Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1067/2022 (УИД: 38RS0017-01-2021-002436-41) по иску областного государственного казённого учреждения "Центр социальных выплат Иркутской области" к Григорьеву Александру Александровичу, Григорьеву Александру Георгиевичу, Григорьевой Ларисе Павловне о взыскании в бюджет Иркутской области неосновательно полученной суммы финансовой помощи, по кассационной жалобе министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2022 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Областное государственное казённое учреждение "Центр социальных выплат Иркутской области" (ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области") обратилось в суд с иском к Григорьеву А.А, Григорьеву А.Г, Григорьевой Л.П. о взыскании в бюджет Иркутской области неосновательно полученной суммы финансовой помощи.
В обоснование заявленных требований ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" указало, что ответчики являются пострадавшими от наводнения в июне-июле 2019 года. В июле 2020 года они обратились в Администрацию Атагайского муниципального образования с заявлением об оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, указав, что ими полностью утрачено имущество первой необходимости. Администрацией Атагайского муниципального образования ответчики включены в список граждан на получение финансовой помощи в связи с полной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации в размере по 100 000 руб. 10 июля 2019 г. ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" произвело выплату финансовой помощи получателям, указанным в списке. Вместе с тем, финансовая помощь в указанном размере получена ответчиками неправомерно в связи с неверным определением степени утраты имущества граждан и включением их в список Администрацией Атагайского муниципального образования. Данное обстоятельство подтверждается актом комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате наводнения, где в качестве пострадавших указаны ответчики по адресу места жительства: "адрес".
ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" просило суд взыскать с Григорьева А.А, Григорьева А.Г, Григорьевой Л.П. сумму финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации в размере по 50 000 руб. с каждого.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просит отменить решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области", ответчики Григорьев А.А, Григорьев А.Г, Григорьева Л.П, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора Администрация Атагайского муниципального образования, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Главное управление МЧС России по Иркутской области, ГУ МВД России по Иркутской области, ОГКУ "Центр по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций", надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
В письменном ходатайстве ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области" и Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области просят рассмотреть гражданское дело в отсутствие их представителей.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретённое или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счётной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причинённого жизни или здоровью гражданина, и т.п, то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счётной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 26 февраля 2018 г. N 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определённых денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан Российской Федерации выплат, предусмотренных Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Конституция Российской Федерации предоставляет каждому право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии, на возмещение ущерба, причинённого его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, и возлагает на Российскую Федерацию как правовое социальное государство обязанность обеспечить охрану окружающей среды, предупреждение и ликвидацию последствий техногенных аварий и катастроф, в том числе радиационных, что предполагает признание и гарантирование со стороны государства права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом (статьи 1, 2, 7, 18, 42 и 53).
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с часть 2 статьи 29 Федерального Конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" лицам, пострадавшим в результате обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, или в связи с применением мер по устранению таких обстоятельств или ликвидации их последствий, предоставляются жилые помещения, возмещается причинённый материальный ущерб, оказывается содействие в трудоустройстве и предоставляется необходимая помощь на условиях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (абзацы первый, второй, седьмой, восьмой пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Согласно абзацу 7 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту также Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту также Правила N 110).
Согласно п. 1(1) Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий понятие "имущество первой необходимости" определяется как минимальный набор непродовольственных товаров общесемейного пользования, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, включающий в себя: предметы для хранения и приготовления пищи - холодильник, газовая плита (электроплита) и шкаф для посуды; предметы мебели для приема пищи - стол и стул (табуретка); предметы мебели для сна - кровать (диван); предметы средств информирования граждан - телевизор (радио); предметы средств водоснабжения и отопления (в случае отсутствия централизованного водоснабжения и отопления) - насос для подачи воды, водонагреватель и котел отопительный (переносная печь).
Критериями утраты имущества первой необходимости являются:
а) частичная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации части находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости (не менее 3 предметов имущества первой необходимости) в состояние, непригодное для дальнейшего использования;
б) полная утрата имущества первой необходимости - приведение в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации всего находящегося в жилом помещении, попавшем в зону чрезвычайной ситуации, имущества первой необходимости в состояние, непригодное для дальнейшего использования (п. 2(2) Правил N 110).
