную границу РФ в международном аэропорту "Красноярск" необходимым оборудованием не соответствует требованиям действующего законодательства. Для переоборудования (технического перевооружения) Пункта пропуска между ФГКУ "Росгранстрой" и обществом с ограниченной ответственностью (ООО) "СтройСпецПроект" 5 декабря 2017 г..в рамках федеральной целевой программы "Государственная граница Российской Федерации 2012-2020 гг." заключен государственный контракт N Приложение N 1 к контракту содержит техническое задание, в соответствии с которым в Пункте пропуска должны быть выполнены работы по интеграции в новый комплекс контроля делящихся и радиоактивных материалов с заменой линии связи на волоконно-оптическое и дооснащение медиоконвекторами - стационарными системами радиационного контроля "Янтарь 1А" в количестве 2 единиц. "Янтарь 1П" - I единица.
Между тем, в ходе прокурорской проверки установлено, что данное требование не выполнено, а именно, производство монтажных и пусконаладочных работ по интеграции систем "Янтарь" не произведено, система радиосвязи не реализована, программное обеспечение не установлено и не настроено, не получено согласие компании Microsoft (Майкрософт) на передачу лицензии Красноярской таможне, осуществляющей таможенный контроль в пункте пропуска Красноярск, и у таможенного органа отсутствует возможность использования данного программного обеспечения при проведении таможенного контроля. С 4 марта 2022 г..продажа услуг и продуктов компанией Майкрософт в России приостановлена. В соответствии со статьёй 12.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г..N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", в целях расширения использования российских программ для ЭВМ и баз данных, подтверждения их происхождения из Российской Федерации, а также в целях оказания правообладателям программ для ЭВМ или баз данных мер государственной поддержки, создан Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных. В данном реестре предусмотрен класс программного обеспечения по классификатору программного обеспечения, в том числе, "Офисные приложения", которые возможно использовать при проведении таможенного контроля, но административный ответчик никаких мер по использованию российских программ не принял.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от 6 мая 2022 г. требования были удовлетворены.
На Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" возложена обязанность в шестимесячный срок со дня вступления решения в законную силу выполнить требования об оборудовании и техническом оснащении воздушного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Красноярск по адресу: "адрес" аэропорт "Красноярск", строение N
произвести монтажные и пусконаладочные работы по интеграции смонтированных СТСО ДРМ "Янтарь", обеспечив интеграцию и функционирование всей системы радиационного контроля;
реализовать систему радиосвязи, путем поставки и монтажа программно-аппаратного комплекса диспетчеризации ФИО1 и программного обеспечения к нему, обеспечив взаимодействие контрольных органов в пункте пропуска, а также бесперебойную устойчивость ФИО1 контрольных органов с взаимодействующими структурными и вышестоящими органами управления;
предоставить программное обеспечение, необходимое при проведении таможенного контроля в пункте пропуска, включенное в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.
При недостаточности денежных средств ФГКУ Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" для исполнения настоящего решения, возложить выполнение вышеуказанных обязанностей на Министерство транспорта Российской Федерации.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 11 октября 2022 г. решение Емельяновского районного суда Красноярского края от 6 мая 2021 г. изменено, принято по делу новое решение, которым требования административного искового заявления Красноярского транспортного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга удовлетворены частично.
На Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" возложена обязанность в шестимесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу выполнить требования об оборудовании и техническом оснащении воздушного грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Красноярск по адресу: "адрес", аэропорт "Красноярск", строение N, а именно:
обеспечить функционирование всей системы радиационного контроля, в том числе смонтированных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов "Янтарь";
обеспечить бесперебойную внутреннюю и внешнюю связь пункта пропуска, включение в ведомственную интегрированную телекоммуникационную сеть (ВИТС) ФТС России, а также выход на сеть связи общего пользования;
обеспечить пункт пропуска программным обеспечением (с возможностью его использования Красноярской таможней), необходимым при проведении таможенного контроля.
