Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Андугановой О.С, Новожиловой И.А.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско - судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3282/2022 (УИД: 17RS0017-01-2022-001222-53) по иску Бадыргы Ирины Опанасовны к Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва третьего созыва о восстановлении в должности, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Бадыргы Ирины Опанасовны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 16 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснение принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц- связи представителя Бадыргы Ирины Опанасовны - Щегонина Алексея Михайловича, действующего на основании доверенности от 22 февраля 2022 г, представителей Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Куулара Аржаана Геннадьевича, действующего на основании доверенности от 25 августа 2022 г, Ховылаг Тимура Кызыл-ооловича, действующего на основании доверенности от 21 апреля 2022 г, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно - кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Бадыргы Ирина Опанасовна (далее по тексту - Бадыргы И.О, истец) обратилась в суд с иском к Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва третьего созыва о восстановлении в должности, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных исковых требований истец указала, что на сессии Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва 26 сентября 2019 г..Бадыргы И.О. избрана заместителем Председателя Верховного Хурала, а также председателем Комитета по социальной политике. Группа депутатов Верховного Хурала 17 января 2022 г..обратилась к Председателю Верховного Хурала Д. с требованием о включении в повестку заседания сессии вопросов об освобождении ее от должностей заместителя Председателя Верховного Хурала и председателя Комитета по социальной политике. На сессии Верховного Хурала, состоявшейся 19 января 2022 г, она освобождена от занимаемых должностей, ей вручена трудовая книжка. Копии соответствующих постановлений вручены 9 февраля 2022 г..По мнению истца, решение об освобождении ее от занимаемых должностей является незаконным ввиду следующего. В качестве оснований для освобождения ее от занимаемых должностей указаны: проявление властного характера, создание невыносимых условий для работников аппарата Верховного Хурала; то, что 10 декабря 2021 г..она начала собрание фракции партии "Единая Россия", не дождавшись Председателя Верховного Хурала Д, а по его прибытии не предоставила ему место за столом президиума. Между тем, данные обстоятельства документально не подтверждены, жалобы на нее не подавались. Относительно непредоставления Председателю Верховного Хурала Д. места за столом президиума пояснила, что стол вмещает не более трех человек. По сложившейся практике на заседаниях фракции данные места занимают руководитель фракции, то есть сама Бадыргы И.О, секретарь регионального отделения партии "Единая Россия" и заместитель Главы - Председателя Правительства Республики Тыва, курирующий внутреннюю политику.
Ранее Председатель Верховного Хурала Д. занимал должность секретаря регионального отделения партии, однако, начиная с декабря 2021 г, данную должность занимает Глава - Председатель Правительства Республики Тыва Х. В этой связи за столом президиума должны были располагаться она, как руководитель фракции, Глава Республики Тыва Х. и его заместитель, курирующий внутреннюю политику. В этой связи Председателю Верховного Хурала Д. было предложено сесть за другой стол, что воспринято последним как неуважение, в связи с чем, он и несколько депутатов покинули собрание фракции. Ввиду изложенного у Д. возникла личная неприязнь к ней, высказано намерение о принятии в отношении нее мер по освобождению от занимаемых руководящих должностей. Согласно Регламенту Верховного Хурала, Положению о постоянных комитетах Верховного Хурала требования об освобождении заместителя Председателя, председателя Комитета от должности должны быть мотивированными. Между тем соответствующее требование депутатов не содержит мотивированных обоснований, в нем не приведены конкретные факты, ввиду которых она могла быть освобождена от занимаемых должностей. На заседании Совета Верховного Хурала, состоявшемся 17 января 2022 г, решения по вопросам о проведении шестой сессии Верховного Хурала 19 января 2022 г, о включении в повестку вопросов об освобождении ее от занимаемых должностей не были приняты, поскольку 4 из 7 членов Совета проголосовали "против". Несмотря на итоги голосования, шестая сессия Верховного Хурала назначена на 19 января 2022 г, а вопросы об освобождении ее от занимаемых должностей включены в повестку. В нарушение установленной процедуры 19 января 2022 г..списки с результатами голосования депутатам не оглашались. Из протокола первого очередного заседаний шестой сессии Верховного Хурала от 19 января 2022 г..N 1 следует, что отсутствующие депутаты передали 5 своих голосов, тогда как председательствующим на сессии объявлено о передаче 4 голосов. Распределение голосов депутатов истцу неизвестно.
