Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Никулиной И.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Негматова Азизджона Алиджоновича, поданную 16 января 2023 г, на решение Советского районного суда города Томска от 6 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 21 октября 2022 г, по административному делу N 2а-1791/2022 по административному исковому заявлению Негматова Азизджона Алиджоновича к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области (далее - УМВД России по Томской области) о признании незаконным решения о неразрешении въезда на территорию Российской Федерации.
Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения представителя УМВД России по Томской области Овчинникова А.С, возражавшего в удовлетворении кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
Негматов А.А. обратился в Советский районный суд г. Томска с административным исковым заявлением о признании незаконным решения УМВД России по Томской области от 20 мая 2021 г. о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
В обоснование требований указано, что Негматов А.А. является гражданином Республики Таджикистан, в настоящее время находится за пределами Российской Федерации; длительное время проживал в Российской Федерации на основании вида на жительство. Оспариваемым решением Негматову А.А. не разрешён въезд в Российскую Федерацию на основании пункта 9 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию". Полагает, что решение принято без учета обстоятельств законности его проживания на территории Российской Федерации.
Решением Советского районного суда г. Томска от 6 мая 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 21 октября 2022 г, в удовлетворении требований отказано.
В кассационной жалобе Негматов А.А. ставит вопрос об отмене судебных актов, принятии нового решения об удовлетворении требований.
В обоснование жалобы указывает, что действительно был привлечен к уголовной ответственности на территории Российской Федерации, с оплатой штрафа в размере 10 000 руб. Уголовное дело прекращено 7 августа 2020 г. до принятия решения о неразрешении въезда. Штраф оплачен, вид на жительство не аннулирован. Принятые судебные акты противоречат Указам Президента Российской Федерации N 274 от 18 апреля 2020 г. и N 364 от 15 июня 2021 г. "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ в период преодоления последствий распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения представителя административного ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом первой и апелляционной инстанций.
Статьей 27 Конституции Российской Федерации гарантировано, что каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (часть 1). При этом, закрепляя право каждого на свободный выезд за пределы Российской Федерации, Конституция Российской Федерации предоставляет право на беспрепятственный въезд в Российскую Федерацию только гражданам Российской Федерации (часть 2).
В силу части 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, в том числе право на свободу передвижения, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 9 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства использовали подложные документы.
Пунктом 2 Правил принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 г. N 12, МВД России включено в перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию.
Приказом МВД России от 1 августа 2017 г. N 576 утверждено Положение об Управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области, которым УМВД России по Томской области наделено полномочиями по принятию (отмене) решений о неразрешении въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам или лицам без гражданства (подпункт 31 пункта 13).
Судами установлено и следует из материалов дела, что Негматов А.А. является гражданином Республики Таджикистан, по данным АС ЦБДУИГ состоит на миграционном учете по месту жительства по адресу "адрес", по 28 мая 2023 г.; оформлен вид на жительство сроком по 28 мая 2023 г.; близких родственников - граждан Российской Федерации не имеет; в настоящее время находится за пределами Российской Федерации.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 1 Стрежевского судебного района Томской области от 7 августа 2020 г. уголовное дело в отношении Негматова А.А. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) было прекращено по основанию, предусмотренному статьей 25.1 Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации с назначением меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа в размере 10 000 руб.
Установлено также, что Негматов А.А. совершил уголовно-наказуемое деяние, предусмотренное частью 5 статьи 327 УК РФ, выразившееся в том, что являясь иностранным гражданином, имеющим на территории Российской Федерации вид на жительство, он предоставил миграционному органу заведомо подложные документы для подтверждения своего постоянного источника дохода с целью выполнения требований пунктов 11-13 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", а именно: справки формы 2-НДФЛ от 14 октября 2019 г. N 8.
Решением УМВД России по Томской области от 20 мая 2021 г. на основании подпункта 9 части 1 статьи 27 Федерального закона N 114-ФЗ Негматову А.А. неразрешен въезд в Российскую Федерацию сроком на пять лет, т.е. до 7 августа 2025 г. - в связи с использованием иностранным гражданином подложных документов.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь указанными выше нормами материального права, оценив представленные доводы и доказательства, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в их удовлетворении, указав, что решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию принято уполномоченным органом в соответствии с требованиями закона, при соблюдении должного баланса личных и публичного интересов, не нарушает права и свободы административного истца, не влечет за собой существенное и неоправданное вмешательство властей в личную жизнь.
