Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1124/2022 (УИД 38RS0032-01-2022-000497-35) по иску прокурора г. Ангарска в интересах Браудо Владимира Александровича к Министерству здравоохранения Иркутской области о возложении обязанности обеспечить "данные изъяты" в соответствии с рекомендациями врачебной комиссии, по кассационной жалобе Министерства здравоохранения Иркутской области на решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 15 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Ангарска в интересах Браудо Владимира Александровича (далее - Браудо В.А.) обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Иркутской области о возложении обязанности обеспечить "данные изъяты" в соответствии с рекомендациями врачебной комиссии.
В обоснование требований указывал на то, что прокуратурой г. Ангарска в ходе рассмотрения обращения Браудо В.А. выявлены нарушения требований законодательства о здравоохранении и защите прав инвалидов.
25 марта 2021 г. врачебной комиссией ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства" Браудо В.А. поставлен диагноз: "данные изъяты"
Браудо В.А. установлена "данные изъяты"
Учитывая тяжесть течения заболевания, нечуствительность к гипосостояниям и по жизненным показаниям, Браудо В.А. признан нуждающимся в "данные изъяты"
На заявку ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства" по поводу обеспечения Браудо В.А. "данные изъяты" Министерством здравоохранения Иркутской области дан ответ, согласно которому обеспечение Браудо В.А. "данные изъяты" невозможно ввиду невключения "данные изъяты" в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р.
До настоящего времени пациент Браудо В.А. "данные изъяты" не обеспечен.
Прокурор г. Ангарска в интересах Браудо В.А. просил суд обязать Министерство здравоохранения Иркутской области обеспечить Браудо В.А. "данные изъяты") в соответствии с рекомендациями врачебной комиссии в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 15 июня 2022 г. исковые требования прокурора г. Ангарска в интересах Браудо В.А. удовлетворены. На Министерство здравоохранения Иркутской области возложена обязанность обеспечить Браудо В.А. "данные изъяты" в соответствии с рекомендациями врачебной комиссии в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 г. решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 15 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство здравоохранения Иркутской области просит об отмене судебных актов как незаконных.
Браудо В.А, прокуратурой Иркутской области, ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства" поданы возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции материальный истец Браудо В.А, представитель ответчика Министерства здравоохранения Иркутской области, представитель третьего лица ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства", надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Представитель ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства" направил в адрес Восьмого кассационного суда общей юрисдикции ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в его отсутствие. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Браудо В.А. является "данные изъяты", ему установлена "данные изъяты"
Решением врачебной комиссии ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства" от 25 марта 2021 г. N 039 Браудо В.А. "данные изъяты"
29 марта 2021 г. ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства" направлена заявка в Министерство здравоохранения Иркутской области на обеспечение Браудо В.А. "данные изъяты"
17 мая 2021 г. Министерством здравоохранения Иркутской области дан ответ ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства", согласно которому обеспечение Браудо В.А. "данные изъяты" невозможно ввиду невключения сенсоров в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р (с изменениями и дополнениями).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что истцу по жизненным показаниям решением врачебной комиссии рекомендовано непрерывное мониторирование "данные изъяты", осуществляемой с помощью "данные изъяты", и обеспечение его расходными материалами для непрерывного мониторинга "данные изъяты". Отсутствие лечения Браудо В.А. с помощью "данные изъяты" может привести к жизнеугрожающим для него состояниям. Невыполнение ответчиком возложенных на него обязанностей по обеспечению истца медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении его прав на бесплатную медицинскую помощь.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
К числу основных прав человека Конституцией Российской Федерации отнесено право на охрану здоровья (статья 41 Конституции Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе, санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В статье 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (пункты 1, 2, 5 - 7 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу пункта 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе, специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.
В соответствии с частью 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с положениями пунктов 2, 5 части 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утвержден Перечень социально значимых заболеваний, к числу которых отнесен сахарный диабет.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, в который включены "помпа" амбулаторная "инсулиновая" инфузионная со встроенным глюкометром (207650), набор для введения инсулина амбулаторный (351940), резервуар для амбулаторной "инсулиновой" инфузионной "помпы" (207670).
Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к "инсулиновой помпе" - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.
Постановлением Правительства Иркутской области от 29 декабря 2020 г. N 1201-пп утверждена территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Названная программа предусматривает право граждан на бесплатное получение медицинской помощи по видам, формам и условиям ее оказания в соответствии с разделом II Программы в том числе при болезнях эндокринной системы.
Таким образом обязанность по организации обеспечения указанных пациентов бесплатно в соответствии с медицинскими показаниями расходными материалами лежит на Министерстве здравоохранения Иркутской области, как органе исполнительной власти, проводящем государственную политику и осуществляющем управление в сфере здравоохранения в Иркутской области, в силу норм Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Иркутской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "данные изъяты" бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием " "данные изъяты"", за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - "данные изъяты". При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены.
Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.
Согласно информации, размещенной на официальном сайте Medtronic, для обеспечения работы функции непрерывного мониторинга глюкозы в режиме реального времени указанной инсулиновой помпы необходим сенсор глюкозы, который нуждается в регулярной замене, следовательно, в таком же объеме определяется нуждаемость использования устройства для установки сенсора - сертера.
Из материалов настоящего гражданского дела усматривается, что нуждаемость Браудо В.А. по жизненным показаниям в переводе на "данные изъяты" подтверждена решением врачебной комиссии ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства" от 25 марта 2021 г. N 039.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, правомерно исходил из того, что нормами Федерального закона от 21 ноября 2011 г..N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 17 июля 1999 г..N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Федерального закона от 24 ноября 1995 г..N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г..N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2020 г..N 2299 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г..N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг" к числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья отнесено оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "данные изъяты", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "данные изъяты" за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - "данные изъяты".
При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как "данные изъяты", невозможно без расходных материалов к ней ("данные изъяты"), являющихся неотъемлемой частью системы "данные изъяты" и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к "данные изъяты" входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, либо по решению врачебной комиссии при наличии жизненных показаний.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно признал за Браудо В.А. право на бесплатное обеспечение его расходными материалами к "данные изъяты" за счет бюджетных средств, учитывая, что в представленном суду решении врачебной комиссии ФГБУЗ "Центральная медико-санитарная часть N 28 Федерального медико-биологического агентства" от 25 марта 2021 г. N 039 имеются сведения о наличии жизненных показаний для использования Браудо В.А. "данные изъяты"
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных постановлений судов первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Иркутска Иркутской области от 15 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 5 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства здравоохранения Иркутской области - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи Е.Н. Раужин
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.