Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой Е.Н, судей Ковалевской В.В, Шабаловой О.Ф.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское делоN 2-1302/2022 (УИД 19RS0002-01-2022-001774-15) по исковому заявлению прокурора г. Черногорска Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Черногорска об устранении нарушений законодательства в сфере пожарной безопасности
по кассационной жалобе администрации г. Черногорска на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 06 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 05 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шабаловой О.Ф, пояснения прокурора Волковой А.Г, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Черногорска Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с уточненным иском к администрацииг. Черногорска, в котором просит обязать ее в течение 2-х месяцевс момента вступления решения суда в законную силу организовать очистку территорий "адрес" в указанных координатахот горючих отходов, мусора и сухой растительности, а именно: свалкав районе конечной остановки СНТ "Залив" (мусор, трава); свалка в районе разворотной площадки "Психбольница" (мусор, ветки, сухостой); свалкана пустыре, в границах "адрес" (база ОРСа) мусор и сухая трава; свалкана пустыре "адрес", в границах "адрес" (мусор, сухостой, ветки); свалка в лесополосе напротив въезда на территорию "Нового кладбища"; свалка на пустыре в границах "адрес" и "адрес" (мусор, сухостой); свалка на пустырев районе "адрес" (мусор, сухостой); свалка в лесополосе напротив дачного массива "Опытное поле" (мусор, сухостой); пустырь в районе объездной дороги и "адрес" (сухостой); пустырь в районе "адрес", напротив "адрес" (сухостой); пустырь в районеж/д переезда "адрес" и "адрес" (сухостой); пустырь между старым кладбищем, в границах "адрес" и объездной дороги (сухостой); пустырь, вдоль забора "адрес" (мусор, сухостой); пустырь, обочина дороги вдоль объездной дороги с 9-го поселка в направлении "адрес" (сухостой, мусор); пустырь напротив "адрес" (сухостой, ветки); пустырьв границах "адрес" и "адрес" (сухостой); пустырьв границах "адрес" и "адрес" (сухостой); пустырь около котельной ГПТУ в границах "адрес" и "адрес" (сухостой); пустырь "адрес" и "адрес" (мусор, сухостой); свалка в районе гаражного массива и "адрес" (мусор, ветки, сухая трава).
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Черногорска Республики Хакасия по информации отдела надзорной деятельности и профилактической работы г. Черногорска Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствийпо Республике Хакасия (далее - ГУ МЧС России по Республике Хакасия)о неисполнении администрацией г. Черногорска предписаний о чистке территории муниципального образования от горючих отходов, сухой растительности, мусора проведена проверка. В ходе нее соответствующий факт установлен. Непринятие мер в сфере пожарной безопасности нарушает требование федерального законодательства, представляет угрозу для граждан и общества.
Решением Черногорского городского суда Республики Хакасияот 06 июля 2022 года исковые требования прокурора г. Черногорска Республики Хакасия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.
На администрацию г. Черногорска возложена обязанность в течение 4-х месяцев с момента его вступления в законную силу организовать очистку вышеперечисленных территорий "адрес" и "адрес" от горючих отходов, мусора и сухой растительности.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 05 октября 2022 года решение оставлено без изменения.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрацииг. Черногорска обратилась в суд с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование доводов кассационной жалобы приводит следующие доводы: судами не были учтены существенные обстоятельства по делу; судами нарушены нормы материального и процессуального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела; ответчик не является надлежащим; суды, не определив правообладателей земельных участков, обязали администрацию производить их очистку от мусора и сухой растительности; оснований для удовлетворения иска не имеется.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, проверив судебные акты на предмет их законности в порядке статей 379.6, 390 ГПК РФ, кассационный суд не нашел оснований для их отмены, в связи со следующим.
Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации, статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" закреплено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходовв соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В пунктах 10, 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального законаот 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" указано, что к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Обеспечение пожарной безопасности регламентировано Федеральными законами от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ и от 22 июля 2008 года N 123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-Ф3), другими правовыми актами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ первичные меры пожарной безопасности - реализация принятыхв установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Исходя из положений части 4 статьи 6 Федерального законаот 22 июля 2008 года N 123-Ф3 пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 этого же закона.
Согласно статье 63 Федерального закона от 22 июля 2008 годаN 123-Ф3 первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в числе прочего, реализацию полномочий органов местного самоуправленияпо решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятийпо обеспечению пожарной безопасности муниципального образованияи объектов муниципальной собственности.
На основании пункта 67 Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить уборки указанных территории определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.
На территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов (пункт 69 Правил противопожарного режима).