В остальной части заявленных административных исковых требований прокурора отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Полагает, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального и процессуального права.
Относительно доводов кассационной жалобы Красноярской таможней представлены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что согласно паспорту объекта, воздушный грузопассажирский многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в международном аэропорту Красноярск расположен по адресу: "адрес" аэропорт "Красноярск", строение N Пункт по режиму работы классифицирован как постоянный. Пограничный контроль в нём осуществляет пограничное управление ФСБ России по Новосибирской области, атаможенный - таможенный пост "Аэропорт" Красноярской таможни.
ФГКУ "Росгранстрой" является юридическим лицом, ответственным за его эксплуатацию, в лице Новосибирского филиала ФГКУ "Росгранстрой". Эта информация также подтверждается сведениями, размещенными на официальном сайте - rosgranstroy.ru.
На учреждение возложено обеспечение функционирования (эксплуатации) зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через госграницу, включая их содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение, а также передача имущества, необходимого для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через госграницу в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации (пункты 3.1, 3.3.5 и 3.3.7 Устава).
Филиал ФГКУ "Росгранстрой" в г. Новосибирске выполняет функции государственного заказчика в сфере проектирования, строительства, реконструкции пунктов пропуска через государственную границу в соответствии с пунктом 2.2.1 Положения о филиале.
5 декабря 2017 г. ФГКУ "Росгранстрой" с ООО "СтройСпецПроект" заключен государственный контракт N на выполнение работ по техническому перевооружению воздушного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации. В соответствии с пунктом 16 технического задания к государственному контракту, срок выполнения работ по нему составляет 235 дней с даты его заключения.
Однако 14 декабря 2018 г. на рабочем совещании по вопросу готовности воздушного пункта пропуска "Красноярск" с участием представителей Министерства транспорта России, Пограничной службы ФСБ России, ФТС России, Роспотребнадзора, Россельхознадзора, ФГКУ "Росгранстрой", акционерного общества (АО) "Аэропорт Емельяново", ООО "СпецСтройПроект", ООО "ТМЮ", выявлен ряд замечаний. Установлен срок для их устранения - не позднее 1 марта 2019 г. Среди замечаний отмечена необходимость осуществить интеграцию ранее смонтированных систем "Янтарь", согласно утвержденной рабочей и технической документации: указано на то, что система радиосвязи не реализована, оборудование закуплено, но схема не собрана, программно-аппаратный комплекс диспетчеризации связи не работает (программное обеспечение не установлено и не настроено); отсутствуют лицензии на программное обеспечение.
В письме от 18 февраля 2019 г. N подрядчик ООО "СтройСпецПроект" сообщило ФГКУ "Росгранстрой" о невозможности проведения интеграции ранее смонтированных систем "Янтарь" до восстановления их работоспособности ООО "Аэропорт Емельяново"; о том, что частотный диапазон, используемый Красноярской таможней, не позволяет реализовать корректную работу комплекса диспетчеризации связи, и о ведении работы по изменению схемы работы УКВ радиосвязи ФТС на территории пункта пропуска; сообщено также о том, что все лицензии, предусмотренные согласованной рабочей документацией, поставлены на объект.
Согласно акту приемки законченного строительствам объекта от 7 ноября 2019 г. формы N, заказчиком в лице директора Уральского филиала ФГКУ "Росгранстрой" и исполнителем в лице руководителя ООО "СтройСпецПроект" установлено, что на предъявленном к приемке объекте - воздушном пункте пропуска через государственную границу России "Красноярск" установлено предусмотренное проектом оборудование.
Тем не менее Красноярской транспортной прокуратурой актами проверки от 2 ноября 2020 г. и от 26 ноября 2020 г. установлено, что оснащение воздушного пункта пропуска "Красноярск" не отвечает требованиям законодательства: пункт пропуска нуждается в интеграции ранее смонтированных систем "Янтарь", система радиосвязи не реализована, отсутствуют лицензии на программное обеспечение.