Истец также отметила, что при рассмотрении вопросов об освобождении от занимаемых должностей ей не предоставили слово. В связи с напряженной обстановкой в зале она не смогла в полной мере изложить свою позицию. Также указано, что освобождение от должности председателя Комитета по социальной политике незаконно, в том числе, по той причине, что такого решения данным Комитетом не принималось, как того требуют положения Регламента Верховного Хурала. В соответствии с Законом Республики Тыва от 17 января 2011 г..N 287 ВХ-1 "О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" перечень мер воздействия за несоблюдение Регламента Верховного Хурала и правил депутатской этики является исчерпывающим и не предусматривает возможности освобождения депутата от занимаемой должности. Незаконное освобождение от должности заместителя Председателя Верховного Хурала лишило ее возможности получать денежное вознаграждение, нанесло вред ее репутации, негативно сказалось на ее партийной деятельности. Ввиду этого она испытывала "данные изъяты"
Бадыргы И.О. просила суд признать незаконными освобождение от должности заместителя Председателя Верховного Хурала (парламента) третьего созыва Республики Тыва на основании постановления Верховного Хурала (парламента) третьего созыва Республики Тыва от 19 января 2022 г. N освобождение от должности председателя Комитета Верховного Хурала (парламента) третьего созыва Республики Тыва по социальной политике на основании постановления Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 19 января 2022 г. N; восстановить ее в должностях заместителя Председателя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва и председателя Комитета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по социальной политике; взыскать с ответчика в ее пользу денежное вознаграждение за время вынужденного прогула; компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 августа 2022 г. исковые требования Бадыргы И.О. удовлетворены частично.
Признаны незаконными освобождение Бадыргы И.О. от должностей заместителя Председателя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва на основании постановления Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва N от 19 января 2022 г. и председателя Комитета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по социальной политике третьего созыва на основании постановления Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва N от 19 января 2022 г.
Бадыргы И.О. восстановлена в должностях заместителя Председателя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва и председателя Комитета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва по социальной политике.
С Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в пользу Бадыргы И.О. взыскан средний заработок за время вынужденного прогула в сумме 811 899 руб. 66 коп, компенсация морального вреда в размере 5000 руб.
В удовлетворении остальной части иска отказано.
С Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва в доход бюджета муниципального образования городской округ "Город Кызыл Республики Тыва" взыскана государственная пошлина в размере 11 318 руб. 99 коп.
Судом указано, что решение в части восстановления в должностях подлежит немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 16 ноября 2022 г. решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 августа 2022 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковое заявление Бадыргы Ирины Опанасовны к Верховному Хуралу (парламенту) Республики Тыва третьего созыва о признании незаконным освобождения от должности заместителя Председателя Верховного Хурала (парламента) третьего созыва Республики Тыва и председателя Комитета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по социальной политике, обязании восстановить в должности заместителя Председателя Верховного Хурала (парламента) третьего созыва Республики Тыва и председателя Комитета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по социальной политике, взыскании денежного содержания за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Бадыргы И.О. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 16 ноября 2022 г.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что судом первой инстанции обоснованно применены нормы трудового права при рассмотрении спора, а вывод апелляционной инстанции о нарушении судом норм материального права является ошибочным.
Так, судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что в силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) трудовые отношения могут возникать в результате избрания на должность. Частью 2 статьи 6 Закона Республики Тыва "О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" предусмотрено, что трудовые отношения депутатов Верховного Хурала, осуществляющих свои полномочия на профессиональной постоянной основе, регулируются настоящим Законом, а в части, не урегулированной настоящим Законом, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации. Статьей 19 названного Закона Республики Тыва установлены гарантии трудовых прав депутатов Верховного Хурала, осуществляющих свою деятельность на профессиональной постоянной основе. В частности предусмотрено, что в течение всего срока полномочий депутаты Верховного Хурала, осуществляющие свои полномочия на профессиональной постоянной основе, пользуются в полном объеме всеми гарантиями и компенсациями, установленными федеральными законами и законами Республики Тыва, связанными с их трудовой деятельностью и исполнением служебных обязанностей должностных лиц Республики Тыва. Из содержания статей 12 и 13 Регламента Верховного Хурала следует, что заместитель Председателя Верховного Хурала при замещении должности выполняет определенные трудовые функции, решает вопросы внутреннего распорядка деятельности Верховного Хурала в соответствии с возложенными на него должностными обязанностями. Кроме того, в силу пункта 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", служебные споры не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ.
Часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации устанавливает, что при отсутствии норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).
Судом апелляционной инстанции неверно истолкованы нормы материального права в сфере депутатской деятельности и не учтено, что служебно - трудовые отношения возникают в результате назначения на соответствующую государственную должность, а не в результате избрания депутатом. В связи с чем, апелляционной инстанции следовало рассматривать правоотношения применительно к деятельности лиц, замещающих государственную должность.
По мнению заявителя, вывод суда апелляционной инстанции о соответствии процедуры освобождения истца от занимаемых должностей Регламенту Верховного Хурала и иным нормативным актам также основан на ошибочном применении и толковании норм материального права. Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии нарушений Регламента Верховного Хурала при передаче голосов депутатами на заседании сессии 19 января 2022 г. Переданные голоса депутатов не подлежали учету при подсчете голосов при голосовании об освобождении истца от соответствующих должностей.