Согласно пункту "л" части 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением правительства Иркутской области от 29 июня 2019 г. N 519-пп, действовавшим в период возникновения спорных правоотношений и утратившим силу в связи с изданием Постановления правительства Иркутской области от 1 июля 2020 г. N 393-пп "Об утверждении порядка оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий" утверждён порядок оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, единовременной материальной помощи и финансовой помощи, а также выплаты единовременных пособий, согласно которому финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости оказывается гражданам, включенным в утвержденные в установленном порядке списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества. Списки подготавливаются и подписываются главами администрации муниципальных образований Иркутской области, в состав территорий которых входят населенные пункты, пострадавшие от чрезвычайной ситуации, согласовываются с начальником ГУ МВД РФ по делам ГО и ЧС по Иркутской области, ГУ МВД РФ по Иркутской области, утверждаются председателем правительства Иркутской области. Выплата финансовой помощи гражданам осуществлялась ОГКУ "Центр социальных выплат Иркутской области", подведомственным министерству.
В соответствии с пунктом 8 Порядка, утверждённого приказом МЧС России от 21 марта 2019 г. N 155, действовавшего в период возникновения спорных правоотношений и утратившего силу в связи с изданием Приказа МЧС России от 29 апреля 2020 г. N 275, подготовка документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда на финансовое обеспечение оказания гражданам единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости в результате чрезвычайной ситуации, предусмотренных пп. "г" и "д" пункта 11 Правил N 110, осуществляется путем обращения граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, с соответствующим заявлением, а органы местного самоуправления подготавливают списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости. Списки граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, формируются на основании заявлений граждан и актов комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.
Акт обследования составляется комиссией, создаваемой органами местного самоуправления в целях определения степени полной или частичной утраты имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации в соответствии с критериями, утвержденными пунктом 2(2) Правил N 110. Акт обследования подписывается всеми членами комиссии (не менее 3 человек) и пострадавшими гражданами - собственниками имущества (имущества первой необходимости), утверждается руководителем органа местного самоуправления с расшифровкой подписи, проставлением даты и заверяется соответствующей печатью.
Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в установленные сроки подписываются главой местной администрации в части подтверждения факта постоянного проживания граждан в жилых помещениях, попавших в зону чрезвычайной ситуации и в которых они зарегистрированы по месту жительства, а также фактов нарушения условий жизнедеятельности граждан и (или) утраты ими частично или полностью имущества первой необходимости в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации и направляются в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
На основании списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после составления указанных списков подготавливаются сводные данные о количестве граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, и необходимых бюджетных ассигнованиях и подписываются руководителем финансового органа субъекта Российской Федерации, который осуществляет проверку в указанных списках и сводных данных для выплаты помощи гражданам объемов необходимых бюджетных ассигнований.
Указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам представляются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в территориальный орган МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне организовывает проверку списков граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части соответствия адресов регистрации по месту жительства и паспортных данных граждан и подписывает сводные данные для дальнейшей организации выплаты помощи гражданам.
Начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывает списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, в части подтверждения нахождения адресов граждан в зоне чрезвычайной ситуации, сводные данные для выплаты помощи гражданам - в части их соответствия указанным спискам по количеству граждан.
Руководитель территориального органа МВД России на региональном уровне и начальник ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации подписывают указанные списки и сводные данные для выплаты помощи гражданам в двухдневный срок с даты их получения.
Утверждённые руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в течение суток после подписания территориальным органом МВД России на региональном уровне и ГУ МЧС России по субъекту Российской Федерации сводные данные для выплаты помощи гражданам и копии списков представляются в МЧС России.
Обосновывающие документы к указанным спискам и сводным данным хранятся в уполномоченном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации. МЧС России в течение 5 рабочих дней с даты получения представленных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации сводных данных для выплаты помощи гражданам осуществляет проверку в части своевременности их подготовки и представления, наличия необходимых подписей и печатей, соответствия объемов необходимых бюджетных ассигнований.