Судами установлено, что ГУ МЧС России по Республике Хакасия с 09 апреля 2020 года по 22 апреля 2020 года проведена проверка соблюдения Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" на территории г. Черногорска Республики Хакасия, по результатам которой выявлен ряд нарушений требований пожарной безопасности, а именно отсутствие источников наружного противопожарного водоснабжения в ряде районов города и ненадлежащее проведение мероприятий по очистке мест общего пользования в границах населенных пунктов "адрес" от горючих отходов, мусора и сухой растительности (пустыри, обочины дорог, лесополосы, скверы и т.д.) администрации г. Черногорска 22 апреля 2020 года выдано предписание N 17/1/1 об их устранении в срок до 01 марта 2021 года.
Кроме того, постановлением ГУ МЧС России по Республике Хакасия от 23 апреля 2020 года N 153 администрация г. Черногорскапривлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде предупреждения.
В период с 22 марта 2021 года по 07 апреля 2021 года в целях контроля исполнения предписания N 17/1/1 от 22 апреля 2020 года ГУ МЧС России по Республике Хакасия проведена внеплановая проверка в отношении администрации г. Черногорска, в ходе проведения которой установлено, что данное предписание не выполнено.
07 апреля 2021 года ГУ МЧС России по Республике Хакасия администрации г. Черногорска выдано новое предписание N13/1/1 со сроком исполнения до 20 марта 2022 года.
Постановлением мирового судьи судебного участка N 3 г. Черногорска Республики Хакасия от 24 мая 2021 года администрация г. Черногорскапо материалам ГУ МЧС России по Республике Хакасия привлеченак административной ответственности по части 12 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 70 000 руб.
В ходе внеплановой проверки, проведенной в периодс 19 апреля 2022 года по 17 мая 2022 года, ГУ МЧС России по Республике Хакасия установлен факт невыполнения администрацией г. Черногорскаи его предписания от 07 апреля 2021 года N 13/1/1, за что она постановлением судьи Черногорского городского суда Республики Хакасия привлечена к административной ответственности по части 14 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 75 000 руб.
ГУ МЧС России по Республике Хакасия, выдав 05 мая 2022 года администрации г. Черногорска новое предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности 06 мая 2022 года N 24/1/1 направило прокурору города Черногорска Республики Хакасия письмо, в котором попросило принять меры прокурорского реагированияв отношении нее.
Прокурор г. Черногорска Республики Хакасия исходя из того, что 14 сентября 2018 года по его иску Черногорским городским судом Республики Хакасия вынесено решение о возложении на администрацию города Черногорска обязанности по устройству источников наружного противопожарного водоснабжения, предъявил в суд настоящее исковое заявление.
Руководствуясь вышеназванными нормами права, исходя из фактических обстоятельств дела, оценив доказательства по делу в совокупности и во взаимосвязи, определив юридически значимые обстоятельства по делу, установив, что ответчиком, несмотря на установленные законодательством его полномочия как органа местного самоуправления в отношении спорных земельных участков, расположенных на территории "адрес" и "адрес", не исполнена обязанность по организации очистки последних от горючих отходов, мусора и сухой растительности в условия недоказанности обратного, тогда как несоблюдение им правил пожарной безопасности в границах поселения нарушает права неопределенного круга лиц (жителей "адрес" и "адрес"), создает угрозу безопасности их жизни и здоровья, имуществу физических, юридических лиц, муниципальному имуществу, охраны окружающей среды, территории поселения, а также создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования, суде первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска.
Установление подобного рода обстоятельств является прерогативой судов в рамках конкретного дела, которые в силу присущих им дискреционных полномочий, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, разрешают дело на основе установления и исследования всех его обстоятельств.
У суда кассационной инстанции не имеется иных выводов, поскольку сделанные судами выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Суждения администрации о том, что она не является надлежащим ответчиком, рассмотрены судами и обоснованно отклонены как опровергающиеся материалами дела и основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Суды верно исходили из того, что за участки, расположенные на территории городского округа, не переданные кому-либо в законное владение и пользование, отвечает орган местного самоуправления такого муниципального образования, которое среди прочего несет обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на эти участки.
Не согласиться с выводами судов у судебной коллегии не имеется оснований, поскольку разрешая спор, судебные инстанции правильно определили характер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовали обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, а представленные сторонами доказательства оценили по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Несогласие кассатора с такой оценкой и иное толкование положений закона не является достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Переоценка обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций при рассмотрении дела по существу, в силу положений главы 41 ГПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Иные доводы жалобы также были рассмотрены и обоснованно отклонены судами, поскольку не свидетельствуют о наличии правовых оснований для отмены или изменения состоявшихся судебных актов.
Поскольку существенных нарушений норм процессуального права, повлиявших на исход дела, судами не допущено, кассационная жалоба по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от 06 июля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 05 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.