Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-664/2022 (УИД 22RS0067-01-2021-006277-42) по иску Стацюк Надежды Васильевны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным заключения, обязании возобновить выплату пенсии
по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Стацюк Надежда Васильевна (далее по тексту - Стацюк Н.В.) обратилась в Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ГУ МВД России по Алтайскому краю) о признании незаконным заключения по факту обнаружения счетной ошибки при назначении пенсии за выслугу лет от 7 июля 2021 г, предусматривающего прекращение с 1 августа 2021 г. выплату пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел, обязании возобновить выплату пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел с 1 августа 2021 г.
Протокольными определениями Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 марта 2022 г, от 20 мая 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Следственное Управление Следственного комитета Российской Федерации по Алтайскому краю, Вохмина Ольга Викторовна (далее по тексту - Вохмина О.В.), Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2021 г, исковые требования Стацюк Н.В. удовлетворены. Заключение ГУ МВД России по Алтайскому краю по факту обнаружения ошибки при назначении пенсии за выслугу лет в отношении Стацюк Н.В. о прекращении выплаты пенсии от 7 июля 2021 г. признано незаконным. На ГУ МВД России по Алтайскому краю возложена обязанность возобновить Стацюк Н.В. выплату пенсии по выслуге лет с 1 августа 2021 г.
ГУ МВД России по Алтайскому краю обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2021 г. отменить, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов кассационной жалобы ГУ МВД России по Алтайскому краю указало на незаконность и необоснованность судебных актов судов первой и апелляционной инстанций, принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Вывод судов первой и апелляционной инстанций о наличии у истца права на пенсию за выслугу лет по линии МВД России на условиях и в порядке, предусмотренном законом, противоречит положениям статей 1 и 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г..N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Соглашения от 24 декабря 1993 г..Ссылка судов на решение Экономического Суда СНГ "О толковании части первой статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств - участников Содружества Независимых Государств от 24 декабря 1993 года" от 3 апреля 2017 г..N 01-1/4-16 является неправомерной, поскольку предметом рассмотрения по данному делу являлись такие обстоятельства, как первичное исчисление выслуги лет гражданину, увольняемому со службы в органах внутренних дел Российской Федерации, который ранее проходил службу в органах внутренних дел и налоговой полиции Республики Казахстан, при этом на территории Республики Казахстан данному гражданину пенсия не назначалась. В настоящем случае правовые основания для назначения пенсии истцу на территории Республики Казахстан и на территории Российской Федерации различны, законодательством Российской Федерации не предусмотрено назначение пенсии по линии МВД России гражданам, прибывшим из Республики Казахстан, и уволенным из других ведомств (помимо органов внутренних дел) данного государства.
Стацюк Н.В, проживая на территории Российской Федерации, имеет право претендовать на выплату пенсии за выслугу лет пенсионными органами Республики Казахстан либо получать на территории Российской Федерации такую пенсию, на которую у нее возникло право (например, социальную пенсию). В случае обнаружения ошибок, допущенных при назначении пенсии, законодатель предусмотрел возможность устранения данных ошибок органами пенсионного обеспечения. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Стацюк Н.В, проходила службу: с 4 июня 1975 г по 23 сентября 1980 г. в должности инспектора контрольно-методического отделения ИЦ при МВД КазССР; с 23 сентября 1980 г. по 10 августа 1982 г. в должности старшего инспектора контрольно-методического отделения ИЦ при МВД КазССР; с 10 августа 1982 г. по 1 ноября 1986 г. в должности старшего инспектора отделения оперативной информации розыска ИЦ при МВД КазССР; с 1 ноября 1986 г. по 16 июня 1989 г. в должности начальника отделения оперативной информации розыска ИЦ при МВД КазССР; с 16 июня 1989 г. по 13 августа 1992 г. в должности заместителя начальника, он же начальник отделения оперативно-розыскной работы оперативно-справочного отдела ИЦ МВД КазССР; с 13 августа 1992 г. по 19 апреля 1993 г. в должности заместителя начальника отдела, он же начальник отделения розыскной роты 2 отдела (уголовной регистрации) ИВЦ при МВД РК; с 19 апреля 1993 г. по 17 января 1994 г. в должности начальника 2 отдела (уголовной регистрации) ИВЦ МВД РК; с 17 января 1994 г. по 12 января 1995 г. в должности начальника 6 отдела (уголовной регистрации) 2 управления (уголовной регистрации и оперативно-розыскной p-ты) ИВЦ МВД РК; с 12 января 1995 г. по 25 декабря 1995 г. в должности начальника 3 отдела (уголовной регистрации) 1 управления (уголовной статистики, контроля, уголовной регистрации и оперативной p-ты) ИВЦ МВД РК; с 25 декабря 1995 г. по 8 января 1996 г. в должности начальника 3 отдела (уголовной регистрации) 1 управления (уголовной статистики, контроля, уголовной регистрации и оперативной p-ты) ИВЦ ГСК РК; с 8 января 1996 г. по 30 декабря 1996 г. в должности зам.начальника 1-го управления ГЦКИ ГСК РК; с 30 декабря 1996 г. по 30 апреля 1997 г. в должности зам.начальника 1-го управления (криминальной информации), он же начальник 5 отдела оперативно-розыскной p-ты) ЦКИ (на правах Главного Управления).
