Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Бойко В.Н, судей Севостьяновой И.Б, Сулеймановой А.С, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 22-447/2022 (УИД 55RS0039-01-2022-000633-92) по заявлению Дусдаль Каролины об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации, по кассационной жалобе Дусдаль Каролины на решение Шебаркульского районного суда Омской области от 2 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи И.Б. Севостьяновой, судебная коллегия
установила
Дусдаль К. обратилась с заявлением (с учетом уточнений) об установлении факта постоянного проживания на территории Российской Федерации с 09.08.2007 по настоящее время.
Требования мотивированы тем, что Дусдаль К. является уроженкой г.Бремена (Германия), в 2007 году она вместе с матерью ФИО11 приехала по туристической визе в Российскую Федерацию и до настоящего времени проживает в р. "адрес". Мать заявителя никаких действий по оформлению документов на имя Дусдаль К. не предпринимала. Постоянное проживание Дусдаль К. на территории Российской Федерации подтверждается справкой о составе семьи, справками образовательных учреждений, в которых она обучалась, аттестатом об основном общем образовании, СНИЛС, иных документов у заявителя не имеется. Выехать за пределы Омской области для оформления документов Дусдаль К. возможности не имеет, поскольку у нее отсутствует паспорт.
Решением Шербакульского районного суда Омской области от 02.08.2022, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26.10.2022, в удовлетворении заявления было отказано.
Оспаривая законность решения и апелляционного определения, Дусдаль К. указывает на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, ставит вопрос об их отмене и просит принять по делу новое судебное постановление.
В обоснование жалобы указывает на отсутствие у нее возможности получения надлежащих документов в ином порядке в силу невозможности выехать за пределы Омской области или оформить доверенность на имя представителя по причине отсутствия источников дохода и документов для трудоустройства. Полагает, что суду были представлены необходимые доказательства ее постоянного проживания на территории Российской Федерации. Ссылаясь на подпункт "б" пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" полагает, что поскольку ее мать была гражданкой Российской Федерации, то она приобретает гражданство Российской Федерации по рождению независимо от места рождения. Ссылается также на судебную практику кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, в связи с чем на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверяя законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе (часть 1 статьи 379.6 ГПК РФ), суд кассационной инстанции оснований для их отмены не усмотрел.
При рассмотрении спора судами установлено, что родителями Дусдаль Каролины, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно свидетельству о рождении являются ФИО12 и ФИО13
На имя Дусдаль Каролины выдан паспорт гражданки Германии N от 02.08.2007 со сроком действия до 18.01.2013.
Согласно справке о составе семьи, выданной администрацией Красноярского сельского поселения Шербакульского муниципального района Омской области 30.11.2021, мать заявителя - ФИО3 проживает по адресу: "адрес", "адрес" 04.03.2017, без регистрации проживала по указанному адресу с 28.09.2007, прибыла из Германии. Совместно с ФИО4 проживают: дочь ? ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28.09.2007 по настоящее время без регистрации, прибыла из Германии; дочь Дусдаль Каролина, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с 28.09.2007 по настоящее время без регистрации, прибыла из Германии; дочь - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын ? ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын ? ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Справками муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Красноярская средняя общеобразовательная школа" Шербакульского муниципального района Омской области подтверждается, что Дусдаль Каролина с 1 по 5 класс (начало обучения 01.09.2009) и с 6 по 9 класс (начало обучения 28.08.2014) обучалась в МБОУ "Красноярская средняя общеобразовательная школа" Шербакульского муниципального района Омской области.
28.06.2018 Дусдаль Каролина окончила 9 класс МБОУ "Красноярская средняя общеобразовательная школа" с вручением аттестата об окончании основного общего образования.
В материалы дела представлена копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования N, выданного на имя Дусдаль Каролины 22.01.2015.
Обращаясь в суд с настоящим заявлением, Дусдаль К. указала, что целью установления факта постоянного проживания на территории Российской Федерации с 09.08.2007 является намерение заявителя в последующем получить гражданство Российской Федерации, при этом не оспаривала, что документы, подтверждающие наличие у нее гражданства Российской Федерации, ей никогда не выдавались.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 264, 265, 267 ГПК РФ, Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 "Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", Приказа МВД России от 16.09.2019 N623 "Об утверждении Инструкции об организации деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов при рассмотрении заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации и принятии по ним решений", исходил из того, что суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, заявителем не приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов, пришел к выводу о наличии у заявителя возможности в ином порядке получить требуемые документы.
Суд первой инстанции принял во внимание то, что Дусдаль К. постановлением Шербакульского районного суда Омской области от 27.01.2022 привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 руб. и полагал, что в судебном заседании установлены обстоятельства проживания заявителя на территории Российской Федерации с 09.08.2007.
