N88-4393/2023
(8Г-1792/2023)
г. Кемерово 03 марта 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Ветровой Н.П, рассмотрев гражданское дело УИД 38RS0003-01-2018-005839-32 по исковому заявлению прокурора г. Братска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования г. Братска к муниципальному предприятию "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска о возложении обязанности выполнения мероприятий по ремонту объектов водоснабжения и водоотведения, по энергосбережению и повышения эффективности, по кассационной жалобе муниципального предприятия "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска на апелляционное определение Иркутского областного суда от 05 октября 2022 г.
установил:
МП "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска обратилось в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Определением Братского городского суда Иркутской области от 26 мая 2022 года заявление о прекращении исполнительного производства удовлетворено.
Суд постановилпрекратить исполнительное производство N-ИП от 02 марта 2022 г. по гражданскому делу N 2-509/2019 по исковому заявлению прокурора г. Братска в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования г. Братска к Муниципальному предприятию "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска о возложении обязанности выполнения мероприятий по ремонту объектов водоснабжения и водоотведения, по энергосбережению и повышения эффективности.
Определением Иркутского областного суда от 05 октября 2022 г. определение Братского городского суда Иркутской области 26 мая 2022г. определение отменено полностью.
Вопрос разрешен по существу.
В удовлетворении заявления МП "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска о прекращении исполнительного производства N-ИП от 02 марта 2022 г. отказано.
В кассационной жалобе МП "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска просит отменить апелляционное определение Иркутского областного суда от 05 октября 2022 г, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование кассационной жалобы приводит доводы о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции.
Указывает, что Постановлениями администрации муниципального образования города Братска от 30 ноября 2015 г. N 2707 и от 30 ноября 2015 г. N 2720 установлены пресекательные сроки действия производственной программы в сфере водоснабжения и водоотведения. Истечение срока действия производственной программы свидетельствует о невозможности исполнения решения суда и невозможности принудительного исполнения требований исполнительного документа.
В силу части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания. О принятии кассационной жалобы к производству суда кассационной инстанции участвующие лица были извещены, копии кассационной жалобы им направлены, представлен срок для подачи возражений.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании решения Братского городского суда Иркутской области от 20 марта 2019г. исковые требования прокурора г. Братска Иркутской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования г. Братска удовлетворены. На МП "ДГИ" возложена обязанность:
- в соответствии с разделом 2 "Перечень плановых мероприятий но ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий направленных на улучшение качества холодной воды", разделом 3 "Перечень плановых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" Производственной программы муниципального предприятия "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска в сфере водоснабжения на период 2016-2018 годов, утвержденной постановлением администрации г. Братска от
30 ноября 2015 г. N 2707, в срок до 31 декабря 2021 года выполнить следующие мероприятия: капитальный ремонт водопроводных сетей, в том числе капитальный ремонт глубинных водопроводных сетей методом горизонтально-направленного бурения в жилом районе Центральный, капитальный ремонт водопроводных сетей, проложенных в каналах совместно с тепловыми сетями в жилом районе Энергетик, капитальный ремонт глубинных водопроводных сетей в жилом районе Энергетик, капитальный ремонт глубинных водопроводных сетей в жилом районе Гидростроитель; капитальный ремонт трубопроводов управления задвижками фильтров водоочистной станции жилого района Энергетик; капитальный ремонт узлов и агрегатов системы централизованного водоснабжения; восстановление разрушенного благоустройства на водопроводных сетях после аварийных ситуаций; замена стальных водопроводных трубопроводов на полиэтиленовые диаметром 75-160 мм.; замена насосного оборудования скважин подземных водозаборов (насосы 18 штук);
- в соответствии с разделом 2 "Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоотведения, мероприятий направленных на улучшение качества очистки сточных вод", разделом 3 "Перечень плановых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" Производственной программы муниципального предприятия "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска в сфере водоотведения на период 2016-2018 годов, утвержденной постановлением администрации г. Братска от 30 ноября 2015 г. N 2707, в срок до 31 декабря 2021 года выполнить следующие мероприятия: капитальный ремонт канализационных сетей, в том числе капитальный ремонт канализационных сетей жилого района Центральный - канализационный коллектор 3 микрорайона, капитальный ремонт канализационных сетей жилого района Падун, жилого района Энергетик; капитальный ремонт