Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2455/2022 (УИД 38RS0032-01-2021-006735-26) по иску первичной профсоюзной организации Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей", Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" к Министерству здравоохранения Иркутской области о признании незаконным распоряжения, по кассационной жалобе первичной профсоюзной организации Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 26 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения представителя первичной профсоюзной организации Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" Димова В.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы, участвовавшего в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Первичная профсоюзная организация Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей", Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей" обратились в суд с иском к Министерству здравоохранения Иркутской области о признании незаконным распоряжения.
В обоснование своих требований указывали на то, что председатель первичной профсоюзной организации Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" Ковальчук С.Г. работает в областном государственном бюджетном учреждении здравоохранения "Иркутский городской перинатальный центр" (далее - ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр") в должности заведующего отделением - врача ультразвуковой диагностики.
Распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области N 619-мр от 8 апреля 2021 г. утверждена структура ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" и сведения о коечном фонде ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр".
Согласно утвержденной структуре в ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" упразднено отделение лучевой диагностики.
Истцы находят указанное распоряжение незаконным.
Первичная профсоюзная организация Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей", Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей" просили суд признать незаконным распоряжение Министерства здравоохранения Иркутской области N 619-мр от 8 апреля 2021 г. "Об утверждении структуры и сведений о коечном фонде ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр"" с момента его принятия.
Определением судьи Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 16 мая 2022 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр".
Решением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 26 июля 2022 г. исковые требования первичной профсоюзной организации Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей", Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2022 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 26 июля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе первичная профсоюзная организация Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" просит об отмене судебных актов как незаконных.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель истца Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей", представитель ответчика Министерства здравоохранения Иркутской области, представитель третьего лица ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Согласно Положению о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2010 г. N 174-пп, Министерство является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим функции но выработке и реализации государственной политики, а также управлению в области охраны здоровья граждан на территории Иркутской области. Согласно пункту 8 Положения министерство от имени Иркутской области выступает учредителем, в том числе медицинских организаций, подведомственных исполнительному органу государственной власти Иркутской области, утверждает их уставы, назначает и увольняет руководителей организаций, а также заслушивает отчеты об их деятельности. В соответствии с подпунктом 1 пункта 9 Положения, министерство в соответствии с законодательством по вопросам своей деятельности издаст приказы и распоряжения, разрабатывает проекты правовых актов в установленной сфере деятельности.
Согласно Уставу ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр", утвержденному 19 декабря 2013 г, учредителем и собственником имущества Учреждения является Иркутская область, функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Иркутской области.
В силу подпункта 4 пункта 3.8 Устава ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" к компетенции учредителя (министерства) относится, в том числе утверждение структуры учреждения.
Порядок согласования структуры медицинских организаций в министерстве здравоохранения Иркутской области определен распоряжением министерства от 11 июля 2013 г. N 1084/1-мр "Об утверждении структуры государственных учреждений здравоохранения" (с изменениями от 19 сентября 2013 г. N 1446-мр).
15 февраля 2021 г. главным врачом ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" в адрес министра здравоохранения Иркутской области было направлено письмо "Об изменении структуры учреждения", в котором содержалась просьба о внесении изменений в распоряжение министерства здравоохранения Иркутской области от 1 апреля 2019 г. N 623-мр "Об утверждении структуры областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Иркутский городской перинатальный центр", с обоснованием причин.
Отделом организационно-контрольной работы и документационного обеспечения министерства проект структуры с пакетом документов зарегистрирован в программном обеспечении СЭД-дело за N 01-54-3090/21, отписан для исполнения начальнику отдела стратегического планирования и медицинского страхования управления развития системы здравоохранения министерства Д.
Проект распоряжения об утверждении структуры ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" (проект-54-370 от 24 марта 2021 г.) с приложением пакета документов последовательно рассмотрен и завизирован специалистами министерства, а также заместителями министра согласно приложенному листу согласования (визирования).
Распоряжением министерства здравоохранения Иркутской области N 623-мр от 1 апреля 2021 г. была утверждена структура ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр".
Распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области N 619-мр от 8 апреля 2021 г. была утверждена структура и утверждены сведения о коечном фонде ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр".
Распоряжение Министерства здравоохранения Иркутской области от 1 апреля 2019 г. N 623-мр "Об утверждении структуры областного государственного автономного учреждения здравоохранения "Иркутский городской перинатальный центр", признано утратившим силу. Согласно утвержденной структуре в ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" упразднено отделение лучевой диагностики.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемое Распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области N 619-мр от 8 апреля 2021 г. "Об определении структуры медицинского учреждения" принято представителем учредителя в пределах предоставленных полномочий, процедура утверждения структуры ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" осуществлена в соответствии с алгоритмом, утвержденным Министерством здравоохранений Иркутской области.
Во исполнение Распоряжения Министерства здравоохранения Иркутской области от 8 апреля 2021 г. N 619-мр приказом главного врача ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" от 19 апреля 2021 г. N 207 "О внесении изменений в штатное расписание": в штатное расписание временно внесены изменения: в акушерском физиологическом отделении исключена должность врача-акушера-гинеколога - 1 штатная единица (п. 1 приказа); введены должности в структурных подразделениях ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр": в организационно-методический отдел введена должность врача-стажера - 1 штатная единица (п. 2 приказа). Пунктом 3 приказа от 19.04.2021 N 207 утверждено штатное расписание в количестве 767, 5 штатных единиц (приложение N 1 к настоящему приказу). Согласно приложению N 1 к приказу от 19 апреля 2021 г. N 207 в штатном расписании ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" отделение лучевой диагностики отсутствует. Пунктом 3 приказа от 19 апреля 2021 г. N 207 "О внесении изменений в штатное расписание" установлено, что настоящий приказ вступает в силу с 19 апреля 2021 г.
