Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу", поданную 17 января 2023 г, на решение Ленинского районного суда г. Кемерово от 21 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 3 августа 2022 г, по административному делу N 2а-649/2022 по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 40 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области-Кузбассу" (далее ФКУ ИК - 40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу) о признании незаконным представления прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области- Кузбассу Черепановой О.Ю, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса Давыдовой Н.Н, возражавшей в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу обратилось в Ленинский районный суд г. Кемерово с административным исковым заявлением, с учетом уточнения требований, о признании незаконным представления прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса "Об устранении нарушений федерального законодательства" от 23 декабря 2021 г. N в части начисления заработной платы не менее 16 629, 60 руб. с учетом районного коэффициента.
В обоснование требований указано, что 30 декабря 2021 г. в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу поступило представление, в котором, в частности, указано, что осужденным к принудительным работам, отработавшим установленную норму в октябре и ноябре 2021 г, в нарушение положений части 2 статьи 1, статьи 60.8 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), статей 22, 129, 133 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) начислена заработная плата без учета районного коэффициента.
В представлении изложено требование о принятии мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, рассмотрении вопроса об ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях закона.
12 января 2022 г. в ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбасса поступило постановление от 30 декабря 2021 г. о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу по части 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
Представление (в части не начисления районного коэффициента) полагают незаконным, поскольку возлагает обязанности, не предусмотренные законом.
Осужденные к принудительным работам Архипов В.В, Астахов М.Е, Максимов А.А, Муратов Е.А, Попова У.В, Бублиц А.Э, Шнайдер А.Н, отбывают наказание в виде принудительных работ в УФИЦ ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу с 2021 г.
За период с октября по ноябрь 2021 г. заработная плата состоит из оклада, доплат до минимального размера оплаты труда; оклада по часам, оплат и доплат в выходные и праздничные дни, доплат за ночные часы, оплаты больничных листов, оплаты отпусков, доплат за вредность. Районный коэффициент не начисляется.
Приказом ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 25 января 2021 г. N утверждено Положение об оплате труда осужденных, привлеченных к оплачиваемому труду (спецконтингента).
Положением установлены виды выплат: оклад, часовая тарифная ставка; доплата за работу с тяжелыми и вредными условиями труда, доплата за работу в ночное время, в выходные и праздничные дни; дополнительные выплаты (сдельные, не выполнение норм, нарушении технологии). Установлен график работы спецконтингента.
Отношения между осужденным и администрацией исправительного учреждения имеют специфический характер. Труд осужденных является обособленной принудительной мерой исправления.
В статье 315 ТК РФ выплата районного коэффициента и надбавок к заработной плате за работу в неблагоприятных климатических условиях, также предусмотрена только для лиц, работающих по трудовому договору. Исключений в отношении осужденных, ни нормы ТК РФ, ни нормы УИК РФ, регулирующие оплату труда, не предусматривают.
Указывают, что поскольку трудовой договор с осужденными не заключался, следовательно, правоотношения, возникшие между сторонами, не были основаны на трудовом договоре, начисление районного коэффициента не может быть произведено.
Решением Ленинского районного суда г. Кемерово от 21 апреля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 3 августа 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе ФКУ ИК - 40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу ставит вопрос об отмене судебных актов, как постановленных на основе неправильного применения норм материального и процессуального права.
В обоснование жалобы указывают, что осужденные, в данном случае, не являются стороной трудовых отношений, поскольку привлекаются к труду в связи с отбыванием наказания. Полагают, что судам необходимо было руководствоваться определением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2021 г. N 2631-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пономарева И.А. на нарушение его конституционных прав статьями 9, 11, частью первой статьи 103 и частью первой статьи 105 УИК РФ, частью первой статьи 1 Закона Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и статьей 317 ТК РФ" и сложившейся судебной практикой. Указывают, что судом апелляционной инстанции не дана правовая оценка применению судом первой инстанции статьи 273 КАС РФ, не имеющей отношения к предмету спора.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного истца, прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, представленных прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено, 13 августа 2021 г. осужденный Архипов В.В, в соответствии с приказом начальника ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 12 августа 2021 г. N 314ос был привлечен к оплачиваемому труду по профессии подсобный рабочий участка по обслуживанию и наведению порядка на территории учреждения, на 1 ставку с окладом 3 732 руб.
