Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Никулиной И.А, судей Пушкаревой Н.В. и Конаревой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационному представлению исполняющего обязанности Байкальского межрегионального природоохранного прокурора, поданному через суд первой инстанции 16 января 20233 года, на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2022 года по административному делу N 2а-49/2022 по административному исковому заявлению Братского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к заместителю начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной Надежде Владимировне, Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству о признании незаконным бездействия.
Заслушав доклад судьи Никулиной И.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, поддержавшей кассационное представление, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Братский межрайонный природоохранный прокурор, действующий в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц, обратился в Куйтунский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением к заместителю начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной Н.В, Территориальному управлению министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству о признании незаконным бездействия.
Требования мотивированы тем, что Братской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проведения проверки исполнения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров на территории лесного фонда Куйтунского лесничества установлены факты незаконного бездействия заместителя начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной И.В, выразившегося в несвоевременной регистрации лесных пожаров в Куйтунском лесничестве, несвоевременного направления в специализированную организацию требований о выделении достаточных сил и средств тушения пожаров к местам пожаров, необоснованного указания в актах о лесных пожарах сведений об обнаружении лесных пожаров, неустановления размера ущерба лесному фонду, причиненного лесным пожаром.
Решением Куйтунского районного суда Иркутской области от 15 апреля 2022 г. административное исковое заявление Братского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворено, признано незаконным бездействие заместителя начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной Н.В, выразившееся в нерегистрации и незаполнении карточек учета лесных пожаров от 26 июля 2021 г. N к-1181 и N к-1187; невыделении 26 июля 2021 г. достаточных сил и средств тушения пожаров к местам пожаров N и N; непередаче достоверной информации о лесных пожарах от 26 июля 2021 г. N и N в специализированную диспетчерскую службу органа государственной власти для последующего представления сведений о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства; невнесении в акт о лесном пожаре N достоверной информации о дате, времени, площади обнаружения лесного пожара, размере ущерба от лесного пожара.
На заместителя начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкину Н.В. возложена обязанность заполнить карточку учета лесного пожара, произошедшего 26 июля 2021 г. в выделе 47 квартала 105 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества, ликвидированного в 12 час. 00 мин. 28 июля 2021 г. на площади 306 га, передать ее в специализированную диспетчерскую службу Министерства лесного комплекса Иркутской области для последующего представления сведений о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки в специализированную диспетчерскую службу Федерального агентства лесного хозяйства; внести в акт о лесном пожаре N сведения, изменив дату и время обнаружения лесного пожара на 26 июля 2021 г. в 12 час. 50 мин, площадь обнаружения лесного пожара на 97 га, размер ущерба на 546 052 613 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным дела Иркутского областного суда от 28 сентября 2022 г. решение Куйтунского районного суда Иркутской области от 15 апреля 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационном представлении исполняющий обязанности Байкальского межрегионального природоохранного прокурора ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по административным дела Иркутского областного суда от 28 сентября 2022 г, оставлении в силе решения Куйтунского районного суда Иркутской области от 15 апреля 2022 г, указывая на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права. Считает, что судом первой инстанции достоверно установлен факт нерегистрации лесного пожара N административным ответчиком Синюшкиной Н.В, а регистрация лесного пожара за N произведена только в 06-00 час. 27 июня 2021 г, то есть в первый рабочий день после выходных дней, когда Синюшкина Н.В. вышла на работу, тогда как к этому времени пожар действовал более 17 часов в отсутствии мер по его тушению. Поскольку обнаружение лесного пожара осуществлено системой космомониторинга 26 июля 2022 г. в 12 час. 50 мин, дата и время его обнаружения не зависят от даты и времени его подтверждения наземным способом, тем более не могут зависеть от рабочего времени должностного лица, уполномоченного на составление карточек учета лесных пожаров. Считает, что обязанность по выделению 26 июля 2021 г. сил и средств для тушения действующих на территории Куйтунского лесничества лесных пожаров была возложена именно на Синюшкину Н.В, которая должна была определить их достаточность для ликвидации возгораний в соответствии с Планом тушения лесных пожаров лесничества и Правилами тушения лесных пожаров. Полагает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что лесной пожар подлежит регистрации после его подтверждения наземным способом, основан на неверном толковании норм материального права. Закон не предусматривает ограничений в оценке причиненного в результате лесного пожара ущерба в дальнейшем, даже после их предварительной оценки в рамках установленных пяти дней для составления акта о лесном пожаре.
Относительно доводов кассационного представления заместителем начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной Н.В, заместителем начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Каменщиковым О.В. принесены возражения.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились, возражений не представили. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушений такого характера не было допущено судом апелляционной инстанции.
Статьей 51 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения (в том числе радиоактивными веществами) и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов (часть); охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено ЛК РФ, другими федеральными законами (часть 2).