Проверяя законность решения, судебная коллегия апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласилась, указав, что материалы дела не содержат сведений о наличии у Негматова А.А. устоявшихся семейных связей на территории Российской Федерации или утраты связи со страной гражданской принадлежности, либо наличия у него места работы на территории Российской Федерации. Само по себе наличие у иностранного гражданина намерения осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации и посещать Российскую Федерацию в любое удобное для него время, не освобождает его от ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации и не является безусловным основанием для снятия запрета на его въезд в Российскую Федерацию. Отклонены также как не свидетельствующие о незаконности принятого решения доводы о прекращении уголовного дела.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов правильными.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" установлено, что что в период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, освобождаемых из мест лишения свободы, или нарушивших законодательство о государственной границе Российской Федерации, или создающих угрозу национальной безопасности Российской Федерации, в том числе выступающих за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, или оказывающих содействие в совершении террористических (экстремистских) актов либо совершающих их, а равно иными действиями поддерживающих террористическую (экстремистскую) деятельность, или посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, в том числе участвующих в несанкционированных собрании, митинге, демонстрации, шествии или пикетировании) не принимаются решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, о депортации или передаче иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, решения о сокращении срока временного пребывания в Российской Федерации, о лишении статуса беженца, временного убежища, об аннулировании ранее выданных виз, разрешений на работу, патентов, разрешений на временное проживание, видов на жительство, свидетельств участника Государственной программы.
Подпунктом "в" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 приостановлено течение сроков добровольного выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации период с 15 марта 2020 г. по 15 июня 2021 г. включительно.
На основании пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 791 "О продлении действия временных мер по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вступил в силу в день его подписания) установлено, что действие подпунктов "а", "в" и "г" пункта 1 и пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 апреля 2020 г. N 274 "О временных мерах по урегулированию правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации в связи с угрозой дальнейшего распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)":
а) по истечении 90 суток с даты вступления в силу данного Указа не распространяется на лиц, имеющих гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, в случае если на дату вступления в силу данного Указа с таким иностранным государством возобновлено транспортное сообщение, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство;
б) по истечении 90 суток с даты начала транспортного сообщения с иностранным государством, возобновленного после вступления в силу данного Указа, за исключением рейсов, связанных с вывозом иностранных граждан в это иностранное государство, не распространяется на лиц, имеющих гражданство такого иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории такого иностранного государства.
Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2021 г. N 814-р "О внесении изменений в распоряжение Правительства РФ от 16.03.2020 N 635-р" в приложение N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 635-р (Перечень иностранных государств, граждане которых и лица, имеющие вид на жительство либо иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание в которых, могут въезжать в Российскую Федерацию из этих государств через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации) внесены дополнения, согласно которым граждане Таджикистана могут въезжать в Российскую Федерацию из своего государства через воздушные пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации.
Принимая во внимание изложенное, доводы кассационной жалобы о наличии ограничений на принятие оспариваемого решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию не могут быть приняты во внимание как не основанные на нормах права.
Не могут повлечь отмену судебных актов доводы кассационной жалобы о намерении оплатить задолженность по налогом, поскольку указанные обстоятельства не опровергают правильности выводов суда о законности оспариваемого решения УМВД России по Томской области, о нарушении судами норм материального права не свидетельствуют. Не свидетельствуют о наличии оснований для отмены судебных актов также доводы об уплате штрафа, назначенного судом.
Нарушений требований процессуального закона при распределении бремени оказывания и оценке доказательств доводы кассационной жалобы не подтверждают.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически направлены на иную оценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, что не может являться основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке. Иных доводов, которые не являлись предметом судебной оценки в судах первой и апелляционной инстанции, кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба Негматова А.А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Советского районного суда города Томска от 6 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 21 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 16 марта 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.