Заявитель полагает, что вывод суда апелляционной инстанции о том, что требование депутатов, послужившее основанием для освобождения истца от должностей достаточно мотивированно и обосновано, как это требует часть 1 статьи 14 Регламента Верховного Хурала и пункт 3.4. Положения о постоянных комитетах Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, основан на ошибочном толковании норм материального права.
В апелляционной жалобе представители ответчика ходатайствовали о приобщении к материалам дела новых письменных доказательств, обосновав невозможность их предоставления в суд первой инстанции тем, что полагали, что суд дал надлежащую оценку обоснованности мотивов требования группы депутатов. Заявитель просит обратить внимание, что в исковом заявлении указывалось на необоснованность требования депутатов и отсутствие документального подтверждения изложенных в нем мотивов и данное обстоятельство подлежало доказыванию (опровержению) в суде первой инстанции. В суде первой инстанции представитель истца также указывал на то, что изложенные в требовании депутатов доводы не подкреплены какими-либо документами, при этом со стороны ответчика ходатайств о приобщении к материалам дела документов в суде первой инстанции не заявлялось, возражений не высказывалось.
Относительно доводов кассационной жалобы законодательным (представительным) органом государственной власти Республики Тыва Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва представлены письменные возражения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Бадыргы И.О, сведений о причине неявки не представила.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными, исходя из следующего.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 26 сентября 2019 г. N Бадыргы И.О. избрана заместителем Председателя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва.
Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 26 сентября 2019 г. N Бадыргы И.О. избрана председателем Комитета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по социальной политике.
Одновременно Бадыргы И.О. являлась руководителем фракции партии "Единая Россия" в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва третьего созыва, что подтверждено решением собрания депутатской фракции партии "Единая Россия" от 21 октября 2021 г.
Депутатами Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва в составе 17 человек подписано требование от 17 января 2022 г. о включении в повестку заседания сессии Верховного Хурала вопроса об освобождении Бадыргы И.О. от должностей заместителя Председателя Верховного Хурала и председателя Комитета по социальной политике.
В требовании изложено, что Бадыргы И.О, будучи заместителем Председателя Верховного Хурала и председателем Комитета по социальной политике, "данные изъяты"
Вопрос о рассмотрении данного требования депутатов на предстоящей сессии Верховного Хурала обсуждался на Совете Верховного Хурала, состоявшемся 17 января 2022 г.
Сторонами спора не отрицается, что решение на Совете Верховного Хурала по данному вопросу принято не было, поскольку 4 члена Совета из 7 проголосовали "против". Указанное подтверждается, в том числе, протоколом разногласий, составленным председателями Комитетов Верховного Хурала в составе 4 человек: Бадыргы И.О, М, О, К.
Поданное на имя Председателя Верховного Хурала Д. требование рассмотрено на ближайшей сессии Верховного Хурала - 19 января 2022 г.
Как видно из выписки из протокола первого очередного заседания шестой сессии Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 19 января 2022г. N, на заседании зарегистрировано 23 депутата, при этом отсутствующими депутатами произведено 5 передач голосов: Д. передала голос К, Л. передала голос Х, М. передал голос Ж, Ц. передал голос К, Н. передал голос Ч. Общее количество голосов - 28.
Утверждая повестку заседания шестой сессии, Председатель Верховного Хурала Д. указал на поступление требования группы депутатов об освобождении Бадыргы И.О. от занимаемых должностей заместителя Председателя Верховного Хурала, председателя Комитета по социальной политике.
По вопросу об освобождении Бадыргы И.О. от должности заместителя Председателя Верховного Хурала 19 депутатов проголосовали "за", 5 депутатов проголосовали "против", не голосовали 4 депутата, отсутствовали 2 депутата. Решение об освобождении Бадыргы И.О. от должности заместителя Председателя Верховного Хурала принято большинством голосов.
По вопросу об освобождении Бадыргы И.О. от должности председателя Комитета по социальной политике 21 депутат проголосовал "за", 5 депутатов проголосовали "против", 1 депутат воздержался от голосования, 1 депутат не голосовал, отсутствовали 2 депутата. Решение об освобождении Бадыргы И.О. от должности председателя Комитета по социальной политике принято большинством голосов.
Постановлением Верховного Хурала (парламента) третьего созыва Республики Тыва от 19 января 2022 г. N 1304 ПВХ-III Бадыргы И.О. освобождена от должности заместителя председателя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва. Постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 26 сентября 2019 г. N признано утратившим силу.
