Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 24RS0056-01-2021-011386-89 (2-2968/2022) по иску П.В.А. к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю о признании права на досрочное назначение пенсии, зачете в выслугу лет периода службы в льготном исчислении, по кассационной жалобе П.В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, объяснения П.В.А. поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю - Х.Н.И, действующей на основании доверенности, возражавшей удовлетворению кассационной жалобы, принимавших участие в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
П.В.А. обратился в суд с иском к Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Красноярскому краю (далее- ГУ МВД России по Красноярскому краю) о зачете периода службы в выслугу лет в льготном исчислении, признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование своих требований указал, что в период с 14 февраля 2002 г. по 8 сентября 2014 г. он служил в органах внутренних дел межмуниципального управления (далее- МУ) МВД России "Красноярское".
В период с 1 июня 2015 г. по 1 июня 2018 г. он проходил службу по контракту в войсковой части - полевая почта 09332.
В период с 1 октября 2018 г. по 1 августа 2019 г. он продолжил службу в органах внутренних дел МУ МВД России "Емельяновский" ГУ МВД России по Красноярскому краю, откуда был уволен по выслуге лет, дающей основание для назначения пенсии.
Отделом кадров МО МВД России "Емельяновский" согласован рапорт истца об увольнении по указанному основанию, произведено исчисление выслуги лет для выплаты единовременного пособия - 17 лет 09 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 20 лет 5 месяцев 28 дней.
Приказом от 1 августа 2019 г. он был уволен из органов внутренних дел. Истец обратился к ответчику с заявлением о выплате ему пенсии по выслуге лет, однако уведомлением ГУ МВД России по Красноярскому краю в этом ему было отказано по причине наличия льготного стажа для ее назначения менее 20 лет.
В период с 1 июня 2015 г. по 1 июня 2018 г. он проходил службу по контракту в войсковой части на территории Республики Абхазия, в связи с чем в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N9, указанный период службы подлежит зачету в стаж выслуги в льготном исчислении один месяц военной службы за полтора месяца. Вместе с тем, ответчиком указанный период был зачтен в общем порядке в календарном исчислении без учета льготного статуса службы.
Просил суд признать за ним право на получение пенсии по выслуге лет с 1 августа 2019 г, возложить на ГУ МВД России по Красноярскому краю обязанность по включению в выслугу лет для назначения ему пенсии периода прохождения военной службы с 1 июня 2015 г. по 1 июня 2018 г. в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за полтора месяца.
Решением Центрального районного суда г. Красноярска от 21 июня 2022 г. исковые требования удовлетворены, суд возложил на ГУ МВД России по Красноярскому краю обязанность по включению в выслугу лет для назначения истцу пенсии периода прохождения военной службы с 1 июня 2015 г. по 1 июня 2018 г. в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за полтора месяца, признал за истцом право на получение пенсии по выслуге лет с 8 августа 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2022 г. решение Центрального районного суда г. Красноярска от 21 июня 2022 г. отменено, с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе П.В.А. просит об отмене апелляционного определения, как принятого с нарушением норм материального права, просит оставить в силе решение суда первой инстанции.
Заслушав истца, представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что П.В.А. проходил службу в органах внутренних дел с 14 февраля 2002 г. по 1 августа 2019 г, приказом ГУ МВД России по Красноярскому краю от 1 августа 2019 г. уволен из органов внутренних дел по п. 4 ч.2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ). Выслуга лет по состоянию на 1 августа 2019 г. составила в календарном исчислении 17 лет 9 месяцев 19 дней, в льготном исчислении 20 лет 05 месяцев 28 дней.
8 августа 2019 г. П.В.А. обратился в отдел пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по Красноярскому краю с заявлением о назначении пенсии. При исчислении данным пенсионным органом выслуги лет для назначения пенсии, период военной службы на территории Республики Абхазия не был зачтен в льготном исчислении, в связи с чем, письмом временно исполняющего обязанности начальника ЦФО ГУ МВД России по Красноярскому краю от 11 ноября 2019 г. материалы для назначения П.В.А. пенсии были возвращены и пенсия истцу не назначена.
В соответствии с расчетом выслуги лет ОПО ЦФО ГУ МВД России по Красноярскому краю, выслуга лет П.В.А. для назначения пенсии составила на 1 августа 2019 г. в календарном исчислении - 17 лет 09 месяцев 18 дней, в льготном 18 лет 11 месяцев 19 дней. Период с 1 июня 2015 г. по 1 июня 2018 г. зачтен в календарном исчислении.
Из материалов дела следует, что истец в период с 1 июня 2015 г. по 1 июня 2018 г. проходил военную службу по контракту на территории Республики Абхазия, что документально подтверждено.
Согласно выписки из приказа командира войсковой части полевая почта 09332 от 3 июня 2015 г. N, истец был назначен на воинскую должность водителя 3 мотострелкового отделения 3 мотострелкового взвода 7 мотострелковой роты 3 мотострелкового батальона, ВУС 124037, с 1 июня 2015 г. зачислен в списки личного состава части, на все виды обеспечения и с указанной даты постановлено выслугу лет исчислять в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 из расчета один месяц военной службы за полтора.