5 декабря 2019 г. международным аэропортом Красноярск заключен договор с ООО "СевЗапСпецСвязь" на проектирование технического оснащения участка пункта пропуска в Терминале N в рамках II этапа технического перевооружения воздушного пункта пропуска Красноярск и переноса участка пункта пропуска из здания терминала N, по которому предполагалось выполнить проектные решения по интеграции ранее установленных стоек СТСО ДРМ "Янтарь". Подготовка проектной документации планировалась до конца февраля 2020 г. Перенос узла соединения (шкафа) ФТС России из здания предполетной подготовки в новый терминал N (строение 1) должен был быть выполнен собственными силами аэропорта; прокладка кабельной линии от шкафа ФТС России в новом Терминале N до серверной ФТС России в новом пассажирском терминале, должно было выполняться силами подрядной организации ООО "СевЗапСпецСвязь" при выполнении работ по пункту пропуска в новом Терминале N
26 ноября 2020 г. на заседании координационного совета воздушного пункта пропуска через государственную границу РФ "Красноярск", в состав которого входили в том числе представители Новосибирского филиала ФГКУ "Росгранстрой", приняты решения о проработке таможенным постом "Аэропорт Красноярск" с Красноярской таможней и Сибирским таможенным управлением вопроса изменения частоты радиосвязи с 25 кГц на 700 кГц, по итогам согласования направить в ФГКУ "Росгранстрой" обращение о приобретении и установке дуплексного фильтра для радиостанции; руководству Новосибирского филиала ФГКУ "Росгранстрой" проработать с подрядной организацией и Красноярской таможней вопрос о лицензировании программного обеспечения технологического оборудования государственных контрольных органов, установленного в пункте пропуска; руководству ООО "Аэропорт Емельяново" организовать выполнение работ по интеграции СТСО ДРМ "Янтарь", по завершении согласования проекта II этапа реконструкции пункта пропуска. Предполагаемый срок завершения работ - декабрь 2021 г. Объективных данных о том, что во второй этап технического перевооружения пункта пропуска Красноярск были включены мероприятия, направленные на реализацию системы радиосвязи путем поставки и монтажа программно-аппаратного комплекса диспетчеризации связи, в деле нет.
27 января 2022 г. помощником Красноярского транспортного прокурора в присутствии представителя Красноярской таможни и представителя Новосибирского филиала ФГКУ "Росгранстрой" составлен акт о том, что на момент осмотра производство монтажных и пусконаладочных работ по интеграции ранее смонтированных систем радиационного контроля "Янтарь" не выполнено. Проверкой также установлено, что в помещении таможенного поста "Аэропорт Красноярск" при реконструкции пункта пропуска через государственную границу установлен телекоммуникационный шкаф, в котором не смонтировано оборудование дуплексного фильтра, а также аппаратно-программный комплекс системы радиосвязи. Проверка дальности действия имеющихся радиостанций показала, что в багажном отделении зоны прилета, в помещении полевой группы таможенного поста, на поле - на перроне между N терминалами, на перроне стоянок воздушных судов, на малом перроне воздушных судов N, радиосвязь отсутствует.
Данных о завершении работ по интеграции ранее смонтированных систем "Янтарь", а также о реализации системы радиосвязи, утвержденной проектной документацией, путем устройства комплекса диспетчеризации связи и программного обеспечения к нему, представлено не было.