Постановлением Верховного Хурала (парламента) третьего созыва Республики Тыва от 19 января 2022 г. N Бадыргы И.О. освобождена от должности председателя Комитета по социальной политике. Постановление Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 26 сентября 2019 г. N признано утратившим силу.
Считая данные постановления и освобождение от должностей незаконными, Бадыргы И.О. обратилась с иском в суд.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что освобождение Бадыргы И.О. от должностей заместителя Председателя Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва и председателя Комитета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по социальной политике является незаконным, поскольку требование депутатов от 17 января 2022 г. не мотивировано, не подтверждено доказательствами. Голосование депутатов по поводу освобождения истца от занимаемых должностей проведено с нарушениями, указано о передаче 5 голосов, тогда как фактически было передано 4 голоса, из них все с нарушениями: 1 голос - не указано, "за" или "против", 4 голоса переданы без регистрации соответствующего заявления. Все депутаты, передавшие свои голоса, не были ознакомлены с повесткой заседания сессии об освобождении Бадыргы И.О. от занимаемых должностей. Порядок освобождения от должностей заместителя Председателя Верховного Хурала и председателя Комитета по социальной политике не допускает со стороны депутатов произвольного решения такого вопроса. Отношения между Бадыргы И.О. и Верховным Хуралом по своему содержанию являются трудовыми, потому суд исходил из общих принципов трудового права, недопустимости произвольного освобождения истца от занимаемых должностей, без оценки ее деловых качеств, результатов работы.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 августа 2022 г. отменил, принял новое решение об отказе истцу в удовлетворении заявленных ею требований, мотивировав принятое решение тем обстоятельством, что процедура прекращения полномочий Бадыргы И.О. не нарушена.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Согласно ч. 2 ст. 11 Регламента Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва, утвержденного постановлением Верховного Хурала Республики Тыва от 29 сентября 2014 г. Nдалее Регламент) Председатель Верховного Хурала предлагает кандидатуру для избрания на должность заместителя Председателя Верховного Хурала из числа депутатов Верховного Хурала.
В ч. 5 ст. 11 Регламента указано, что избранным на должность заместителя Председателя Верховного Хурала на срок полномочий Верховного Хурала считается кандидат, за которого проголосовало большинство от установленного числа депутатов Верховного Хурала при открытом голосовании с использованием электронной системы голосования. Решение об избрании на должность оформляется постановлением Верховного Хурала без дополнительного голосования.
Порядок избрания на должность председателя постоянного комитета, к которым относится, в том числе, Комитет по социальной политике, установлен статьей 22 Регламента.
Так, согласно ч. 1 ст. 22 Регламента председатели постоянных комитетов (комиссий) избираются большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Хурала путем открытого голосования Верховным Хуралом по предложениям депутатов и (или) фракций на срок полномочий Верховного Хурала. Решение об избрании оформляется постановлением Верховного Хурала без дополнительного голосования.
В ч. 7 ст. 22 Регламента указано, что решение об освобождении председателей постоянных комитетов (комиссий) и их заместителей от должности принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Хурала.
Таким образом, избрание на должность заместителя Председателя Верховного Хурала, председателя Комитета по социальной политике и освобождение от них основывается на коллегиальном решении, принятом депутатами Верховного Хурала на заседании сессии, в порядке, установленном Регламентом. Данные решения оформляются постановлениями Верховного Хурала.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица, либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Учитывая то, что требования истца основаны на несогласии с принятыми Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва решениями об освобождении ее от должностей заместителя Председателя Верховного Хурала и председателя Комитета по социальной политике, оформленными в виде постановлений, принятых на заседании сессии Верховного Хурала большинством голосов депутатов, то данные требования Бадыргы И.О. подлежали рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва обоснованно исходила из того, что деятельность, которую осуществляла истец, не тождественна трудовой деятельности, урегулированной нормами трудового законодательства, поскольку, истец Бадыргы И.О. не выполняла трудовую функцию в интересах работодателя, который управлял и контролировал бы ее работу, не подчинялась правилам внутреннего трудового распорядка.
Суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу, что истец не состояла в трудовых отношениях с Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва пришла к обоснованному выводу о необходимости исследования вопросов о соблюдении порядка освобождения истца от должности заместителя Председателя Верховного Хурала и председателя Комитета по социальной политике.
Особенности правового статуса депутата представительного органа субъекта Российской Федерации как лица, замещающего государственную должность субъекта Российской Федерации, закреплены в Конституции Российской Федерации, Федеральном законе от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N184-ФЗ), иных нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 11 Конституции Российской Федерации государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
В силу ч. 1 ст. 77 Конституции Российской Федерации система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральными законами.
Подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент освобождения истца от должности) предусмотрено, что законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации.
Статьями 10 и 11 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ, в действовавшей в спорный период редакции, определено, что депутаты избираются гражданами Российской Федерации, проживающими на территории субъекта Российской Федерации. Статус депутата, срок его полномочий регулируются настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации. Условия осуществления депутатом депутатской деятельности (на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности) устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации.