Вместе с тем, исследовав ответ, направленный Дусдаль К. консульско-правовым отделом Генерального консульства Федеративной Республики Германия в г.Новосибирске от 29.03.2022 о том, что для выдачи Дусдаль К. временного заменяющего документа, удостоверяющий её личность, необходимо через доверенное лицо предоставить фотографии, подтверждение об изменении фамилии или имени, если они были; старый заграничный паспорт в оригинале (детский паспорт); прежний вид на жительство в Российской Федерации или сведения о том, как она могла проживать в Российской Федерации без вида на жительство, а затем при личном прибытии в Генеральное консульство она сможет подать заявление на получение документа, удостоверяющего личность, после чего можно будет получить вид на жительство, суд первой инстанции в отсутствие доказательств о том, что заявитель лично либо через доверенное лицо обращалась в Генеральное консульство Федеративной Республики Германия в г.Новосибирске с целью реализации права на получение документа, удостоверяющего её личность, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного требования, отклонив при этом довод заявителя об отсутствии возможности без документов приобрети билеты для поездки в г.Новосибирск.
Соглашаясь с решением суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отклонил доводы заявителя о том, что установление в судебном порядке факта постоянного проживания Дусдаль К. на территории Российской Федерации с 09.08.2007, повлечет признание ее гражданином Российской Федерации, сославшись при этом на ответ начальника ОМВД России по Шербакульскому району Омской области от 12.05.2022 на обращение Дусдаль К. о проверке обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, которым заявителю предложено лично обратиться с таким заявлением, уплатив государственную пошлину, для получения подробной консультации по вопросу в подразделение по вопросам миграции по месту проживания.
Суд апелляционной инстанции отметил, что по делу не установлено, что Дусдаль К. обращалась с таким заявлением, по ее обращению проводилась проверка и в подтверждении ее принадлежности к гражданству РФ отказано только по причине отсутствия доказательств факта ее постоянного проживания на территории России с августа 2007 года, который невозможно установить во внесудебном порядке.
В этой связи суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что районный суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку установление требуемого факта правовых последствий для заявителя не повлечет.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Обращаясь с настоящим заявлением об установлении факта проживания на территории Российской Федерации Дусдаль К. указывала на отсутствие у нее документа, удостоверяющего личность, что препятствует ей обратиться в территориальные органы по вопросам миграции для решения вопроса о получении разрешения на временное проживание для последующего приобретения гражданства Российской Федерации.
Согласно статье 11 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" Гражданство Российской Федерации приобретается: а) по рождению; б) в результате приема в гражданство Российской Федерации; в) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; г) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Статьей 12 указанного Федерального закона установлены случаи, когда ребенок приобретает гражданство Российской Федерации по рождению, в частности, если на день рождения ребенка: оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка) (пункт а); один из его родителей имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка (пункт б).
Прием в гражданство Российской Федерации в общем порядке определен положениями статьи 13 Федерального закона от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", согласно части первой которой иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением случаев, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Срок проживания на территории Российской Федерации считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года. Срок проживания на территории Российской Федерации для лиц, прибывших в Российскую Федерацию до 1 июля 2002 года и не имеющих вида на жительство, исчисляется со дня регистрации по месту жительства;
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
д) владеют русским языком; порядок определения уровня знаний русского языка устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 14.11.2002 N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации", согласно которому заявление по вопросам гражданства Российской Федерации (далее именуется - заявление) и документы, необходимые для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, подаются по месту жительства заявителя: лицом, проживающим на территории Российской Федерации, в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации (п.1).
При подаче заявления заявитель предъявляет должностному лицу полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации (далее именуется - должностное лицо), документы, удостоверяющие его личность, гражданство либо отсутствие гражданства, а также документы, подтверждающие место жительства заявителя. Предъявления документов, удостоверяющих гражданство заявителя и подтверждающих его место жительства, не требуется, если эти сведения содержатся в документе, удостоверяющем личность заявителя.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно статье 2 указанного Федерального закона иностранный гражданин - физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Законно находящимся в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо разрешение на временное проживание в целях получения образования, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.
Согласно статье 6 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом или указами Президента Российской Федерации.
Как установлено судами, в отношении Дусдаль К. имеются сведения о наличии иностранного гражданства Германии, при этом действительного паспорта гражданки Германии она в настоящее время не имеет, въехала в Российской Федерацию в 2007 г. по туристической визе с детским паспортом гражданина Германии, документов на право пребывания (проживания) в Российской Федерации не имеет, паспорт гражданина Российской Федерации ей не выдавался.
