Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Андугановой О.С, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1909/2022 (УИД 22RS0013-01-2022-001584-24) по иску Иванова Сергея Анатольевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной пенсии, по кассационной жалобе Иванова Сергея Анатольевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 ноября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванов Сергей Анатольевич (далее - Иванов С.А, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее - ОПФР по Алтайскому краю, ответчик) о признании решения незаконным, включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной пенсии.
В обоснование своих требований указывал на то, что решением ОПФР по Алтайскому краю от 17 января 2022 г. N650136/21 Иванову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального и страхового стажа.
Иванов С.А. находит решение пенсионного органа незаконным.
Иванов С.А. просил суд признать незаконным решение ОПФР по Алтайскому краю от 17 января 2022 г. N650136/21; возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж Иванова С.А. по Списку N1 от 1956 года периоды: с 1 сентября 1979 г. по 14 января 1981 г. - обучение в Среднем городском профессионально-техническом училище N 4 г. Бийска в размере, не превышающем фактического стажа работы; с 28 декабря 1981 г. по 10 мая 1983 г. - работа в качестве электрослесаря КИПиА 4-го разряда цеха N4 (победиты) на Бийском химическом комбинате; с 16 мая 1983 г. по 4 июля 1985 г. - служба в рядах Советской Армии; с 23 сентября 1985 г. по 20 января 1988 г. - работа в качестве электрослесаря КИПиА 5-го разряда цеха победитов на Бийском химическом комбинате. Установить факт работы Иванова С.А. в период с 1 мая 2003 г. по 1 сентября 2003 г. в качестве сторожа у ИП Д.; возложить на ответчика обязанность включить в страховой стаж Иванова С.А. период работы с 1 мая 2003 г. по 1 сентября 2003 г. в качестве сторожа у ИП Д.; возложить на ответчика обязанность назначить Иванову С.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 сентября 2021 г.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 20 июля 2022 г. исковые требования Иванова С.А. удовлетворены. Признано незаконным в части решение ОПФР по Алтайскому краю от 17 января 2022 г. N650136/21. На ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж Иванова С.А. по Списку N1 1956 года периоды: с 1 сентября 1979 г. по 14 января 1981 г. - обучение в Среднем городском профессионально-техническом училище N 4 г. Бийска в размере, не превышающем фактического стажа работы; с 28 декабря 1981 г. по 10 мая 1983 г. - работа в качестве электрослесаря КИПиА 4-го разряда цеха N4 (победиты) на Бийском химическом комбинате; с 16 мая 1983 г. по 4 июля 1985 г. - служба в рядах Советской Армии; с 23 сентября 1985 г. по 20 января 1988 г. - работа в качестве электрослесаря КИПиА 5-го разряда цеха победитов на Бийском химическом комбинате.
Установлен факт работы Иванова С.А. в период с 1 мая 2003 г. по 1 сентября 2003 г. в качестве сторожа у ИП Д.
На ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить в страховой стаж Иванова С.А. период работы с 1 мая 2003 г. по 1 сентября 2003 г. в качестве сторожа у ИП Д.
На ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность назначить Иванову С.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 27 сентября 2021 г.
