Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-634/2021 (УИД 38RS0025-01-2021-000858-83) по иску Большедворской Ольги Владимировны к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж периодов работы, признании права на пенсию, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Большедворской Ольги Владимировны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения истца Большедворской О.В, поддержавшей доводы и требования кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Большедворская Ольга Владимировна (далее по тексту - Большедворская О.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ОПФР по Иркутской области, ответчик) о признании незаконным отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в стаж периодов работы, признании права на пенсию, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что с 29 августа 1988 г. истец осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, ее стаж работы составляет более 30 лет.
29 июня 2018 г. истец обратилась в УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) за назначением досрочной страховой пенсии по старости и представила необходимые справки, трудовую книжку и другие документы. Почтой было получено решение от 12 октября 2018 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при этом в стаж не включены более 30 лет.
Согласно трудовой книжки, архивных справок и выписки из индивидуального лицевого счета истец осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей на дату подачи заявления - 35 лет 9 месяца 29 дней. Считает, что ответчик незаконно отказал ей в назначении досрочной страховой пенсии по старости.
С учетом изложенного истец просила суд признать незаконным решение УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) от 12 октября 2018 г..N в части отказа во включении периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, включить в стаж работы в соответствии с пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды ее педагогической деятельности в учреждениях для детей с 29 августа 1988 г..по 1 сентября 1988 г..в должности инструктора по работе с детьми СК "Водник" в профкоме Осетровского речного порта, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (5 дней), с 1 сентября 1988 г..по 31 марта 1991 г..в должности инструктора по работе с детьми Спортивного клуба "Осетрово", в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (3 года 10 месяцев 16 дней), с 1 апреля 1991 г..по 23 сентября 1991 г..в должности тренера-преподавателя платных оздоровительных групп Спортивного клуба "Осетрово", в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (8 месяцев 20 дней), с 1 апреля 1992 г..по 31 июля 1994 г..в должности тренера-преподавателя детской спортивно-юношеской школы Усть-Кутского Гороно, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (3 года 6 месяцев), с 1 августа 1994 г..по 27 марта 2000 г..в должности тренера-преподавателя Усть- Кутского спортивно-оздоровительного центра, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (8 лет 5 месяцев 26 дней), с 28 марта 2000 г..по 31 декабря 2000 г..в должности тренера-преподавателя Муниципального учреждения Спортивно- оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (1 год 1 месяц 22 дня), с 1 января 2001 г..по 31 декабря 2001 г..в должности тренера-преподавателя Муниципального учреждения Спортивно-оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (1 год 6 месяцев), с 1 января 2002 г..по 26 августа 2012 г..в должности тренера-преподавателя Муниципального
учреждения Спортивно-оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (10 лет 8 месяцев 26 дней), с 27 августа 2012 г..по 31 августа 2012 г..в должности тренера-преподавателя Муниципального казенного учреждения Спортивно-оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (5 дней), с 1 сентября 2012 г..по 22 мая 2018 г..в должности старшего тренера-преподавателя Муниципального казенного учреждения Спортивно-оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (5 лет 8 месяцев 22 дня), с 23 мая 2018 г..по 29 июня 2018 г..в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ Муниципального казенного учреждения Спортивно-оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (1 месяц 7 дней), также признать право Большедворской О.В. на досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 июня 2018 г, обязать УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) назначить Большедворской О.В. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 июня 2018 г..
Определением Усть-Кутского городского суда от 15 октября 2021 г. в порядке процессуального правопреемства произведена замена ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Иркутской области (далее по тексту - ОПФР по Иркутской области).