Согласно статье 10 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" документами, удостоверяющие личность иностранного гражданина в Российской Федерации являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Статьей 10.1 указанного Федерального закона предусмотрен порядок установления личности иностранного гражданина, не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, согласно которому установление личности иностранного гражданина, незаконно находящегося на территории Российской Федерации и не имеющего действительного документа, удостоверяющего личность, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, осуществляется по инициативе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа либо по заявлению иностранного гражданина об установлении личности.
Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся недействительный документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя (п.2).
О принятии к рассмотрению заявления иностранного гражданина об установлении личности иностранному гражданину выдается справка установленной формы с фотографией вместе с описью приложенных к заявлению документов (п.3).
Согласно пункту 4 названной статьи в целях установления личности иностранного гражданина территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел вправе: 1) требовать от иностранного гражданина предоставления в письменной форме информации, необходимой для установления его личности; 2) проводить соответствующие проверки, опрашивать лиц, указанных иностранным гражданином в качестве свидетелей, по месту жительства или месту пребывания иностранного гражданина, а также проводить его опознание по свидетельским показаниям; 3) использовать сведения об иностранных гражданах, содержащиеся в государственной информационной системе миграционного учета; 4) использовать дактилоскопическую информацию, полученную при проведении государственной дактилоскопической регистрации; 5) направлять запросы в дипломатические представительства или консульские учреждения иностранных государств в Российской Федерации, международные организации.
По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется заключение об установлении личности иностранного гражданина, которое подписывается руководителем указанного территориального органа. Подлинники документов, представленных иностранным гражданином в целях проведения процедуры установления личности, возвращаются иностранному гражданину. Копия заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел об установлении личности иностранного гражданина вручается (направляется) данному иностранному гражданину в течение трех рабочих дней со дня составления этого заключения.
Иностранному гражданину, не имеющему действительных документов, удостоверяющих личность, при установлении наличия у данного лица гражданства иностранного государства либо при установлении государства, готового принять лицо без гражданства, выдается справка установленной формы с фотографией для следования в дипломатическое представительство соответствующего иностранного государства в Российской Федерации (п.12).
Срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина не должен превышать три месяца. В случае непоступления из дипломатических представительств или консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, международных организаций ответов на запросы территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел срок проведения процедуры установления личности иностранного гражданина может быть однократно продлен по решению руководителя указанного территориального органа, но не более чем на три месяца (п.13).
Таким образом, федеральным законом установлен порядок установления личности иностранного гражданина и выдачи ему документа, удостоверяющего личность территориальными органами внутренних дел на основании документов и по результатам процедур, предусмотренных законом.
Согласно части первой статьи 264 ГПК РФ, регламентирующей дела, рассматриваемые судом в порядке особого производства, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан и организаций.
Возможность установления фактов, имеющих юридическое значение предусмотрена пунктом 10 части второй статьи 264 ГПК РФ.
В силу статьи 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
В соответствии со статьей 267 ГПК РФ в заявлении об установлении факта, имеющего юридическое значение, должно быть указано, для какой цели заявителю необходимо установить данный факт, а также должны быть приведены доказательства, подтверждающие невозможность получения заявителем надлежащих документов или невозможность восстановления утраченных документов.
Исходя из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что для установления судом факта проживания заявителя на территории Российской Федерации необходимо установить два обстоятельства, во-первых, то, что данный факт является обязательным условием для возникновения, изменения прекращения личных или имущественных права заявителя, во-вторых, то, что заявитель не имеет возможности получить в ином порядке надлежащие документы, удостоверяющие этот факт.
Вместе с тем по делу не была установлена совокупность данных обстоятельств, поскольку, как верно указано судами, Дусдаль К. не представила доказательств того, что она обращалась с заявлением об установлении ее личности в связи с отсутствием соответствующего документа в территориальный орган внутренних дел, а также по вопросу о проверке обстоятельств о наличии либо отсутствии у нее гражданства Российской Федерации в подразделение указанного органа по вопросам миграции, а также того, что ее обращению проводилась проверка и в выдаче соответствующего документа, удостоверяющего ее личность, а также в подтверждении ее принадлежности к гражданству Российской Федерации отказано только по причине отсутствия доказательств факта ее постоянного проживания на территории России с августа 2007 года, который невозможно установить во внесудебном порядке.
В этой связи судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанции правильно определены юридически значимые обстоятельства по делу, дана верная оценка представленным доказательствам, применен закон, подлежащий применению, нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь отмену судебных постановлений в кассационном порядке, судебными инстанциями при рассмотрении дела не допущено.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Ссылка кассатора на судебную практику - судебные акты по другим, не тождественным делам, также не является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила
решение Шебаркульского районного суда Омской области от 2 августа 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 26 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Дусдаль Каролины - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Бойко
Судьи И.Б. Севостьянова
А.С. Сулейманова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.