Выслуга лет в календарном исчислении составила 21 год 10 месяцев 26 дней.
Приказом ГСК Республики Казахстан от 30 апреля 1997 г. N 131л/с Стацюк Н.В. уволена со службы по подпункту "б" пункта 1 статьи 51 Положения о прохождении службы - по достижении предельного возраста.
21 мая 1997 г. начальником ГФБУ ГСК РК утверждено заключение о назначении Стацюк Н.В. пенсии по выслуге лет с 1 мая 1997 г. на основании статей 16.1, 17.1 Закона Республики Казахстан от 21 января 1993 г. "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семей".
Выплата пенсии Стацюк Н.В. производилась УФО г. Алматы Республики Казахстан с 1 мая 1997 г. по 31 июля 2014 г.
В связи с переездом на территорию Российской Федерации с 1 августа 2014 г. ГУ МВД России по Алтайскому краю Стацюк Н.В. на основании ее заявления выплачивалась пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".
7 июля 2021 г. начальником ЦФО ГУ МВД России по Алтайскому краю утверждено заключение по факту обнаружения ошибки при назначении пенсии за выслугу лет. В указанном заключении ответчик пришел к выводу, что поскольку Стацюк Н.В. 1 мая 1997 г. была уволена из ЦКИ Государственного следственного комитета Республики Казахстан, который не входит в систему органов внутренних дел, на пенсионные органы МВД России не возложены обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах государственного следственного комитета государств-участников Содружества в связи с их переездом на территорию Российской Федерации.
С 1 августа 2021 г. на основании данного заключения Стацюк Н.В. прекращена выплата пенсии по выслуге лет, как сотруднику органов внутренних дел.
Стацюк Н.В, не согласившись с решением органа пенсионного обеспечения, обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", Соглашением от 24 декабря 1993 г. "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств", Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Стацюк Н.В. до ее перехода на службу в Государственный следственный комитет Республики Казахстан 25 декабря 1995 г, где она проходила службу вплоть до ее увольнения 1 мая 1997 г, проходила службу в органах внутренних дел Республики Казахстан. При этом, ее выслуга лет в органах внутренних дел превышает 20 лет. После увольнения из Государственного следственного комитета Республики Казахстан Стацюк Н.В. являлась получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства внутренних дел Республики Казахстан, после переезда на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации Стацюк Н.В. была назначена пенсия по выслуге лет как сотруднику органов внутренних дел.
Проверяя законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда и их правовым обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39).
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных с военной службы, службы в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и членов их семей установлен Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы как вида трудовой деятельности.
В соответствии с абзацем 5 пункта "а" статьи 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 действие настоящего Закона распространяется на лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 пенсионное обеспечение проживающих на территории Российской Федерации лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в вооруженных силах (армиях, войсках), органах безопасности и иных созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях либо службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы других государств-участников Содружества Независимых Государств и государств, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, с которыми Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР заключены договоры (соглашения) о социальном обеспечении, а также семей указанных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном этими договорами (соглашениями).
Российская Федерация и Республика Казахстан являются участниками Соглашения стран Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" (далее по тексту - Соглашение от 13 марта 1992 г.).
Из преамбулы Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что правительства государств - участников настоящего Соглашения признают, что государства-участники Содружества имеют обязательства в отношении нетрудоспособных лиц, которые приобрели право на пенсионное обеспечение на их территории или на территории других республик за период их вхождения в СССР и реализуют это право на территории государств-участников Соглашения.
