Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дмитриевой О.С.
судей Кравченко Н.Н. и Даниловой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 04RS0020-01-2022-000993-33 по иску Северобайкальского межрайонного прокурора к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению "Байкальская средняя общеобразовательная школа", администрации муниципального образования "Северо-байкальский район" о понуждении обеспечения антитеррористической защищенности
по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" на решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 26 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриевой О.С, выслушав объяснения прокурора Козлицкой О.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд с иском к МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа", администрации МО "Северо-Байкальский район" о понуждении обеспечения антитеррористической защищенности.
Требования мотивированы тем, что проведена проверка исполнения законодательства антитеррористической защищенности в деятельности образовательных учреждений на территории муниципального образования "Северо-Байкальский район", которой установлено, что здание МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа" построено в 1967 году, с момента строительства здания и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось. По информации Управления образования денежные средства на проведение таких мероприятий ранее не выделялись, в текущем году не запланированы. Полагает, что выявленное затрагивает права и интересы неопределённого круга лиц, в том числе несовершеннолетних детей, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставит под угрозу их жизнь и безопасность.
Просил возложить на МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа" обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011; возложить на администрацию МО "Северо-Байкальский район" обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объёмах на проведение обследований технического состояний зданий МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа", обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-20114 в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11 июля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 26 октября 2022 г, иск удовлетворен.
На МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа" возложена обязанность в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).
На администрацию МО "Северо-Байкальский район" возложена в течение 1 года с момента вступления в законную силу решения суда обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния здания МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа", обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Северо-Байкальский район" просит судебные постановления отменить. В обоснование доводов жалобы указывает, что здание МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа" введено в эксплуатацию в 1967 году, сведения о том, что здание было реконструировано, либо проводился капитальный ремонт здания, в материалах дела отсутствуют. Соответственно, требование прокурора об обязании проведения обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 не обоснованно. Согласно акту приемки готовности общеобразовательного учреждения к 2022/2023 учебному году Учреждение готово к началу учебного года, замечания и предложения комиссии отсутствуют, общее состояние здания удовлетворительное. Таким образом, периодические осмотры в виде комиссионных проверок в соответствии с законодательством муниципальным учреждением проводятся систематически, угрожающих безопасности состояний не выявлено.
Проверив материалы дела, законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.
Судебными инстанциями установлено, что проведенной прокуратурой проверкой выявлено, что с момента строительства здания МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа" в 1967 году и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось, что не соответствует требованиям ГОСТ 31937-2011, тогда как данная обязанность в целях недопущения угрозы причинения вреда жизни или здоровью несовершеннолетних воспитанников предусмотрена статьей 28 Федерального закона N 273 от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации".
В соответствии с п. 1.10 Устава МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа" учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО "Северо-Байкальский район", от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет комитет имущественных и земельных отношений МО "Северо-Байкальский район".
Согласно пункту 1.9 Устава МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа" осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституционными и федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Бурятия, общепризнанными принципами и нормами международного права, иными нормативными правовыми Российской Федерации и Республики Бурятия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом.
Разрешая спор, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что исполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органов местного самоуправления. Поскольку здание школы возведено в 1967 году и с момента ввода в эксплуатацию в установленные сроки техническое обследование здания не проводилось, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Учитывая, что главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению в соответствии с частью 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации является администрация МО "Северо-Байкальский район", суд пришел к выводу о возложении обязанности по выделению денежных средств на соответствующие цели именно на администрацию.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что оснований не согласиться с данными выводами судов по доводам кассационной жалобы не имеется.
В соответствии с пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Согласно пункту 2 части 6 этой же статьи Закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Часть 7 статьи 28 Закона об образовании предусматривает, что образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу пункта 8 части 1 статьи 41 этого же Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими лицами (часть 2 статьи 41 Закона об образовании).
На основании части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
При разрешении спора суды обоснованно исходили из того, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей, к которым, безусловно, относятся и школы, проведение обследования технического состояния которых должно быть произведено силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 в обязательном порядке.
Пункт 13 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.03.2006 N 35-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.
Исходя из положений пункта 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 123.21, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации финансирование образовательных учреждений законом возлагается на администрацию МО "Северо-Байкальский район", которая как орган местного самоуправления является собственником и учредителем создаваемых им учреждений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрация МО "Северо-Байкальский район" является главным распорядителем бюджетных средств по отношению к учреждению.
Правильно применив нормы материального права, регулирующие правоотношения сторон, установив, что здание школы возведено в 1967 году, и с момента ввода в эксплуатацию в установленные сроки техническое обследование здания не проводилось, суды пришли к правомерному выводу о возложении на МБОУ "Байкальская средняя общеобразовательная школа" данной обязанности, а на "Северо-Байкальский район", а на МО "Северо-Байкальский район" - обязанности по выделению денежных средств на соответствующие цели.
Выводы судов являются верными, сделаны на основании анализа фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, установленных судами при полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Приведенные в кассационной жалобе доводы основаны на неправильном толковании норм материального права и сводятся к несогласию с выводами судов об обстоятельствах дела, однако это в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может повлечь отмену или изменение состоявшихся судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 11 июля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия от 26 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Северо-Байкальский район" - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи Н.Н. Кравченко
О.Н. Данилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.