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Лесного кодекса Российской Федерации охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Согласно статье 53 Лесного кодекса Российской Федерации, меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: 1) предупреждение лесных пожаров; 2) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; 3) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; 4) иные меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со статьей 53.4 Лесного кодекса Российской Федерации тушение лесного пожара включает в себя обследование лесного пожара с использованием наземных, авиационных или космических средств в целях уточнения вида и интенсивности лесного пожара, его границ, направления его движения, выявления возможных границ его распространения и локализации, источников противопожарного водоснабжения, подъездов к ним и к месту лесного пожара, а также других особенностей, определяющих тактику тушения лесного пожара; доставку людей и средств тушения лесных пожаров к месту тушения лесного пожара и обратно; локализацию лесного пожара; ликвидацию лесного пожара; наблюдение за локализованным лесным пожаром и его дотушивание; предотвращение возобновления лесного пожара.
Согласно пункту 31 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 8 июля 2014 года N 313, действия работников лесопожарных организаций по тушению лесного пожара начинаются с момента получения сообщения о пожаре и считаются законченными после возвращения сил и средств пожаротушения на места их дислокации.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 Лесного кодекса Российской Федерации, или лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
В соответствии с Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным постановлением правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 г. N 155-гш (далее - Положение), министерство лесного комплекса Иркутской области является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции по управлению в сфере лесного хозяйства, лесопромышленного комплекса на территории Иркутской области, в том числе осуществляет функции охраны лесов (в том числе меры пожарной безопасности и тушения лесных пожаров на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) па указанных землях (подпункт 7 пункта 8 Положения).
Согласно Положению о Территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, утвержденному приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 6 октября 2017 г. N 90-мпр (далее - Положение о лесничестве), управление является территориальным подразделением министерства лесного комплекса Иркутской области по управлению в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, основной задачей которого является в том числе обеспечение охраны и защиты лесов в пределах земель лесного фонда Куйтунского лесничества.
В соответствии с возложенной на него задачей в пределах земель лесного фонда Куйтунского лесничества территориальное управление по Куйтунскому лесничеству кроме всего прочего осуществляет функции по организации охраны лесов, осуществлению мер пожарной безопасности и тушению лесных пожаров, организации мониторинга пожарной опасности в лесах и мониторинга лесных пожаров; осуществлению приемки работ по предупреждению и тушению лесных пожаров в соответствии с действующими соглашениями, составлению актов о лесных пожарах, ведение учета лесных пожаров и затрат на их тушение с последующим представлением отчетности в министерство (подпункт 8 пункта 25 Положения о лесничестве).
При рассмотрении дела установлено, что Синюшкина Н.В. назначена на должность заместителя начальника Территориального управления министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству 3 февраля 2020 г..
В период с 26 июля 2021 г. по 3 августа 2021 г. на время отсутствия начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Каменщикова О.В. Синюшкина И.В. исполняла его обязанности.
Обращаясь с настоящими требованиями в суд, административный истец настаивал на бездействии, допущенном заместителем начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной Н.В, которая не приняла меры к регистрации сообщения о лесном пожаре N, обнаруженном посредством космического мониторинга 26 июля 2021 г. в квартале N 105 Тельбинской дачи Барлукского участкового лесничества Куйтунского лесничества на площади 97 га, не уточнила сведения об указанной термоточке, не дала указаний о заполнении карточки учета лесного пожара, в связи с чем данный лесной пожар действовал с 04:50 час. 26 июля 2021 г. по 06:00 час. 27 июля 2021 г, не приняла мер для привлечения достаточных сил и средств лесопожарных станции к тушению указанных лесных пожаров путем направления требований о выделении достаточных сил и средств тушения пожаров к местам пожаров, к их своевременному тушению с помощью максимально возможного использования имеющихся сил и средств их тушения согласно Плана тушения лесных пожаров в Куйтунском лесничестве, не приняла мер к своевременной ликвидации вышеназванных лесных пожаров. Кроме того, административный истец указал на недостоверность составленного Синюшкиной Н.В. акта о лесном пожаре от 30 июля 2021 г. N в части даты и времени обнаружения лесного пожара, площади обнаружения лесного пожара, размера ущерба.
Постановлением следователя по особо важным делам Тулунского межрайонного СО СУ СК РФ по Иркутской области от 29 июля 2022 г. уголовное дело в отношении Синюшкиной Н.В. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24 УПК РФ в связи с отсутствием в ее действиях признаков преступления, предусмотренного частью 2 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, исходил из того, что обязанность по совершению действий, определенных в настоящем споре вследствие их неисполнения как бездействие, возложена на начальника Территориального управления Министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, а в его отсутствие - на его заместителя, коим является административный ответчик Синюшкина Н.В. Оценив установленные по делу обстоятельства, суд пришел к выводу о установлении факта бездействия административных ответчиков по осуществлению возложенных на них полномочий в сфере охраны и защиты лесов, которое нарушает законные интересы Российской Федерации в сфере государственного управления, а также законные права и интересы граждан на благоприятную окружающую среду.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, суд апелляционной инстанции, руководствуясь нормами Лесного кодекса Российской Федерации, Положением о министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденным постановлением правительства Иркутской области от 27 февраля 2018 г. N 155-пп, Положением о территориальном управлении министерства лесного комплекса Иркутской области по Куйтунскому лесничеству, утвержденным приказом министерства лесного комплекса Иркутской области от 6 октября 2017 г. N 90-мпр, Порядком осуществления мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, утвержденного приказом Минприроды Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 276, Правилами тушения лесных пожаров, утвержденными Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2014 г. N 313, исходил из отсутствия в материалах дела доказательств спорного бездействия должностного лица.