Разрешая заявленные по существу требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, исходя из фактических обстоятельств дела, руководствуясь положениями статьей 11, 12 Закона Российской Федерации от 1 апреля 1993 г..N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации", статьи 12.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г..N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2007 г..N 930 "Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", пункта 9 Решения Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г..N 688 "О Единых типовых требованиях к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза", пунктами 4.3, 6, 12.1, 13.2, 16.1 Приказа ФТС России от 31 октября 2008 г..N 1349 "Об утверждении Типовых требований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации таможенного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации", Распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 сентября 2008 г..N 1308-р "О создании федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", Распоряжения Правительства Российской
Федерации от 5 февраля 2016 г..N 159-р "О проведении ликвидационных мероприятий в связи с упразднением Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, пунктов 3.1, 3.3.5 и 3.3.7 Устава ФГКУ "Дирекция по строительств и эксплуатации объектов Росграницы", утвержденного распоряжением Минтранса России от 23 июня 2016 г, Положения о филиале ФГКУ "Росграстрой" в г..Новосибирске, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований. Суд установил, что действия ООО "Аэропорт Емельяново" по перепланировке помещений, а также письменное сообщение данного юридического лица об интеграции СТСО ДРМ "Янтарь" в рамках реализации проекта по II этапу технического перевооружения воздушного пункта пропуска "Красноярск", и о том, что перенос узла соединения ФТС России из здания предполетной подготовки в новый терминал N будет выполнен собственными силами аэропорта, не являются обстоятельствами, освобождающими административного ответчика об обязанности принятия мер к интеграции систем радиационного контроля "Янтарь", и это не освобождает от ответственности за отсутствие надлежащей радиосвязи в воздушном пункте пропуска. Относительно программного обеспечения, суд указал на то, что поставленное, приобретённое и установленное программное обеспечение Microsoft (Windows, Windows Professional, Windows Server (клиент), Office) не включено в Единый реестр российского программного обеспечения, и оно не позволяет осуществлять таможенный контроль в пункте пропуска, поскольку лицензия на его использование получена ФГКУ "Росгранстрой" без права передачи третьему лицу, то есть Красноярской таможне.
Также суд пришёл к выводу о том, что недостатки обустройства пункта пропуска вне зависимости от исполнения государственного контракта от 5 декабря 2017 г. N, не являются основанием для освобождения ФГКУ "Росгранстрой" от обязанности надлежащего обустройства пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также от приведения его в соответствующее состояние, отвечающее требованиям действующих нормативных актов, поскольку соответствие пункта пропуска нормативам входит в полномочия именно административного ответчика. Во исполнение данных требований ФГКУ "Росгранстрой", осуществляющее функции государственного заказчика в сфере обустройства пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, полномочно инициировать заключение новых контрактов.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта, пришел к выводу о необходимости его изменения с принятием нового решения, поскольку удовлетворение требования в заявленном виде и содержании фактически сводится к вопросу о разрешении спора об исполнении либо ненадлежащем исполнении контрактных обязательств от 5 декабря 2017 г, что не отвечает задачам административного судопроизводства, поскольку заявляя такие требования, прокурор фактически вмешивается в экономический спор между хозяйствующими субъектами, что недопустимо в соответствии с частью 2 статьи 26 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Судебная коллегия изменила решение суда, возложив на ФГКУ "Росгранстрой" обязанности: обеспечить в указанном выше пункте пропуска функционирование всей системы радиационного контроля, в том числе смонтированных таможенных систем обнаружения делящихся и радиоактивных материалов "Янтарь"; обеспечить бесперебойную внутреннюю и внешнюю связь пункта пропуска, его включение в ведомственную интегрированную телекоммуникационную сеть (ВИТС) ФТС России, а также выход на сеть связи общего пользования; а также обеспечить пункт пропуска программным обеспечением (с возможностью его использования Красноярской таможней), необходимым при проведении таможенного контроля.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке административным ответчиком обстоятельств дела.
Доводы кассационной жалобы о невозможности исполнения возложенных на административного ответчика обязанностей являлись предметом оценки судов первой и апелляционной инстанций обоснованно отклонены по основаниям, изложенным в решении суда первой инстанции и апелляционном определении, выводы судов основаны на оценке представленных в материалы дела доказательств при правильном применении норм материального права. Обстоятельств, которые бы ранее не приводились в ходе рассмотрения настоящего дела в судах первой и апелляционной инстанций заявителем не приводится.
Доводы кассационной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 11 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 13 марта 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.