Приказом от 31 мая 2018 г. N истец с 1 июня 2018 г. исключен из списков личного состава воинской части и ему прекращено исчисление выслуги лет в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N. Аналогичные основания исчисления в спорный период выслуги лет на льготных условиях отражены в послужном списке истца.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из положений Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (далее- Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1), которым предусмотрен зачет в выслугу лен указанной категории граждан, в том числе военной службы, и времени прохождения службы в особых условиях - в льготном исчислении (п. "а" ст. 13), а также подп. "г" п. 3 Порядка исчисления выслуги лет.., утвержденного Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, которым установлен зачет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца: службы в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории Азербайджана, Армении и Грузии - с 1 января 1991 г.
Суд первой инстанции указал, что Республика Абхазия, признанная Российской Федерацией в качестве суверенного и независимого государства в 2008 году, в указанном перечне государств не поименована, но вместе с тем, на момент принятия указанного нормативного акта она находилась в составе Грузии, в связи с чем, пришел к выводу о распространении льготного порядка исчисления периода прохождения истцом военной службы по контракту с 1 июня 2015 г. по 1 июня 2018 г. на территории Республики Абхазия из расчета 1 месяц службы за полтора месяца для исчисления выслуги лет для назначения истцу пенсии по Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 N 4468-1.
Кроме того, суд первой инстанции применил к спорным правоотношениям положения приказа Минобороны России от 4 января 1996 г. N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах", указав, что данным приказом также предусмотрено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, время службы на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц военной службы за полтора месяца, учитывая, что территориально Республика Абхазия напрямую относится к Закавказскому региону, а истец был зачислен в установленном порядке в списки личного состава войсковой части, которая дислоцировалась на территории Республики Абхазия на постоянной основе (полевая почта 09332) и назначен на штатную воинскую должность.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что согласно абзц. 1 ст. 2 Закона от 21 января 1993 г. N 4328-1 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца. Закон от 21 января 1993 г. N 4328-1 вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих при этом не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах, в том числе, как это следует из содержания абзц. 1 ст. 2 данного Закона, - в нормах законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих.
В подп. "г" п. 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрены случаи зачета на льготных условиях (один месяц службы за полтора месяца в выслугу лет для назначения пенсии службы в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории Азербайджана, Армении и Грузии - с 1 января 1991 г.), но в нем не содержится указания, которое бы позволяло зачесть на таких условиях в выслугу лет для назначения пенсии периоды прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории Республики Абхазия. По мнению суда апелляционной инстанции, суждения суда первой инстанции о том, что Республика Абхазия на дату принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 входила в состав Грузии, поименованной в подп. "г" п. 3 данного постановления, не свидетельствуют об обратном, учитывая, что после признания Российской Федерацией Республики Абхазия в качестве суверенного и независимого государства в 2008 году, в указанный пункт соответствующие изменения не были внесены и спорный период военной службы истец проходил при таком правовом регулировании.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что при разрешении спора суд апелляционной инстанции нормы материального права применил правильно.
Пенсионное обеспечение отдельных категорий лиц, к числу которых относятся лица, проходившие военную службу, сотрудники органов внутренних дел, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, как следует из подп. "а" ч. 1 ст. 1 этого Закона, распространяются в том числе на лиц, проходивших военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации.
В силу положений подп. "а" ч. 1 ст. 5 и подп. "а" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 лица, указанные в ст. 1 данного Закона, приобретают право на пенсию за выслугу лет, если они имеют на день увольнения со службы выслугу лет на военной службе и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации 20 лет и более.
В выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с п. "а" ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 засчитывается, в частности, военная служба (ч. 1 ст. 18 данного закона).
Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, в льготном исчислении (ч. 2 ст. 18 названного Закона).
Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", изданного во исполнение требований Закона от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитывается, в частности, военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, органах государственной охраны, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.
Подпунктом "г" п. 3 постановления 22 сентября 1993 г. N 941 предусмотрены случаи зачета на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца в выслугу лет для назначения пенсии службы в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории Азербайджана, Армении и Грузии - с 1 января 1991 г.
При этом в нем не содержится указания, которое бы позволяло зачесть на таких условиях в выслугу лет для назначения пенсии (один месяц службы за полтора месяца) период прохождения истцом военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации на территории Республики Абхазия. Следовательно, права на зачет в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении вышеуказанного периода, как правильно указал суд апелляционной инстанции, истец не имел.
В соответствии с п. 1 (подп. "а") приказа Министра обороны Российской Федерации от 4 января 1996 г. N 9 "О предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения или при вооруженных конфликтах" установлено военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан предоставлять дополнительные гарантии и компенсации согласно Приложению N 1 к названному Приказу, в п. 2 которого указано о том, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, время службы на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях - один месяц военной службы за полтора месяца.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют приведенным нормам материального права и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассатора о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции не могут повлечь удовлетворение кассационной жалобы, поскольку выражают несогласие с установленными обстоятельствами и основаны на ином толковании норм материального права, тогда как в соответствии со ст.ст. 67, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции.
Кассационный суд общей юрисдикции согласно ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что судом апелляционной инстанции нарушений норм материального права или норм процессуального права в ходе разбирательства дела, повлиявших на исход дела, не допущено, оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 3 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу П.В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.