Права, обязанности и ответственность депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва установлены Законом Республики Тыва от 17 января 2011 г. N 287 ВХ-1 "О статусе депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва" (далее - Закон Республики Тыва N 287 ВХ- 1).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Республики Тыва N 287 ВХ-1 депутатом Верховного Хурала является избранный населением Республики Тыва в соответствии с действующим законодательством представитель народа, гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять в Верховном Хурале (парламенте) Республики Тыва законодательные и иные полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Тыва, настоящим Законом и иными законами Республики Тыва.
Согласно части 4 статьи 1 Закона Республики Тыва N 287 ВХ-1 депутат Верховного Хурала замещает государственную должность Республики Тыва.
Частью 2 статьи 6 Закона Республики Тыва N 287 ВХ-1, в действовавшей в спорный период редакции, установлено, что трудовые отношения депутатов Верховного Хурала, осуществляющих свои полномочия на профессиональной (постоянной) основе, регулируются данным Законом, а в части, не урегулированной Законом, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 1 Регламента Верховный Хурал (парламент) Республики
Тыва - постоянно действующий и единственный законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Тыва и состоит из 32 депутатов. Срок полномочий Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва - 5 лет.
Порядок деятельности Верховного Хурала определяется Конституцией Республики Тыва, конституционными законами Республики Тыва, законами Республики Тыва и настоящим Регламентом.
Деятельность Верховного Хурала основывается на принципах политического многообразия и многопартийности, свободного обсуждения и коллективного решения вопросов, гласности, ответственности и подчиненности перед Верховным Хуралом создаваемых им органов, избираемых или назначаемых должностных лиц, законности, широкого привлечения граждан к законотворческой деятельности, связи с общественно-политическими партиями и движениями (ст. 2 Регламента).
Частью 2 ст. 3 Регламента определено, что статус депутатов определяется федеральным законодательством, Конституцией Республики Тыва и законом Республики Тыва о статусе депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. Депутаты Верховного Хурала осуществляют свою деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).
Согласно ч. 8 ст. 3 Регламента руководящими должностями в Верховном Хурале являются, в том числе, должности заместителя Председателя Верховного Хурала; председателя постоянного комитета Верховного Хурала; руководителя депутатской фракции в Верховном Хурале.
Порядок избрания депутатов на руководящие должности в Верховном Хурале определяется Регламентом (ч. 9 ст. 3 Регламента).
Согласно ч. 1 ст. 11 Регламента Заместитель Председателя Верховного Хурала одновременно является председателем комитета. Денежное содержание начисляется ему только как заместителю Председателя Верховного Хурала.
Статьей 10 Регламента установлено, что решение об освобождении заместителя Председателя Верховного Хурала от должности принимается открытым голосованием большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Хурала.
В ст. 14 Регламента установлен порядок освобождения Председателя Верховного Хурала, заместителя Председателя Верховного от занимаемой должности. При этом вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя Верховного Хурала, заместителя Председателя Верховного Хурала рассматривается при поступлении личного заявления Председателя Верховного Хурала, заместителя Председателя Верховного Хурала, а также по требованию группы депутатов численностью не менее одной трети от установленного численного состава депутатов Верховного Хурала с письменным изложением мотивов.
Вопрос об освобождении от занимаемой должности Председателя Верховного Хурала, заместителя Председателя Верховного Хурала включается в повестку ближайшего заседания сессии после поступления соответствующего личного заявления, предложения или требования группы депутатов численностью не менее одной третьей от установленного числа депутатов Верховного Хурала без голосования и обсуждения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Регламента при рассмотрении вопроса об освобождении от занимаемой должности Председателя Верховного Хурала, заместителя Председателя Верховного Хурала по требованию группы депутатов в обязательном порядке им предоставляется слово.
Решение Верховного Хурала об освобождении от занимаемой должности Председателя Верховного Хурала (заместителя Председателя) принимается открытым голосованием и оформляется постановлением без дополнительного голосования.
Судом апелляционной инстанции установлено, что требование группы депутатов об освобождении Бадыргы И.О. от должности заместителя Председателя Верховного Хурала поступило 17 января 2022 г, подписано 17 депутатами, что составляет более 1/3 от установленного числа депутатов. В нем изложены мотивы, по которым депутаты обратились к Председателю Верховного Хурала с данным вопросом, а именно указано на создание со стороны Бадыргы И.О. нерабочей обстановки в связи с проявлением ею властного характера, неэтичным поведением по отношению к Председателю Верховного Хурала и сотрудникам аппарата.