Установив на основании представленных ОГАУ "Лесхоз Иркутской области" сведений, что карточка учета лесного пожара N с заполнением всех сведений о пожаре в специализированной диспетчерской службе имеется, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания незаконным бездействия по незаполнению карточки учета лесного пожара с возложением на заместителя начальника ТУ МЛК Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкину И.В. обязанности заполнения такой карточки с передачей ее в специализированную диспетчерскую службу министерства лесного комплекса Иркутской области.
Оценивая доводы административного искового заявления о невыделении Синюшкиной И.В, как должностным лицом, достаточных сил и средств тушения пожара к местам пожаров N, N, судебная коллегия, проанализировав положения Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 8 июля 2014 г. N 313 "Об утверждении правил тушения лесных пожаров", обстоятельства, установленные постановлением следователя по особо важным делам Тулунского межрайонного СО СУ СК РФ по Иркутской области от 29 июля 2022 г, которым прекращено уголовное дело в отношении Синюшкиной Н.В. на основании пункта 2 части 1 статьи 24 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в ее действиях признаков преступления, предусмотренного частью 2 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации, пришла к выводу о том, что определение сил и средств тушения лесного пожара складывается из взаимодействия руководителя тушения лесного пожара и начальника оперативного штаба лесничества. В связи с нахождением начальника Куйтунского лесничества Каменщикова О.В. в отпуске по болезни, полномочия председателя оперативного штаба 26 июля 2021 г. исполняла Синюшкина Н.В, а руководителем тушения лесного пожара, являлся бригадир лесопожарной станции АУ "Лесхоз Иркутской области" Куклин А.М, при этом доказательств, бесспорно свидетельствующих о невыделении должностным лицом Синюшкиной И.В. достаточных сил и средств тушения пожаров N, N по запросу руководителя тушения лесного пожара Куклина А.М. в деле не имеется, из данных в ходе предварительного расследования показаний Куклина A.М, являвшегося руководителем тушения лесного пожара, следует, что он в силу своих полномочий определял необходимое количество сил и средств, необходимых для тушения лесного пожара. Указания на то, что затребованные им силы и средства не были направлены начальником оперативного штаба Синюшкиной Н.В, в его показаниях не содержится.
Разрешая требования о допущенном заместителем начальника ТУ МЛК Иркутской области по Куйтунскому лесничеству Синюшкиной Н.В. бездействии по непередаче достоверной информации о лесных пожарах от 26 июля 2021 г..N и N в специализированную диспетчерскую службу для представления сведений о текущей пожарной опасности в лесах и лесных пожарах за предыдущие сутки, по невнесению в акт о лесном пожаре N достоверной информации о дате, времени, площади обнаружения лесного пожара, размере ущерба от лесного пожара, с возложением на административного ответчика обязанности внести в акт о лесном пожаре иные сведения, изменив дату и время обнаружения лесного пожара на 26 июля 2021 г..в 12:50 час, площадь обнаружения лесного пожара - на 97 га, размер ущерба - на 546 052 613 руб, судебная коллегия с учетом положений пункта 70 Приказа Минприроды России от 8 июля 20214 г..N 313 об утверждении Правил тушения лесных пожаров исходила из того, что акт о лесном пожаре составляется в течение пяти дней после ликвидации лесного пожара руководителем лесничества или лесопарка и срок составления спорного акта административным ответчиком не нарушен; в акте о лесном пожаре сведения о дате, времени и месте обнаружения лесного пожара, общей площади указываются на момент его обнаружения, размер ущерба (оценка потерь) указывается как предварительный; появление в информационной системе дистанционного мониторинга данных о возникновении термоточки не свидетельствует о наличии лесного пожара, данные сведения подлежат проверке, после проведения которой термоточка регистрируется как лесной пожар с указанием времени его обнаружения как лесного пожара.
Учитывая, что в спорном акте N о лесном пожаре время обнаружения лесного пожара определено в течение одних суток, по времени, указанному руководителем тушения лесного пожара, с момента его идентификации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что сведения в акте N о лесном пожаре должностным лицом Синюшкиной Н.В. указаны верно и не подлежат корректировке.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы суда апелляционной инстанции правильными. Судом верно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судами доказательствами, выводы мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.
Доводы кассационного представления об обратном, в том числе о том, что в результате обжалуемого бездействия административного ответчика нарушаются принципы лесного законодательства, права граждан на благоприятную окружающую среду, а также Российской Федерации как собственника лесного фонда, не нашли своего подтверждения.
Выводы суда, изложенные в апелляционном определении, подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным сторонами доказательствам, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
Доводы, изложенные в кассационном представлении, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции при вынесении обжалуемого решения, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, поэтому признаются кассационным судом несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению спора, судом апелляционной инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда апелляционной инстанции является законным, обоснованным и не подлежащим отмене.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 28 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 3 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.