15 июля 2021 г. осужденный Астахов М.Е. в соответствии с приказом начальника ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 14 июля 2021 г. Nос был привлечен к оплачиваемому труду по профессии подсобный рабочий участка по обслуживанию и наведению порядка на территории учреждения, на 1 ставку с окладом 3 732 руб.
11 мая 2021 г. осужденный Максимов А.А. в соответствии с приказом начальника ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 11 мая 2021 г. N-ос был привлечен к оплачиваемому труду по профессии подсобный рабочий участка по обслуживанию и наведению порядка на территории учреждения, на 1 ставку с окладом 3 732 руб.
14 июля 2021г. осужденные Муратов Е.А, Шнайдер А.Н. в соответствии с приказом начальника ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 13 июля 2021 г. Nос были привлечены к оплачиваемому труду по профессии подсобный рабочий участка по обслуживанию и наведению порядка на территории учреждения, каждый на 1 ставку с окладом 3 732 руб.
28 июля 2021 г. осужденная Попова У.В. в соответствии с приказом начальника ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 27 июля 2021 г. Nос была привлечена к оплачиваемому труду по профессии подсобный рабочий участка по обслуживанию и наведению порядка на территории учреждения, на 1 ставку с окладом 3 732 руб.
27 августа 2021 г. осужденный Бублиц А.Э. в соответствии с приказом врио начальника ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу от 27 августа 2021 г. был привлечен к оплачиваемому труду по профессии подсобный рабочий участка по обслуживанию и наведению порядка на территории учреждения, на 1 ставку с окладом 3 732 руб.
По результатам проведенной проверки прокуратурой Кемеровской области - Кузбасса начальнику ФКУ ИК - 40 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу внесено представление от 23 декабря 2021 г. об устранении нарушений требований законодательства, в котором, среди прочих, указано на нарушение положений части 2 статьи 1, статьи 60.8 УИК РФ, статьи 22, 129, 133 ТК РФ, а именно: осужденным к принудительным работам Архипову В.В, Астахову М.Е, Максимову А.А, Муратовой Е.А, Поповой У.В, Бублиц А.Э, Шнайдер А.Н, отработавшим установленную норму в октябре и ноябре 2021 г, начислена заработная плата в октябре 2021 г. - 12 792 руб, в ноябре 2021 г. - 12 792 руб, без учета районного коэффициента 1, 3.
Постановлением заместителя прокурора Кемеровской области - Кузбасса от 30 декабря 2021 г. в отношении ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ.
Постановлением Государственной инспекции труда в Кемеровской области от 1 февраля 2022 г. N N ФКУ ИК-40 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 5.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с которым согласилась апелляционная коллегия, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что выявленное нарушение допущено исправительным учреждением, представление прокурора в оспариваемой части соответствует требованиям закона, вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленной компетенции, при наличии оснований.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться с выводами судов в связи со следующим.
Уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации устанавливаются общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, предусмотренных Уголовным кодексом Российской Федерации, порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, применения средств исправления осужденных (часть 2 статьи 2 УИК РФ), к которым относится общественно полезный труд (часть 2 статьи 9 УИК РФ), определяются основные обязанности осужденных, неисполнение которых влечет установленную законом ответственность (статья 11 УИК РФ).
В развитие данных законоположений Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации устанавливает правила привлечения осужденных к принудительным работам к труду, а также права и обязанности администраций исправительных центров и администраций организаций, в которых они работают (статьи 60.7, 60.8 и 60.9 указанного Кодекса). Предусмотрены ограничения права на труд осужденных к принудительным работам: места и работы осужденных определяются администрацией исправительных центров (часть 1 статьи 60.7 УИК РФ); на них не распространяются установленные трудовым законодательством правила приема на работу, увольнения с работы, перевода на другую работу, отказа от выполнения работы, предоставления отпусков (часть 1 статьи 60.8 УИК РФ).