То обстоятельство, что на Совете Верховного Хурала, состоявшемся 17 января 2022 г, вопросы об освобождении Бадыргы И.О. от занимаемых должностей не были включены в повестку предстоящего очередного заседания сессии Верховного Хурала, а также не было принято решение о проведении сессии 19 января 2022 г, не являются основаниями для признания нарушенным порядка освобождения истца от должностей.
Так, согласно ч. 1 ст. 15 Регламента Совет Верховного Хурала создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности Верховного Хурала. Совет Верховного Хурала формирует проект повестки рассмотрения Верховным Хуралом вопросов на очередном заседании, принимаемый Советом Верховного Хурала за основу, при этом в проект повестки очередного заседания Верховного Хурала по согласованию с Председателем Верховного Хурала могут быть включены дополнительные вопросы повестки, не рассмотренные на день заседания Совета Верховного Хурала постоянными комитетами Верховного Хурала, ответственными за предварительное рассмотрение проектов законов Республики Тыва, постановлений Верховного Хурала (п. "в" ст. 16 Регламента); решает иные вопросы организации работы Верховного Хурала в соответствии с Регламентом (п. "и" ст. 16 Регламента).
Согласно ч. 2 ст. 16 Регламента решения Совета Верховного Хурала принимаются большинством от числа присутствующих на заседании членов Совета Верховного Хурала и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета Верховного Хурала, который подписывается председательствующим на заседании Совета Верховного Хурала.
В ч. 3 ст. 16 Регламента указано, что Верховный Хурал вправе отменить решение Совета Верховного Хурала большинством голосов от установленного числа депутатов.
С учетом данных положений Регламента суд апелляционной инстанции пришел к верному выводу о том, что по смыслу ч. 1 ст. 16 Регламента в проект повестки очередного заседания Верховного Хурала могут быть включены дополнительные вопросы повестки по согласованию с Председателем Верховного Хурала и по результатам голосования большинством голосов депутатов.
Как видно из стенограммы первого очередного заседания шестой сессии Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва Председатель Верховного Хурала Д. указал на данное положение при рассмотрении вопроса об утверждении повестки заседания сессии.
Кроме того, как следует из положений ч. 2 ст. 14 Регламента вопрос об освобождении от занимаемой должности заместителя Председателя Верховного Хурала включается в повестку ближайшего заседания сессии после поступления соответствующего требования группы депутатов численностью не менее одной трети от установленного числа депутатов Верховного Хурала без голосования и обсуждения.
Таким образом, вопрос об освобождении Бадыргы И.О. от занимаемой должности заместителя Председателя Верховного Хурала законно включен в повестку заседания сессии, установленный Регламентом порядок нарушен не был. За утверждение повестки депутаты проголосовали большинством голосов.
Суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что основания полагать, что вопрос об освобождении Бадыргы И.О. от должности председателя Комитета по социальной политике включен в повестку и рассмотрен на заседании сессии 19 января 2022 г. незаконно, отсутствуют. Порядок освобождения Бадыргы И.О. от должности председателя Комитета Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва по социальной политике соблюден, нарушений закона и локальных правовых актов ответчиком не допущено.
Постановлением Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 14 октября 2019 г. N 50 ПВХ-III утверждено Положение о постоянных комитетах Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, утверждены вопросы их ведения.
В п. 1.1 Положения о постоянных комитетах Верховного Хурала (парламента) указано, что постоянные комитеты являются постоянно действующими рабочими органами Верховного Хурала, подотчетны ему и осуществляют предварительную подготовку вопросов, которые находятся в ведении Верховного Хурала.
Согласно п. 3.1 Положения о постоянных комитетах состав комитета утверждается Верховным Хуралом большинством голосов от установленного числа депутатов Верховного Хурала. Решение об утверждении или изменении состава комитета оформляется постановлением Верховного Хурала.
В п. 3.2 указано, что должность председателя комитета является руководящей должностью в Верховном Хурале.
Согласно п. 3.3 председатель комитета избирается Верховным Хуралом в порядке, установленном Регламентом Верховного Хурала. Председатели комитетов работают на профессиональной постоянной основе.
Согласно п. 3.4 Положения о постоянных комитетах Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва председатель комитета может быть освобожден от занимаемой должности по собственному заявлению, поданному в письменной форме, либо по письменному требованию группы депутатов численностью не менее одной третей от установленного числа депутатов Верховного Хурала, направленному на имя председателя Верховного Хурала для внесения в повестку заседания сессии. Требование об освобождении председателя комитета от должности по инициативе депутатов должно быть мотивированным.
Вопрос об освобождении от занимаемой должности председателя комитета по требованию группы депутатов численностью не менее одной третей от установленного числа депутатов Верховного Хурала включается в повестку ближайшего заседания сессии без решения соответствующего комитета.