сооружений, в том числе капитальный ремонт сооружений канализационных очистных сооружений (КОС) города Братска, капитальный ремонт сооружений канализационных очистных сооружений (КОС) жилого района Энергетик, капитальный ремонт сооружений канализационных очистных сооружений (КОС) жилого района Падун, капитальный ремонт сооружений канализационных очистных сооружений (КОС) жилого района Гидростроитель; капитальный ремонт узлов и агрегатов системы централизованного водоотведения; капитальный ремонт зданий системы централизованного водоотведения; восстановление разрушенного благоустройства на канализационных сетях после аварийных ситуаций; замена железобетонных, асбоцементных канализационных коллекторов на полиэтиленовые диаметром 160-250 мм.; частичная замена системы аэрации в канализационных очистных сооружениях (КОС) жилого района Гидростроитель города Братска; частичная замена дуговых гидравлических решеток на ступенчатые эскалаторные решетки на канализационных очистных сооружениях (КОС) города Братска;
- в соответствии с главой 2 "Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоснабжения, мероприятий направленных на улучшение качества холодной воды", главой 3 "Перечень плановых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" Производственной программы муниципального предприятия "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г..Братска в сфере водоснабжения на период 2016-2018 годов, утвержденной постановлением администрации г..Братска от 20.12.2016 N 2080, в срок до 31 декабря 2021 года выполнить следующие мероприятия: капитальный ремонт водопроводных сетей, в том числе капитальный ремонт глубинных водопроводных сетей методом горизонтально-направленного бурения в жилом районе Центральный, в том числе капитальный ремонт водопроводных сетей 20 микрорайона ("адрес"), Ду 315 мм, протяженностью 240 м (п. 6.1.1.); капитальный ремонт водопроводных сетей по "адрес" N N, Ду 315 мм, протяженностью 135 м (п. 6.1.2.); капитальный ремонт водопроводных сетей по "адрес" N, "адрес" N, Ду 315 мм, протяженностью 116 м (п. 6.1.З.); капитальный ремонт водопроводных сетей от "адрес" N, до бульвара Победы N, Ду 315 мм, протяженностью 393 м (п. 6.1.4.); капитальный ремонт водопроводных сетей в районе магазина "Интерьер", Ду 160 мм, протяженностью 85 м (п. 6.1.5); капитальный ремонт водопроводных сетей жилого района Энергетик, в том числе, капитальный ремонт глубинных водопроводных сетей методом "труба в трубу" по "адрес" N - "адрес" N, Ду 225 мм, протяженностью 200 м (п. 6.2Л.); капитальный ремонт глубинных водопроводных сетей методом "труба в трубу" по "адрес" N, Ду 225 мм, протяженностью 145 м (п.6.2.2.); капитальный ремонт водопроводных сетей в канале теплосети по "адрес" (в районе налоговой инспекции), Ду 50 мм, протяженностью 150 м (п. 6.2.3.)" капитальный ремонт глубинных водопроводных сетей жилого района Гидростроитель, в том числе, капитальный ремонт водопроводных сетей (закольцовки) по "адрес", Ду 160 мм,
протяженностью 120 м (п. 6.3.1); капитальный ремонт водопроводных сетей на КОС жилого района Гидростроитель, Ду 75 мм, протяженностью 100 м (п. 6.3.2.); капитальный ремонт технологического и энергетического оборудования системы централизованного водоснабжения (п. 7); восстановление разрушенного благоустройства на водопроводных сетях после аварийных ситуаций (п. 9); замена водоводов на полиэтиленовые диаметром 50-250 мм.; замена насосного оборудования насосных станций;
- в соответствии с главой 2 "Перечень плановых мероприятий по ремонту объектов централизованной системы водоотведения, мероприятий направленных на улучшение качества очистки сточных вод", главой 3 "Перечень плановых мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" Производственной программы муниципального предприятия "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г..Братска в сфере водоотведения на период 2016-2018 годов, утвержденной постановлением администрации г..Братска от 20.12.2016 N 2080, в срок до 31 декабря 2021 года выполнить следующие мероприятия: капитальный ремонт канализационных сетей, в том числе, капитальный ремонт канализационных сетей жилого района Центральный - канализационный коллектор вдоль "адрес", Ду 225 мм, протяженностью 417 м (п. 7.1.); капитальный ремонт канализационных сетей жилого района Центральный - ремонт канализационного коллектора в районе подземного водозабора, Ду 225 мм, 315 мм, протяженностью 805 м (п.7.2.); капитальный ремонт канализационных сетей жилого района Падун - ремонт напорного коллектора КНС-1, Ду 250 мм, протяженностью 1464 м (п.7.3.); капитальный ремонт сооружений, в том числе, капитальный ремонт сооружений канализационных очистных сооружений (КОС) "адрес", капитальный ремонт отдельных конструкций песколовки N КОС "адрес" (п. 8.1.1.); капитальный ремонт иловой карты N КОС города Братска (п. 8.1.2.); капитальный ремонт вторичного отстойника N КОС города Братска (п. 8.1.3, ); капитальный ремонт иловой карты N КОС "адрес" (п. 8.1.4.); капитальный ремонт сооружений канализационных очистных сооружений (КОС) жилого района Энергетик, в том числе капитальный ремонт первичного отстойника N КОС жилого района Энергетик (п. 8, 2, 8.2.1); капитальный ремонт сооружений канализационных очистных сооружений (КОС) жилого района Падун, в том числе капитальный ремонт вторичного отстойника N КОС жилого района Падун (п. 8.3, 8.3.1.); капитальный ремонт шиберов иловых карт КОС жилого района Падун (п.
