Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-922/2022 (УИД 38RS0033-01-2022-000775-21) по иску Королевой Валентины Николаевны к областному государственному казенному учреждению "Управление капитального строительства Иркутской области", областному государственному казенному учреждению "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" о признании незаконным распоряжения, восстановлении срока действия свидетельства, возложении обязанности произвести выплату, по кассационной жалобе Королевой Валентины Николаевны на решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 27 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Королева Валентина Николаевна (далее - Королева В.Н, истец) обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" (далее - ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области") о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт объекта недвижимости, восстановлении срока для обращения за социальной выплатой.
В обоснование своих требований указывала на то, что Королева В.Н. имеет в собственности жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
27 июня 2019 г. вышеуказанный дом попал в зону затопления.
Заключением межведомственной комиссии N2422 от 3 августа 2019 г. об оценке соответствия помещения (жилого дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Штурманская, д. 1 выявлены основания для признания его подлежащим капитальному ремонту.
1 сентября 2019 г. проведено обследование жилого помещения Королевой В.Н, на основании которого составлен акт обследования N 2423-П от 1 сентября 2019 г, жилое помещение, расположенное по адресу: г. Нижнеудинск, ул. Штурманская, д. 1 признано подлежащим капитальному ремонту.
Согласно свидетельству ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" N1029-с от 2 декабря 2019 г. Королева В.Н. получила право на социальную выплату на капитальный ремонт жилого помещения в размере 713400 руб.
Однако данное свидетельство Королевой В.Н. выдано не было.
Королева В.Н. обратилась в суд с иском об оспаривании заключения межведомственной комиссии N2422 от 3 августа 2019 г.
Заочным решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 декабря 2019 г. удовлетворены требования Королевой В.Н. о признании незаконным заключения межведомственной комиссии N2422 от 3 августа 2019 г. об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом; за Королевой В.Н. признано право на получение социальной выплаты, в связи с утратой жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в результате паводка, произошедшего в июне 2019 года.
Определением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 22 мая 2020 г. заочное решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 декабря 2019 г. было отменено по заявлению ответчика.
После отмены судебного акта Королева В.Н. повторно обратилась к ответчику с письменным заявлением о выдаче свидетельства на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Королевой В.Н. было отказано в предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в связи с пропуском срока для обращения за такого рода социальной мерой.
Распоряжением ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" от 2 апреля 2021 г. N6-ОВС Королевой В.Н. отказано в перечислении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в связи с истечением срока действия свидетельства от 2 декабря 2019 г. N10296-с, удостоверяющего право гражданина на получение социальной выплаты.
Королева В.Н. находит действия ответчика незаконными.
Определением Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 17 января 2022 г. принят отказ Королевой В.Н. от исковых требований в части признания права на социальную выплату и восстановлении срока для получения социальной выплаты. Производство по делу в данной части исковых требований прекращено.
Королева В.Н, уточнив исковые требования, просила суд признать незаконным распоряжение ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" от 2 апреля 2021 г. N 6-ОВС; восстановить срок действия свидетельства N 1029-с от 2 декабря 2019 г, выданного на имя Королевой В.Н. на сумму 713400 руб.; возложить на ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" обязанность устранить нарушение прав истца путем перечисления денежных средств по свидетельству, удостоверяющему право на получение социальной выплаты в размере 713400 руб. по капитальному ремонту.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 24 июня 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
Определением Октябрьского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 13 сентября 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство строительства Иркутской области.
Определением Октябрьского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 30 сентября 2021 г. произведена замена ответчика - ГКУ Иркутской области "Служба заказчика Иркутской области" на областное государственное казенное учреждение "Управление капитального строительства Иркутской области" (далее - ОГКУ "Управление капитального строительства Иркутской области"). Дело передано по подсудности в Куйбышевский районный суд г. Иркутска Иркутской области.
Определением Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 22 марта 2022 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено областное государственное казенное учреждение "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" (далее - ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области").
Решением Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 27 апреля 2022 г. исковые требования Королевой В.Н. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 сентября 2022 г. решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 27 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Королева В.Н. просит об отмене судебных актов как незаконных.
ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Королева В.Н, представители ответчиков ОГКУ "Управление капитального строительства Иркутской области", ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области", представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Министерства строительства Иркутской области, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Королевой В.Н. на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес"
Согласно заключению об оценке соответствия помещения (жилого дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от 3 августа 2019 г. N 2422 межведомственной комиссией выявлены основания для признания жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", подлежащему капитальному ремонту.
В соответствии с постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 12 августа 2019 г. N 1115 "О проведении капитального ремонта индивидуальных домов на территории Нижнеудинского муниципального образования" индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", признан подлежащим капитальному ремонту.
В соответствии с актом обследования межведомственной комиссии от 1 сентября 2019 г. N 2423-П жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", признано подлежащим капитальному ремонту.
Королева В.Н. 23 октября 2019 г. обратилась с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"
По результатам рассмотрения заявления и представленных документов Королевой В.Н. выдано свидетельство от 2 декабря 2019 г. N 1020-с, удостоверяющее право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в размере 713400 руб.
Срок действия свидетельства ограничивается 15 декабря 2020 г.
Свое право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения истец не реализовывала в связи с тем, что полагала незаконными заключения межведомственной комиссии от 3 августа 2019 г. N 2422, о выявлении оснований для признания жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", подлежащим капитальному ремонту, поскольку полагала, что имеет право на получение социальной выплаты в связи с утратой данного жилого помещения, которое считала непригодным для проживания в результате произошедшего паводка в июне-июле 2019 г, в связи с чем, обращалась в суд.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что на основании свидетельства от 2 декабря 2019 г. N 1020-с Королевой В.Н. было предоставлено право в период с 2 декабря 2019 г. до 15 декабря 2020 г. за счет средств социальной выплаты в размере 713400 руб. произвести капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", своими силами либо путем заключения трехстороннего договора подряда (договора на ремонт), между тем, истец не реализовала свое право, обратившись с заявлением о перечислении социальной выплаты по истечении установленного нормативным актом срока, срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты, по смыслу действующего законодательства, является пресекательным, восстановлению не подлежит, распоряжение от 2 апреля 2021 г. N 6-ОВС об отказе в перечислении выплаты принято компетентным органом, в пределах его полномочий, и не противоречит Положению "О порядке и условиях предоставления социальных выплат гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате паводка, вызванного сильными дождями в июне 2019 года на территории Иркутской области, утвержденному Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп) предусмотрено, что право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения (далее - свидетельство). Срок действия свидетельства ограничивается 15 декабря 2020 г. включительно, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта. Свидетельства, выданные гражданам, обратившимся за выдачей свидетельства после 9 октября 2020 г, действительны в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения (пункт 10).
В целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на поврежденное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 г. включительно обращается (обращаются) в учреждение с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению (пункт 11 Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Перечисление социальной выплаты осуществляется в пределах размера социальной выплаты, указанного в свидетельстве (пункт 25 Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
В целях перечисления социальной выплаты (части социальной выплаты) гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на поврежденное жилое помещение) или его (их) представитель представляет(ют) в учреждение заявление (совместное заявление) о перечислении социальной выплаты (части социальной выплаты) (далее - заявление о перечислении выплаты) по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению (пункт 26 Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, правомерно исходил из того, что перечисление социальной выплаты осуществляется в пределах срока действия свидетельства 15 декабря 2020 г. включительно, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта. Свидетельства, выданные гражданам, обратившимся за выдачей свидетельства после 9 октября 2020 г, действительны в течение трех месяцев со дня принятия решения о выдаче свидетельства в соответствии с пунктом 16 настоящего Положения (пункт 10)
При этом, вопреки доводам кассационной жалобы, установленный срок является пресекательным, то есть не подлежит восстановлению и при его пропуске прекращается субъективное материальное право, применение последствий его пропуска не зависит от наличия или отсутствия заявления ответчика о его пропуске. Сведений о продлении этого срока, Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп не содержит.
То обстоятельство, что истец ранее в судебном порядке доказывала свое право на признание жилого помещения утраченным в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, а не подлежащему капительному ремонту, не изменяет срок действия свидетельства на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Куйбышевского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 27 апреля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 26 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Королевой Валентины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.