Решение о досрочном освобождении от должности председателя комитета принимается открытым голосованием и считается принятым, если за освобождение от должности проголосовало большинство от установленного числа депутатов Верховного Хурала. Решение об освобождении оформляется постановлением Верховного Хурала без дополнительного голосования.
Под установленным числом депутатов Верховного Хурала понимается число депутатов, установленное Конституцией Республики Тыва, - 32 депутата, что следует из постановления Верховного Хурала Республики Тыва от 29 сентября 2014 г. N 1 ПВХ-2 "О Регламенте Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва".
Таким образом, одна треть от установленного числа депутатов Верховного Хурала составляет не менее 11 человек (1/3 от 32 депутатов).
Требование депутатов Верховного Хурала об освобождении председателя комитета от должности подписано 17 депутатами, то есть более чем 1/3 от установленного числа депутатов.
Наличие у подписавших заявление, статуса депутата Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва, сторонами не оспаривается. Из представленных ответчиком списков о численном составе депутатов Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва третьего созыва следует, что по состоянию на 19 января 2022 г. их количество составляет 30 человек.
Отсутствие сведений, подтверждающих указанные в требовании депутатов обстоятельства, нельзя расценивать как немотивированность требования депутатов от 17 января 2022г, поскольку такие правила Регламентом не установлены. Мотивы обращения группы депутатов к Председателю Верховного Хурала Республики Тыва Д. в требовании подробно изложены. В частности, указано на допущенные Бадыргы И.О. нарушения депутатской этики по отношению к Председателю Верховного Хурала, к сотрудникам аппарата Верховного Хурала, распространение в сети "Интернет" не соответствующих действительности сведений о собрании фракции 10 декабря 2021 г.
Обязанность депутата Верховного Хурала соблюдать депутатскую этику установлена в ч. 1 ст. 10 Закона Республики Тыва от 17 января 2011 г. N 287 ВХ-1.
К области депутатской этики относятся не регулируемые законодательством и Регламентом Верховного Хурала отношения между депутатами Верховного Хурала либо депутатами Верховного Хурала и избирателями, а также депутатами Верховного Хурала и должностными лицами иных органов, должностными лицами и сотрудниками Аппарата Верховного Хурала, гражданами (ч. 2 ст. 10 Закона N287 ВХ-1).
Депутат Верховного Хурала должен уважать достоинство граждан, других депутатов, а также должностных лиц, с которыми он вступает в отношения в связи с исполнением депутатских обязанностей (ч. 3 ст. 10 Закона N287 ВХ-1).
В силу ч. 5 ст. 10 Закона N287 ВХ-1 ответственность за нарушение депутатской этики устанавливается данным Законом.
Ответственность за нарушение депутатской этики, предусмотренная Регламентом, и требование группы депутатов об освобождении истца от должностей, как мера депутатского реагирования, не подменяют и не исключают друг друга, самостоятельны в применении.
Суд апелляционной инстанции, верно, указал, что при рассмотрении спорного вопроса не подлежала оценке мотивированность принятого решения.
Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период освобождения истца от должностей) предоставил установление условий осуществления депутатской деятельности (на профессиональной основе или без отрыва от основной деятельности) и определение числа депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, основание и порядок освобождения их от занятия постоянной деятельности самим субъектам Российской Федерации (пункт 6 статьи 4 и пункт 1 статьи 11), создав тем самым правовые предпосылки самостоятельного решения ими этих вопросов - в пределах, предусмотренных федеральным законом, и с учетом всех обстоятельств, в том числе возможностей при нарушении депутатом этики, что согласуется с конституционными гарантиями самостоятельности субъектов Российской Федерации в установлении системы образуемых ими органов государственной власти.
Тем самым Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва при назначении и освобождении от должностей заместителя Председателя Верховного Хурала, а также председателя Комитета по социальной политике свободен и самостоятелен, так как эти вопросы решаются внутри парламента всеми депутатами и решения принимаются большинством депутатов.
Об особом положении законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в отношении их народного представительства, их самостоятельность в системе разделения властей и независимость от чьих бы то ни было указаний изложены в позиции Конституционного суда Российской Федерации (в частности в определении от 12 апреля 2002 г. N 9-П, от 28 февраля 2012 года N 4-П).
В силу чего, депутаты Верховного Хурала Республики Тыва, проголосовав большинством голосов за освобождение истца от занимаемых должностей, свободны и самостоятельны в выражении своей воли. Поэтому мотивированность принятого решения депутатами Верховного Хурала Республики Тыва не может являться предметом оценки, поскольку является свободным волеизъявлением каждого из них.
Как следует из материалов дела, в суд апелляционной инстанции сторона ответчика представила служебные записки сотрудников Аппарата Верховного Хурала Республики Тыва, а также нотариально удостоверенный протокол осмотра интернет-сайта со страницы истца с публикацией от 11 декабря 2021г.