Решением Усть-Кутского городского суда от 15 октября 2021 г, с учетом определения Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 16 марта 2022 г. об исправлении описки в решении суда, заявленные исковые требования были удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 мая 2022 г. решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 15 октября 2021 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования Большедворской О.В. удовлетворены частично, решение УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) от 12 октября 2018 г. N признано незаконным в части невключения в стаж периодов работы с 1 апреля 1991 г. по 31 декабря 2000 г, на ОПФР по Иркутской области возложена обязанность включить в стаж работы в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы Большедворской О.В. с 1 апреля 1991 г. по 23 сентября 1991 г. в должности тренера-преподавателя платных оздоровительных групп Спортивного клуба "Осетрово", с 1 апреля 1992 г. по 31 июля 1994 г. в должности тренера-преподавателя детской спортивно-юношеской школы Усть-Кутского Гороно, с 1 августа 1994 г. по 27 марта 2000 г. в должности тренера-преподавателя Усть-Кутского спортивно-оздоровительного центра, с 28 марта 2000 г. по 31 декабря 2000 г. в должности тренера-преподавателя Муниципального учреждения Спортивно-оздоровительный центр.
В удовлетворении исковых требований Большедворской О.В. о включении периодов работы с 1 сентября 1988 г. по 31 марта 1991 г, с 1 января 2001 г. по 31 декабря 2001 г, с 1 января 2002 г. по 26 августа 2012 г, с 27 августа 2012 г. по 31 августа 2012 г, с 1 сентября 2012 г. по 22 мая 2018 г, с 23 мая 2018 г. по 29 июня 2018 г, об обязании назначить Большедворской О.В. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 29 июня 2018 г. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Большедворская О.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 мая 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменные возражения не представлены.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Большедворская О.В. доводы и требования кассационной жалобы поддержала, просила кассационную жалобу удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в организациях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено право Правительства Российской Федерации утверждать при необходимости списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, 29 июня 2018 г. истец обратился в УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) от 12 октября 2018 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемой продолжительности специального стажа, поскольку учитываемый стаж истца составил 0 лет 02 месяца 01 день, при требуемом 25 лет, страховой стаж 29 года 04 месяца 08 дня, стаж работы в МКС 28 года 04 месяцев 24 дня при требуемом 20 лет, пенсионным органом в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" не зачтены спорные периоды истца.
Как следует из трудовой книжки истец Болыпедворская О.В. работала - с 29 августа 1988 г. по 31 августа 1988. в должности инструктора по работе с детьми СК "Водник" в профкоме Осетровского речного порта, с 1 сентября 1988 г. по 31 марта 1991 г. в должности инструктора по работе с детьми Спортивного клуба "Осетрово", с 1 апреля 1991 г. по 23 сентября 1991 г. в должности тренера-преподавателя платных оздоровительных групп Спортивного клуба "Осетрово", с 1 апреля 1991 г. по 31 июля 1994 г. в должности тренера-преподавателя детской спортивно-юношеской школы Усть-Кутского Гороно, с 1 августа 1994 г. по 27 марта 2000 г. в должности тренера-преподавателя Усть-Кутского спортивно-оздоровительного центра, с 28 марта 2000 г. по 26 августа 2012 г. в должности тренера-преподавателя Муниципального учреждения Спортивно-оздоровительный центр, с 27 августа 2012 г. по 31 августа 2012 г. в должности тренера-преподавателя Муниципального казенного учреждения Спортивно-оздоровительный центр, с 1 сентября 2012 г. по 22 мая 2018 г. в должности старшего тренера- преподавателя Муниципального казенного учреждения Спортивно- оздоровительный центр, с 23 мая 2018 г. по 2 сентября 2019 г. в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ Муниципального казенного учреждения Спортивно-оздоровительный центр.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным решения УПФР в Усть-Кутском районе Иркутской области (межрайонное) от 12 октября 2018 г..N и возложении на ответчика обязанности включить в страховой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы истца с 29 августа 1988 г..по 31 августа 1988 г..в должности инструктора по работе с детьми СК "Водник" в профкоме Осетровского речного порта, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 1 сентября 1988 г..по 31 марта 1991 г..в должности инструктора по работе с детьми Спортивного клуба "Осетрово", в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 1 апреля 1991 г..по 23 сентября 1991 г..в должности тренера-преподавателя платных оздоровительных групп Спортивного клуба "Осетрово", в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 1 апреля 1992 г..по 31 июля 1994 г..в должности тренера- преподавателя детской спортивно-юношеской школы Усть-Кутского Гороно, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 1 августа 1994 г..