8.3.2.); капитальный ремонт сооружений канализационных очистных сооружений (КОС) жилого района Гидростроитель, в том числе капитальный ремонт лотков на иловых картах N, 6 КОС жилого района Гидростроитель (п. 8.4, 8.4.1.); капитальный ремонт иловой карты N КОС жилого района Гидростроитель (п. 8.4.2.); капитальный ремонт узлов и агрегатов системы централизованного водоотведения (п. 9); капитальный ремонт зданий системы централизованного водоотведения, в том числе капитальный ремонт неисправных поверхностей здания КОС жилого района Энергетик (п. П.1.); капитальный ремонт неисправных поверхностей здания КНС-5 жилого района Энергетик (п. 11.2.); капитальный ремонт поврежденных конструкций здания КНС-1 жилого района Гидростроитель (п. 11.З.); капитальный ремонт неисправных поверхностей здания насосной станции жилого района Гидростроитель (п. 11.4.); капитальный ремонт неисправных поверхностей здания бункеров КОС жилого района Гидростроитель (п. 11.5.); капитальный ремонт КНС-4 жилого района Центральный (п. 11.6.); капитальный ремонт поврежденных конструкций здания бункеров КОС жилого района Падун (п. 11.7.); капитальный ремонт неисправных конструкций здания решеток КОС жилого района Падун (п. 11.8.); капитальный ремонт изношенных конструкций здания КНС-2 жилого района Энергетик (п. 11.9.); капитальный ремонт изношенных конструкций здания КНС-3 жилого района Энергетик (п. 11.10.); восстановление разрушенного благоустройства на канализационных сетях после аварийных ситуаций (п. 12); замена коллекторов водоотведения на полиэтиленовые диаметром 100-300 мм; оснащение оксидных зон аэроотенков передовыми технологиями с применением современного оборудования КОС ж/p Центральный; замена решеток механической очистки сточных вод на эскалаторные ступенчатые на канализационных сооружениях КОС ж/p Падун.
Срок исполнения решения суда - до 31 декабря 2021 года.
Судебным приставом-исполнителем Братского МОСП по ОПИ ФИО3 02 марта 2022 г. возбуждено исполнительное производство N-ИП на основании исполнительного листа, выданного Братским городским судом Иркутской области по указанному гражданскому делу.
МП "ДГИ" установлены долгосрочные тарифы на холодное водоснабжение и водоотведение на период 2016-2018 годы с применением метода индексации постановлением администрации муниципального образования города Братска от 30 ноября 2015 г. N 2720 "Об установлении долгосрочных тарифов на холодное водоснабжение и водоотведение для муниципального предприятия "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования города Братска на период 2016-2018 годов" (далее - постановление N 2720).
Разрешая заявление МП "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предприятие не имеет возможности исполнить требования исполнительного документа в связи с отсутствием источника финансирования.
Удовлетворяя заявление о прекращении исполнительного производства, суд первой инстанции исходил из того, что на сегодняшний момент имеются объективные и неустранимые обстоятельства, делающие невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, что за собой влечет факт реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа, выданного решением Братского городского суда Иркутской области от 20 марта 2019 года по делу N.
С такими выводами суд апелляционной инстанции не согласился.
Отказывая в удовлетворении требований о прекращении исполнительного производства, суд апелляционной инстанции исходил из того, что заявителем не доказано наличие обстоятельств, с которыми законодатель связывает прекращение исполнительного производства. Руководствуясь положениями Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", п.п. 17, 18 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года N 641, которым утверждены Правила разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, суд пришел к выводу о том, что положениями указанных Правил предусмотрена процедура корректировки мероприятий производственных программ, в связи с чем у регулируемой организации имелась возможность скорректировать запланированные ранее мероприятия, тем самым свести к минимуму возможное невыполнение утвержденных производственными программами мероприятий ремонтных работ. Однако со стороны МП "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска заявлений о корректировке производственных программ в установленном законодательством порядке в адрес администрации г. Братска не поступало. При наличии данных об отсутствии в достаточном объеме финансовых ресурсов для реализации производственных программ в 2017, 2018, 2019 г.г. должностные лица предприятия не приняли мер к корректировке в установленные сроки и порядке производственных программ, что в настоящее время с учетом вступившего в законную силу решения Братского городского суда от 20 марта 2019 г. повлекло за собой необходимость их безукоризненного выполнения в полном объеме вне зависимости от наличия либо отсутствия у предприятия достаточных денежных средств.