Относительно доводов жалобы о нарушении порядка голосования судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции об отсутствии таких нарушений.
Как видно из протокола первого очередного заседания шестой сессии Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва от 19 января 2022 г. N, на заседании зарегистрировано 23 депутата, при этом отсутствующими депутатами произведено 5 передач голосов: Д. передала голос К, Л. передала голос Х, М. передал голос Ж, Ц. передал голос К, Н. передал голос Ч.
Утверждая повестку заседания шестой сессии, Председатель Верховного Хурала Д. указал на поступление требования группы депутатов об освобождении Бадыргы И.О. от занимаемых должностей заместителя Председателя Верховного Хурала, председателя Комитета по социальной политике. Отмечено, что вопрос об освобождении от должности заместителя Председателя Верховного Хурала включается в повестку без обсуждения и голосования.
Как уже отмечено выше нарушений установленной законом процедуры в части включения в повестку сессии вопроса относительно освобождения истца от занимаемых должностей ответчиком не допущено.
Частью 1 ст. 73 Регламента установлено, что при голосовании по каждому вопросу депутат Верховного Хурала имеет один голос и подает его за принятие решения или против, либо воздерживается от принятия решения.
В ч. 2 ст. 73 Регламента указано, что депутат осуществляет свое право на голосование лично. При использовании для голосования электронной системы допускается передача депутатом Верховного Хурала своего голоса другому депутату Верховного Хурала в связи с отсутствием на заседании Верховного Хурала по уважительным причинам, определенным частью 5 статьи 37 Регламента. При этом при голосовании число депутатов Верховного Хурала, лично присутствующих на заседании Верховного Хурала, не должно быть менее определенного частью 1 статьи 98 Конституции Республики Тыва и частью 1 статьи 29 настоящего Регламента числа депутатов, необходимого для проведения правомочного заседания Верховного Хурала.
В ч. 3 ст. 73 Регламента указано, что заявление о передаче своего голоса другому депутату Верховного Хурала в период отсутствия на заседании Верховного Хурала депутат составляет на имя Председателя Верховного Хурала на депутатском бланке с указанием причины отсутствия, времени, на которое передается голос, а также с указанием того, как распорядиться голосом при голосовании по вопросам, рассматриваемым Верховным Хуралом (голосовать "за", "против", "воздержался"), за исключением вопросов, по которым решение Верховного Хурала принимается тайным голосованием. Заявление о передаче своего голоса в период отсутствия на заседании Верховного Хурала депутат вправе также направить телеграммой. Перед началом заседания Верховного Хурала председательствующий доводит до сведения депутатов, кому из депутатов переданы голоса депутатов, отсутствующих на заседании по уважительным причинам. Заявления и телеграммы по завершении заседания Верховного Хурала приобщаются к стенограмме заседания для учета и хранения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что решения приняты большинством голосов от установленного числа депутатов, при этом ссылка истца на то, что передача голосов совершена с нарушением установленной процедуры, несостоятельна, поскольку сведения о передаче голосов доведены до сведения депутатов до начала голосования. Голос депутата Нурзата Э-Б.Б. оставлен им депутату Чаш-оолу А.К, о чем также сообщено всем депутатов. Каких-либо возражений относительно порядка учета переданных голосов, вопросов к нарушению порядка их регистрации перед началом голосования не заявлялось. Таким образом, основания полагать, что голосование проведено с существенными нарушениями, отсутствуют.
По вопросу об освобождении Бадыргы И.О. от должности заместителя Председателя Верховного Хурала 19 депутатов проголосовали "за", 5 депутатов проголосовали "против", не голосовали 4 депутата, отсутствовали 2 депутата. Решение об освобождении Бадыргы И.О. от должности заместителя Председателя Верховного Хурала принято большинством голосов.
По вопросу об освобождении Бадыргы И.О. от должности председателя Комитета по социальной политике 21 депутат проголосовал "за", 5 депутатов проголосовали "против", 1 депутат воздержался от голосования, 1 депутат не голосовал, отсутствовали 2 депутата. Решение об освобождении Бадыргы И.О. от должности председателя Комитета по социальной политике принято большинством голосов.
Таким образом, голосование по вопросам освобождения Бадыргы И.О. от занимаемых должностей также соответствовало закону.
С учетом изложенного, доводы жалобы о том, что при принятии решений об освобождении истца от занимаемых должностей нарушен порядок голосования не нашел своего подтверждения в материалах дела. В силу чего исковые требования истца о признании незаконным освобождения от должностей заместителя Председателя Верховного Хурала, а также председателя Комитета по социальной политике правомерно оставлены судом апелляционной инстанции без удовлетворения, равно как и иные требования истца.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено. Всем доводам заявителя кассационной жалобы дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва от 16 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Бадыргы Ирины Опанасовны - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.