При соблюдении указанных требований заместитель Министра Российской Федерации по делам ГО и ЧС согласовывает сводные данные для выплаты помощи гражданам.
Согласно пп. "д" п. 2 Правил N 110 бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, в том числе, на оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 руб. на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 000 руб. на человека.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 5 июля 2019 г. Григорьева Л.П. обратилась с заявлением по установленной форме в адрес главы Атагайского муниципального образования о включении её и членов её семьи: мужа Григорьева А.Г, сына Григорьева А.А, в списки на оказание единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой имущества, без указания сведений о наименовании и количестве утраченного имущества. На основании заявления комиссией в составе главы Атагайского муниципального образования Ж.В.В, председателя Думы Ж.А.Н, специалиста К.М.Е. 3 июля 2019 г. составлен акт, согласно которому в нарушение подп. "б" пункта 2 (2) Правил, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N110, указано о полной утрате имущества первой необходимости и сумме финансовой помощи в размере 100 000 руб. каждому члену семьи при указании в акте не утраченного имущества первой необходимости: газовой плиты (электроплиты), стола, стула (табуретки), телевизора (радио), водонагревателя, котла отопительного (переносной печи).
Согласно списка граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с полной утратой ими имущества первой необходимости в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, в список включены Григорьев А.А, Григорьев А.Г, Григорьева Л.П.
Данный список согласован главой Атагайского муниципального образования Ж.В.В, начальником главного управления МЧС России по Иркутской области Н.В.Н, начальником Главного управления МВД России по Иркутской области К.А.Е, а также утверждён первым заместителем Губернатора Иркутской области - Председателем Правительства Иркутской области Б.Р.Н.
Григорьеву А.Г, Григорьевой Л.П. выплачена финансовая помощь в размере по 100 000 руб, что подтверждается реестром денежных средств с результатами зачислений по реестру N от 10 июля 2019 г, платёжным поручением N от 10 июля 2019 г. Григорьеву А.А. выплачена финансовая помощь в размере 100 000 руб. согласно платёжного поручения N от 10 июля 2019 г.
Согласно акта выездной проверки ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 7 февраля 2020 г. по результатам проверки использования средств, источником которых являются средства Резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий установлено, что Администрация муниципального районного образования "Нижнеудинский район" в 2019 г. списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г, формировались в отсутствие заключений комиссии об установлении факта нарушения условий жизнедеятельности граждан в результате воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации, а также установлено отсутствие даты утверждения списков.
Акт выездной проверки ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 7 февраля 2020 г. не содержит сведений о признании незаконными акта комиссионного обследования утраченного имущества первой необходимости от 3 июля 2019 г.
Установив указанные обстоятельства, руководствуясь приведёнными выше нормами права, а также руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив из совокупности представленных сторонами доказательств ненадлежащее исполнение уполномоченными должностными лицами своих обязанностей при предоставлении ответчику финансовой помощи в связи с полной утратой имущества первой необходимости, выразившееся в неверном определении степени утраты имущества, не соответствующей критериям полной утраты имущества, а также отсутствие противоправных и недобросовестных действий ответчиков при получении указанной финансовой помощи, которая является мерой социальной помощи государства, направленной на возмещение ущерба, причинённого имуществу вследствие чрезвычайной ситуации, обеспечивающей право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, являющейся средством существования, отсутствие счётной ошибки, суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований и взыскания с ответчиков в пользу истца суммы финансовой помощи в размере 50 000 руб. с каждого.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в оспариваемых решении и апелляционном определении, мотивированы, соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела, оснований считать их неправильными не имеется.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы судов, изложенные в решении, апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы, повторяют позицию Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в суде первой и апелляционной инстанции и доводы апелляционной жалобы, были предметом исследования и оценки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 ГПК РФ правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделён, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 ГПК РФ.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 6 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 31 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.