Судом апелляционной инстанции было учтено, что МП "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска решение суда не обжаловало, тем самым, было согласно с ним и в период срока, установленного судом для исполнения мероприятий программы, не оспаривало необходимость выполнения мероприятий производственной программы.
В установленные сроки с заявлениями о пересмотре решения по новым или вновь открывшимся обстоятельствам заявитель не обращался.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами, изложенными в апелляционном определение.
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Правильным исполнением судебных актов в смысле приведенной нормы является исполнение судебного акта в строгом соответствии с вынесенным по делу решением, на основании которого был выдан исполнительный документ и возбуждено исполнительное производство.
Из содержания части 1 статьи 43 вышеуказанного Федерального закона следует, что исполнительное производство подлежит прекращению судом в случаях: смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства; утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий); отказа взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование о передаче ее взыскателю; в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
По своей правовой природе основания прекращения исполнительного производства носят объективно неустранимый характер и свидетельствуют о невозможности или безрезультатности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определениях от 25 ноября 2020 г. N 2799-О, от 28 января 2021 г. N 110-О, нормативное положение пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона N 229-ФЗ не предполагает произвольного применения и допускает принятие судом соответствующего решения лишь в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа. Данное законоположение направлено на обеспечение баланса интересов должника и взыскателя. Решение же вопроса о наличии оснований для прекращения исполнительного производства осуществляется судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должен быть установлен факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами. Прекращение исполнительного производства - это право суда. Результат реализации судом этого права зависит от оценки всех юридических фактов по делу.
Установив, что при наличии данных об отсутствии в достаточном объеме финансовых ресурсов для реализации производственных программ в 2017, 2018, 2019 г.г. заявителем не были приняты меры к корректировке в установленные сроки и порядке производственных программ, заявителем не представлено каких-либо доказательств наличия обстоятельств, вследствие которых исполнение судебного акта в установленные сроки невозможно (с 2019 по 31.12.2021), а также, что до настоящего времени решение суда не исполнено, что нарушает жилищные права, в части предоставления услуг водоснабжения и водоотведения надлежащего качества неопределенного круга лиц, проживающих на территории муниципального образования г. Братска, в интересах которых прокурор города обращался в суд, в части предоставления услуг водоснабжения и водоотведения своевременно, надлежащего качества и в полном объеме, поскольку включенные в программу капитального ремонта участки водопровода и канализационных сетей имеют высокую степень износа и требуют ремонта, суд апелляционной инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявления о прекращении исполнительного производства.
Прекращение исполнительного производства по данному основанию не соответствует задачам судопроизводства, не обеспечивает принцип исполнимости судебных актов.
Суд апелляционной инстанции с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также закона, подлежащего применению по данному делу, обоснованно исходил из того, что указание в постановлении администрации муниципального образование города Братска от 30 ноября 2015 г. N 2707 сроков реализации мероприятий производственной программы не свидетельствует о пресекательности срока ее выполнения. При этом само постановление N 2707 является действующим, в нем не оговорен срок его действия, оно не отменено, не признанно в установленном порядке утратившим силу, в связи с чем основания для удовлетворения заявления о прекращении исполнительного производства вопреки мнению кассатора, отсутствуют.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Оснований, по которым возможно не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции рассматриваемая кассационная жалоба не содержит.
Несогласие с выводами суда апелляционной в связи с иной оценкой доказательств, иное мнение о характере разрешения заявления о прекращении исполнительного производства, субъективное толкование норм права применительно к установленным правоотношениям и обстоятельствам, в силу части 1 статьи 379.7, части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить в качестве основания для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Каких-либо нарушений норм материального или процессуального права, являющихся в силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены апелляционного определения не усматривается.
Суд кассационной инстанции считает, что судом вопрос о прекращении исполнительного производства разрешен с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела.
Позиция подателя кассационной жалобы является по существу несогласием с позицией суда апелляционной инстанции, что не является основанием для отмены по существу верного судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Иркутского областного суда от 05 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального предприятия "Дирекция городской инфраструктуры" муниципального образования г. Братска - без удовлетворения.
Судья Н.П. Ветрова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.