На основании приказа главного врача ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" от 19 апреля 2021 г. N 207 "О внесении изменений в штатное расписание" 17 мая 2021 г. ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" издан приказ N 250 "Об организационно-штатных мероприятиях в ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр".
Пунктом 1 данного приказа N 250 упразднено отделение лучевой диагностики в составе: заведующий отделением-врач ультразвуковой диагностики - 1, 0 ед.; врач ультразвуковой диагностики - 14, 0 ед.; врач-рентгенолог - 3, 0 ед.; рентгенлаборант - 6, 75 ед.; медицинская сестра (медбрат) - 5, 0 ед.; медицинский регистратор - 1, 0 ед.; кастелянша - 1, 0 ед.; уборщик производственных помещений - 2, 25 ед. Пунктом 2 приказа N 250 в структуру консультативно-диагностического отделения введено структурное подразделение - кабинет антенатальной охраны плода в составе: врач ультразвуковой диагностики - 3, 0 ед.; медицинская сестра (брат) - 3, 0 ед. Пунктом 3 приказа N 250 в структурные подразделения ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" введены следующие должности: в приемное отделение N 1: врач ультразвуковой диагностики - 5, 75 ед.; в гинекологическое отделение: врач ультразвуковой диагностики - 2, 0 ед.; врач-рентгенолог - 1, 0 ед.; рентгенлаборант - 1, 0 ед.; медицинская сестра (брат) - 1, 0 ед.; в отделение новорожденных: врач ультразвуковой диагностики - 1, 0 ед.; в отделение патологии новорожденных и недоношенных детей: врач ультразвуковой диагностики - 0, 5 ед.; в отделение реанимации и интенсивной терапии новорожденных: врач-рентгенолог - 1, 0 ед.; рентгенлаборант - 5, 75 ед.; уборщик производственных помещений - 1, 0 ед.; в кабинет катамнестического наблюдения за детьми с перинатальной патологией: уборщик производственных помещений - 0, 5 ед.
Распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области от 28 июня 2022 г. N 1663-мр утверждены структура и сведения о коечном фонде ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр". Распоряжение от 8 апреля 2021 г. N 619-мр "Об утверждении структуры и сведений о коечном фонде областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский городской перинатальный центр" признано утратившим силу.
Данным распоряжением в структуру ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" введены отделение лучевой и магнитно-резонансной диагностики и отделение ультразвуковой диагностики.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что каких-либо нарушений норм действующего законодательства, прав и законных интересов первичной профсоюзной организации Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей", Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" ответчиком при издании Распоряжения Министерства здравоохранения Иркутской области от 8 апреля 2021 г. N 619-мр "Об утверждении структуры и сведений о коечном фонде ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" не нарушено.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В силу статьи 370 Трудового кодекса Российской Федерации профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" профсоюзы имеют право на осуществление профсоюзного контроля за соблюдением работодателями, должностными лицами законодательства о труде, в том числе по вопросам трудового договора (контракта), рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, гарантий и компенсаций, льгот и преимуществ, а также по другим социально-трудовым вопросам в организациях, в которых работают члены данного профсоюза, и имеют право требовать устранения выявленных нарушений. Работодатели, должностные лица обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его рассмотрения и принятых мерах.
Исходя из статей 22, 74 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель вправе в любое время по своему усмотрению изменять структуру организации и штатную численность.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что, реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34, часть 1; статья 35, часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения, обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников. Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 г. N 411-О-О, от 29 сентября 2011 г. N 1164-О-О, от 16 июля 2015 г. N 1625-О и др.).
Разрешая спор по существу, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый приказ соответствует требованиям действующего трудового законодательства, издан уполномоченным лицом в пределах его компетенции, прав истцов не нарушает, принятие решения об изменении структуры, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
При рассмотрении дела нарушения трудовых прав конкретных работников изменением структуры ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр" не установлено, по рассмотренным судами делам в удовлетворении требований отказано.
Также судами установлено, что впоследствии Распоряжением Министерства здравоохранения Иркутской области от 28 июня 2022 г. N 1663-мр утверждены структура и сведения о коечном фонде ОГБУЗ "Иркутский городской перинатальный центр". Распоряжение от 8 апреля 2021 г. N 619-мр "Об утверждении структуры и сведений о коечном фонде областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Иркутский городской перинатальный центр" признано утратившим силу. В связи с чем, на момент рассмотрения судами гражданского дела предмет оспаривания отсутствовал.
Вопреки доводам кассационной жалобы ответчиком не допущено нарушения Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 октября 2020 г. N 1130н Порядка оказания медицинской помощи по профилям "акушерство и гинекология", которое содержит рекомендуемые штатные нормативы организации.
Основанием отказа в иске не являлся факт признания Межрегиональный профессиональный союз работников здравоохранения "Альянс врачей" иностранным агентом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полностью соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и считает, что они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в строгом соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующего спорные правоотношения и при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка. Результаты оценки доказательств суды отразили в постановленных судебных актах. Нарушений требований процессуального законодательства, которые могли бы привести к неправильному разрешению спора, судами не допущено.
Приведенные в кассационной жалобе доводы проверены в полном объеме и признаются судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции необоснованными, так как выводов судебных инстанций не опровергли.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 26 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу первичной профсоюзной организации Межрегионального профессионального союза работников здравоохранения "Альянс врачей" - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.