Согласно статье 2 ТК РФ одним из принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений является свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности.
Нормы УИК РФ, предусматривающие привлечение осужденных к принудительным работам, направлены на исправление осужденных.
Применение норм трудового законодательства к отношениям с участием лиц, отбывающих принудительные работы, обусловлено совпадением отдельных элементов соответствующего уголовно-исполнительного правоотношения с трудовым правоотношением, поскольку, отбывая принудительные работы, осужденный занимается трудом в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы.
Разрешая вопрос о применении к рассматриваемым правоотношениям положений статей 315-316 ТК РФ об оплате труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, судами не принято во внимание следующее.
Целью введения указанных гарантий и компенсаций исторически являлось привлечение трудовых ресурсов в местностях с неблагоприятными климатическими условиями, работа в которых по выбору работника, позволяла рассчитывать на компенсацию за несение повышенных в таких местностях расходов, негативное воздействие природных факторов.
Действие Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", определяющего соответствующие государственные гарантии и компенсации в целях возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера (преамбула), распространяется на лиц, работающих по найму (т.е. на основании трудового договора) постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (часть 1 статьи 1). Соответственно, районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, установленные данным Законом (статьи 10 и 11), а впоследствии и Трудовым кодексом Российской Федерации (статьи 316 и 317), гарантируются лицам, работающим по трудовому договору.
На территории Кемеровской области - Кузбасса Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 1 августа 1989 г. N 601 "О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Кемеровской области и на территории г. г. Воркуты и Инты" установлен районный коэффициент к заработной плате в размере 1, 3.
Реализация свободы труда наряду со свободой передвижения внутри страны предполагает и свободный выбор региона работы, размеры оплаты труда в которых отличаются, в том числе, по причине различности природных условий жизни.
Лицо, отбывающее принудительные работы, не является наемным работником и не распоряжается правом на труд, в том числе, не выбирает место работы, на него не распространяются правила о приеме на работу, включая заключение трудового договора.
При этом местность, в которой находится осужденный при отбывании принудительных работ, по общему правилу ограничена территорией субъекта Российской Федерации, в котором он проживал или был осужден (часть 1 статьи 60.1 УИК РФ).
Изменение региона отбывания принудительных работ предусмотрено законом в отдельных случаях, не связанных с желанием осужденного трудиться в местности, где установлены гарантии и компенсации.
Таким образом, факт отбывания осужденным к принудительным работам наказания в местностях, где установлен районный коэффициент к заработной плате, не влечет обязанности исправительного учреждения применять данный районный коэффициент при исчислении его заработной платы.
Указанное не было принято во внимание судами, нормы материального права, подлежащие применению при оценке законности представления, применены неправильно.
Неприменение гарантий и компенсаций к лицам, отбывающим принудительные работы, обусловлено целями данного вида наказания, нормативно установленным порядком его отбывания и единством условий для осужденных к этому виду наказания на территории всей страны.
Доводы административного ответчика о необходимости применения районного коэффициента при оплате труда в связи с несением осужденным дополнительных затрат на приобретение одежды с учетом климатических особенностей местности, не могут быть приняты во внимание, поскольку вступают в противоречие с положениями Приказа Минюста России от 3 декабря 2013 г. N 216 "Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах", которым установлено описание предметов вещевого довольствия осужденных к принудительным работам (в приложении N 5).
С учетом изложенного оспариваемое представление прокурора в части требований о применении районного коэффициента к заработной плате осужденных, отбывавших наказание в виде принудительных работ, не может быть признано законным, судебные акты подлежат отмене, как постановленные на основе неправильного применения норм материального права, с принятием нового решения об удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Ленинского районного суда города Кемерово 21 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Кемеровского областного суда от 3 августа 2022 г. отменить, принять по делу новый судебный акт: признать незаконным представление прокуратуры Кемеровской области - Кузбасса "Об устранении нарушений федерального законодательства" от 23 декабря 2021 г. N 17-18/2021 в части начисления заработной платы не менее 16 629, 60 руб. с учетом районного коэффициента.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 22 марта 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.