Статьей 1 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В целях урегулирования вопросов пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей, основываясь на Соглашении от 13 марта 1992 г, государства-участники Содружества Независимых Государств (далее - Стороны) 24 декабря 1993 г. приняли Соглашение "О порядке пенсионного обеспечения и государственного страхования сотрудников органов внутренних дел государств-участников Содружества Независимых Государств" (далее по тексту - Соглашение от 24 декабря 1993 г.).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Соглашения от 24 декабря 1993 г. пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Сторон, а также пенсионное обеспечение их семей осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством Сторон, на территории которых они постоянно проживают, а до принятия этими Сторонами законодательных актов по данным вопросам - на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР.
Статьей 4 Соглашения от 24 декабря 1993 г. определено, что органами, уполномоченными представлять Стороны в реализации настоящего Соглашения, выступают Министерства внутренних дел Сторон.
Статьей 11 Соглашения о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством внутренних дел Республики Казахстан, заключенного 9 января 1993 г, определено, что стороны не будут препятствовать переводу своих работников на службу в органы, подразделения и учреждения другой Стороны. При этом вопросы сохранения таким работникам стажа службы для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, присвоения специальных званий, оплаты труда, предоставления прав и льгот, назначения государственных пенсий в размерах, установленных для работников органов внутренних дел той Стороны, куда осуществлен перевод, будут решаться в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Казахстан, нормативными актами Сторон о прохождении службы в органах внутренних дел. Вопросы регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих внутренних войск, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей, постоянно проживающих на территории государств Сторон, будут решаться в соответствии с законодательством государств Сторон и межгосударственными соглашениями.
Согласно статье 1 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" органы внутренних дел Республики Казахстан являются специальными государственными органами, осуществляющими в соответствии с законодательством Республики Казахстан дознание, предварительное следствие и оперативно-разыскную деятельность, а также исполнительные и распорядительные функции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, предупреждению и пресечению преступных и иных противоправных посягательств на права и свободы человека и гражданина, интересы общества и государства.
В статье 4 названного Закона было определено, что единую систему органов внутренних дел образуют Министерство внутренних дел Республики Казахстан, входящие в его состав департаменты и иные структурные подразделения, подчиненные ему департаменты внутренних дел областей, города республиканского значения, столицы Республики, на транспорте, городские, районные, районные в городах, поселковые, линейные органы внутренних дел, внутренние войска, учебные заведения, учреждения и иные организации.
Министерство внутренних дел является центральным исполнительным органом Республики Казахстан, возглавляющим единую систему органов внутренних дел (статья 5 Закона Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2707 "Об органах внутренних дел Республики Казахстан").
Указом Президента Республики Казахстан от 6 октября 1995 г. N 2513 в целях совершенствования системы правоохранительных органов, укрепления правопорядка и обеспечения общественной безопасности, повышения эффективности борьбы с преступностью был образован Государственный Следственный Комитет Республики Казахстан, который в соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента Республики Казахстан от 4 ноября 1995 г. N 2594, представлял собой центральный государственный орган в единой системе органов Государственного следственного комитета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики.
В соответствии со статьей 1 Указа Президента Республики Казахстан от 21 декабря 1995 г. N 2706 Государственный следственный комитет Республики Казахстан и его органы представляет собой непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики специальный государственный орган, не входящий в систему центральных исполнительных органов Республики, осуществляющий дознание, следствие, оперативно-разыскную деятельность и вытекающие из них иные функции.
Статьей 6 названного Указа Президента Республики Казахстан определено, что систему Государственного следственного комитета и его органов составляют Государственный следственный комитет, территориальные, отраслевые и специализированные органы, осуществляющие дознание, следствие и оперативно-разыскную деятельность, а также особые и режимные объекты, учебные заведения и иные организации, обеспечивающие функциональную деятельность.
Таким образом, несмотря на то, что Государственный следственный комитет Республики Казахстан и его органы осуществляли функции, сходные с функциями органов внутренних дел, Государственный следственный комитет являлся самостоятельным органом государственной власти, был подчинен непосредственно Президенту Республики Казахстан и не входил в систему органов внутренних дел.