по 31 октября 1999 г..в должности тренера-преподавателя Усть-Кутского спортивно-оздоровительного центра, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 1 ноября 1999 г..по 27 марта 2000 г..в должности тренера- преподавателя Усть-Кутского спортивно-оздоровительного центра, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, с 28 марта 2000 по 31 декабря 2000 г..в должности тренера-преподавателя Муниципального учреждения Спортивно-оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 1 января 2001 по 31 декабря 2001 г..в должности тренера-преподавателя Муниципального учреждения Спортивно-оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 1 января 2002 г..по 26 августа 2012 г, в должности тренера- преподавателя Муниципального учреждения Спортивно-оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 27
августа 2012 г..по 31 августа 2012 г..в должности тренера-преподавателя Муниципального казенного учреждения Спортивно-оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера; с 1 сентября 2012 г, по 22 мая 2018 г..в должности старшего тренера-преподавателя Муниципального казенного учреждения Спортивно-оздоровительный центр; с 23 мая 2018 г..по 29 июня 2018 г..в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ Муниципального казенного учреждения Спортивно-оздоровительный центр, в местности, приравненной к районам Крайнего Севера по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а также возложении на ответчика обязанности по включению спорных периодов работы истца в полуторном размере с учетом положений статьи 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г..N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской грации", а также пункта 3 части 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г..N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Установив, что стаж истца на соответствующих видах работ на 29 июня 2018 г. составил 35 лет 09 месяцев 27 дней, при требуемом 25 лет, обязал ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию с 29 июня 2018 г.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, не согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судом апелляционной инстанции верно указано, что с 29 августа 1988 г. по 1 сентября 1988 г. истец работала в должности инструктора по работе с детьми в СК "Водник", со 2 сентября 1988 г. по 31 марта 1991 г. - в должности инструктора по работе с детьми спортивного клуба "Осетрово".
Однако, должность инструктора по работе с детьми не предусмотрена вышеуказанными Списками наименований должностей, работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Спортивные клубы также не предусмотрены Списками наименований учреждений (в том числе внешкольных), работа в которых дает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N, предусмотрены самостоятельные должности "инструктор", "инструктор по спорту", "инструктор по физической культуре", "тренер-преподаватель по спорту", в связи с чем суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что указанные должности не являются тождественными.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что оснований для включения спорных периодов с 29 августа 1988 по 31 марта 1991 г. не имеется.
Приказом Госкомспорта СССР от 9 апреля 1987 г..N 228 "О введении в действие Положения о детско-юношеской спортивной школе, специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва, специализированных классах по видам спорта" установлено, что спортивные школы являются внешкольными учреждениями, пользуются правами юридического лица и в своей деятельности должны: осуществлять физкультурно-оздоровительную и воспитательную работу среди детей и подростков, направленную на укрепление их здоровья и всестороннее физическое развитие, вести работу по привлечению учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, оказывать всестороннюю помощь общеобразовательным школам в организации методической и спортивно-массовой работы по культивируемым в ДЮСШ видам спорта, выявлять в процессе систематических занятий способных детей и подростков для привлечения их к специализированным занятиям спортом в школах-интернатах спортивного профиля и специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, ШВСМ, обеспечить приобретение учащимися минимума знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а также овладение теоретическими основами и элементарными приемами оценки своего состояния. Детско-юношеская спортивная школа осуществляет учебно-тренировочный процесс с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными. Учебно-тренировочные группы открываются из расчета одна учебно-тренировочная группа на четыре группы начальной подготовки. Основным показателем работы ДЮСШ является количество учащихся, вступивших по конкурсу в школы-интернаты спортивного профиля, специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва, школы высшего спортивного мастерства. При невозможности поступления выпускников ДЮСШ в СДЮШОР, ШИСП и ШВСМ ДЮСШ может по решению вышестоящей организации под методическим руководством областной (краевой, республиканской) спортивной школы (спортивных клубов) создавать группы спортивного совершенствования.