Поскольку Стацюк Н.В. проходила службу в Государственном следственном комитете Республики Казахстан, который согласно Указам Президента Республики Казахстан от 6 октября 1995 г. N 2513 и от 21 декабря 1995 г. N 2706, являлся специальным государственным органом, не входящим в систему центральных исполнительных органов Республики, был подчинен непосредственно Президенту Республики Казахстан и не входил в систему органов внутренних дел, положениями действующего законодательства, регулирующего порядок назначения пенсии за выслугу лет указанным в нем категориям граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы, не предусмотрено возложение на органы пенсионного обеспечения Министерства внутренних дел Российской Федерации обязанности по осуществлению пенсионного обеспечения лиц, проходивших службу в органах государственного следственного комитета государств-участников Содружества, в связи с их переездом на территорию Российской Федерации.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, и не оспаривается сторонами, в связи с переездом на территорию Российской Федерации с 1 августа 2014 г. ГУ МВД России по Алтайскому краю Стацюк Н.В. на основании ее заявления выплачивалась пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, несмотря на отсутствие оснований для включения периода службы Стацюк Н.В. в Государственном следственном комитете Республики Казахстан в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, совершение органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, при установлении пенсий тех или иных ошибок, в том числе носящих технический характер, - учитывая необходимость оценки значительного числа обстоятельств, с наличием которых закон связывает возникновение права на пенсию, включая проверку представленных документов и проведение математических подсчетов, - полностью исключить невозможно. Определение правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, - право и обязанность государства (абзац первый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П "По делу о проверке конституционности части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" в связи с жалобой гражданина С.В. Иванова", далее по тексту - постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).
Предусмотренная законом возможность исправления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии, в том числе пенсии за выслугу лет, призвана, таким образом, обеспечить соблюдение требований социальной справедливости и формального равенства, способствовать предотвращению необоснованного расходования бюджетных средств и злоупотребления правом как со стороны пенсионных органов, так и со стороны граждан, а потому не может подвергаться сомнению. Вместе с тем соответствующий правовой механизм - исходя из конституционных принципов правового государства и верховенства права, а также принципов справедливости и юридического равенства - должен обеспечивать баланс конституционно защищаемых ценностей, публичных и частных интересов на основе вытекающих из указанных принципов критериев разумности и соразмерности (пропорциональности), что, в свою очередь, предполагает наряду с учетом публичных интересов, выражающихся в назначении пенсии исключительно при наличии предусмотренных законом оснований и в целевом расходовании финансовых ресурсов, предназначенных на выплату пенсий, учет интересов пенсионера, которому пенсия по вине уполномоченного государством органа была назначена ошибочно, с тем чтобы пенсионер не подвергался чрезмерному обременению, притом, однако, что с его стороны отсутствуют какие-либо нарушения (абзац третий пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).
Такое правовое регулирование отвечало бы сути социального правового государства и, будучи основано в том числе на конституционных принципах правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, обеспечивало бы как соблюдение законодательно установленных условий назначения и выплаты пенсий за выслугу лет, так и защиту интересов граждан, которые, полагаясь на правильность принятого уполномоченными государством органами решения, рассчитывают на стабильность своего официально признанного статуса получателя данной пенсии и неизменность вытекающего из него материального положения. В рамках этих правоотношений в случае выявления ошибки, допущенной пенсионным органом при назначении пенсии гражданину, - при отсутствии с его стороны каких-либо виновных действий, приведших к неправомерному назначению пенсии, - бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением выявленной ошибки, должно распределяться на основе общеправового принципа справедливости, исключающего формальный подход, и с учетом особенностей жизненной ситуации, в которой находится гражданин, продолжительности периода, в течение которого он получал назначенную по ошибке пенсию, и других значимых обстоятельств (абзац четвертый пункта 5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 г. N 1-П).
Принимая во внимание, что после переезда на территорию Российской Федерации с 1 августа 2014 г. по31 июля 2021 г. ГУ МВД России по Алтайскому краю на основании заявления Стацюк Н.В. выплачивалась пенсия в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, орган пенсионного обеспечения ГУ МВД России по Алтайскому краю обнаружил ошибку при назначении и выплате Стацюк Н.В. пенсии по выслуге лет только в июле 2021 г, в связи с чем прекратил выплату такой пенсии с 1 августа 2021 г, фактически возложив на последнюю бремя неблагоприятных последствий, связанных с устранением допущенной органом пенсионного обеспечения ошибки при начислении ей пенсии по выслуге лет с 1 августа 2014 г, при том, что со стороны Стацюк Н.В. отсутствовали какие-либо виновные действия, приведшие к неправомерной выплате пенсии, выводы судов первой и апелляционной инстанций о незаконности решения о прекращении выплаты Стацюк Н.В. пенсии по выслуге лет с 1 августа 2021 г. с учетом принципов справедливости, правовой определенности, поддержания доверия граждан к действиям государства, являются обоснованными.
Доводы приведенные ГУ МВД России по Алтайскому краю в кассационной жалобе не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального и процессуального права, с учетом установленных обстоятельств, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 5 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.