Необходимым условием для этого является наличие контингента учащихся, условий, позволяющих выполнять режим учебно-тренировочной работы (квалифицированные тренерско-преподавательские кадры, материально-спортивная база). Тренеры-преподаватели по спорту несут ответственность за жизнь и здоровье детей, правильное комплектование групп, проведение воспитательной и учебно-тренировочной работы с учащимися, выполнение учебных программ. Осуществляют контроль за своевременным прохождением медицинского осмотра и диспансеризации занимающихся. Организуют отбор перспективных юных спортсменов. Разрабатывают для каждого спортсмена групп спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства с учетом индивидуальных особенностей учебно-тренировочные планы. Следят за дисциплиной и контролируют посещаемость.
Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет" указано: внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы и должности в том числе - тренер - преподаватель.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" установлены: учреждение в том числе - детско-юношеская спортивная школа (всех наименований), должность в том числе - тренер-преподаватель.
Суд апелляционной инстанции посчитал необходимым удовлетворить требования истца о включении в педагогический стаж периодов работы в календарном исчислении с 1 апреля 1991 г. по 23 сентября 1991 г. в должности тренера-преподавателя оздоровительных групп Спортивного клуба "Осетрово", с 1 апреля 1992 г. по 31 июля 1994 г. в должности тренера-преподавателя детской спортивно-юношеской школы Усть-Кутского Гороно, с 1 августа 1994 г. по 27 марта 2000 г. в должности тренера-преподавателя Усть- Кутского спортивно-оздоровительного центра, с 28 марта 2000 г. по 31 декабря 2000 г. в должности тренера-преподавателя Муниципального учреждения Спортивно-оздоровительный центр, поскольку Постановлением Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 предусмотрены внешкольные учреждения, в том числе детско-юношеские спортивные школы и должность тренер - преподаватель.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции в части подсчета спорных периодов работы истца по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" в полуторном размере, поскольку льготное исчисление стажа в соответствии со статьей 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" применяется для периодов работы, строго предусмотренных в статьях 10.11, 12.29 Закона, при этом к статье 80 Закона применение льготного исчисления стажа не предусмотрено.
Кроме того, судом апелляционной инстанции не включены в специальный страховой стаж истца спорные период с 2001 года по 2018 год, поскольку на 1 января 2001 г. у истца соответствующего стажа продолжительностью не менее "данные изъяты".
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции отменил решение Усть-Кутского городского суда Иркутской области от 15 октября 2021 г, обосновывая это тем, что на момент обращения к ответчику стаж на соответствующих видах работ у Болыпедворской О.В. составил "данные изъяты", что менее требуемого стажа 25 лет, право на досрочное пенсионное обеспечение по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" у истца не возникло.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционной определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы не могут быть признаны состоятельными, поскольку применение пункта 3 части 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к подсчету льготного стажа не применим, так как статья 30 предусматривает оценку пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 г. только для расчета размера пенсии.
В соответствии с пунктом 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом работа в должностях, указанных в пункте 1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1-1.19 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Вопреки доводов кассационной жалобы суд апелляционной инстанции обоснованно исходил из того, что согласно пункта 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 г, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, за периоды начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
на 1 января 2001 г. у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев, у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка.
Пункт 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, фактически воспроизводит положение постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей" в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2001 г. N 79 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067", предусматривавшее включение в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, работы в должности тренера-преподавателя в образовательных учреждениях дополнительного образования детей за периоды с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. - без ограничений, а начиная с 1 января 2001 г. - при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации введение в действие указанного изменения правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. занимавших должности преподавателей, в том числе тренера-преподавателя в учреждениях дополнительного образования детей. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения (определения от 19 декабря 2019 г. N 3376-О, определение от 25 апреля 2019 г. N 1097-О).
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих педагогическую деятельность, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение граждан на пенсионное обеспечение.
Таким образом работа истца в должности тренера-преподавателя после 1 января 2001 г. могла быть включена в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, только в том случае, если на 1 января 2001 г. истец имела стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Установив, что юридически значимым обстоятельством по настоящему спору является продолжительность стажа Большедворской О.В. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" и в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, принимая во внимание, что по состоянию на 1 января 2001 г. продолжительность специального стажа истца составила менее требуемых 16 лет 8 месяцев, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, спорных периодов ее работы после 1 января 2001 г.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, однако им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истца, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судами проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 23 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Большедворской Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.