С ОПФР по Алтайскому краю в пользу Иванова С.А. взыскано 300 руб. в возмещение расходов по оплате государственной пошлины.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 ноября 2022 г. решение Бийского городского суда Алтайского края от 20 июля 2022 г. отменено в части удовлетворения исковых требований Иванова С.А. о включении в его страховой стаж периода работы с 1 мая 2003 г. по 1 сентября 2003 г. в качестве сторожа у ИП Д. и в части возложении на ОПФР по Алтайскому краю обязанности назначить Иванову С.А. досрочную страховую пенсию по старости с 27 сентября 2021 г. Принято в данной части новое решение, которым исковые требования Иванова С.А. оставлены без удовлетворения. Из резолютивной части решения суда исключен вывод об установлении факта работы Иванова С.А. в период с 1 мая 2003 г. по 1 сентября 2003 г. в качестве сторожа у ИП Д. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Иванов С.А. просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Отделением Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю поданы возражения на кассационную жалобу.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 7 марта 2023 г. произведена замена ответчика Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Иванов С.А, представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением ОПФР по Алтайскому краю от 17 января 2022 г. N650136/21 Иванову С.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в связи с отсутствием требуемого специального и страхового стажа. Не засчитаны в специальный стаж периоды работы с 1 сентября 1979 г. по 14 января 1981 г. - обучение в Среднем городском профессионально-техническом училище N 4 г. Бийска в размере, не превышающем фактического стажа работы; с 28 декабря 1981 г. по 10 мая 1983 г. - работа в качестве электрослесаря КИПиА 4-го разряда цеха N4 (победиты) на Бийском химическом комбинате; с 16 мая 1983 г. по 4 июля 1985 г. - служба в рядах Советской Армии; с 23 сентября 1985 г. по 20 января 1988 г. - работа в качестве электрослесаря КИПиА 5-го разряда цеха победитов на Бийском химическом комбинате.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца периодов с 1 сентября 1979 г. по 14 января 1981 г. - обучение в Среднем городском профессионально-техническом училище N 4 г. Бийска в размере, не превышающем фактического стажа работы; с 28 декабря 1981 г. по 10 мая 1983 г. - работа в качестве электрослесаря КИПиА 4-го разряда цеха N4 (победиты) на Бийском химическом комбинате; с 16 мая 1983 г. по 4 июля 1985 г. - служба в рядах Советской Армии; с 23 сентября 1985 г. по 20 января 1988 г. - работа в качестве электрослесаря КИПиА 5-го разряда цеха победитов на Бийском химическом комбинате.
В данной части решение не обжалуется, а потому не является предметом рассмотрения суда кассационной инстанции в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя требования истца об установлении факта трудовых отношений, возложении обязанности на ответчика включить в страховой стаж истца период его работы у ИП Д, и назначить на этом основании досрочную страховую пенсию по старости (по совокупности с другими периодами признав достаточным общий стаж истца), суд первой инстанции признал доказанным, что в период с 1 мая 2003 г. по 1 сентября 2003 г. Иванов С.А. работал в качестве сторожа у индивидуального предпринимателя Д. Такой вывод суд сделал на основе объяснений самого истца, показаний допрошенного в качестве свидетеля Д, а так же подтверждения факта регистрации Д. в качестве индивидуального предпринимателя в период с 1998 г. по 2005 г.
Суд апелляционной инстанции не согласился с данными выводами суда первой инстанции, поскольку сведения о данном периоде в трудовую книжку не внесены, в системе персонифицированного учета не отображены, доказывание факта работы показаниями свидетеля не допустимо.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Перечнем документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного приказом Минтруда России от 4 августа 2021 г. N 538н, действующего с 1 января 2022 г, установлено, что заявителем предоставляются документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иванов С.А. зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 28 июня 2000 г, в данный период действовала Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 15 марта 1997 г. N 318 (с 1 января 1997 г. введена в действие, утратила силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 15 мая 2010 г. N 346).
Согласно п. 6, 11 раздела III названной Инструкции при заключении трудового договора с застрахованным лицом, не зарегистрированным в системе обязательного пенсионного страхования, страхователь предоставляет на это лицо анкету застрахованного лица в территориальный орган в течение 2-х недель с даты заключения договора.
Каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, представляет в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица (пункт 27).
К страхователям отнесены и индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключившие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В связи с принятием Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, которым на индивидуальных предпринимателей возложена обязанность вести трудовые книжки на каждого работника, а также изданием постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555, которым утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, произошли изменения законодательства в части подтверждения стажа работы у индивидуального предпринимателя в целях пенсионного обеспечения.
За оспариваемый период с 1 мая 2003 г. по 1 сентября 2003 г. сведений о работе истца в индивидуальном лицевом счете не содержится, обязательные страховые взносы за указанный период ИП Д. за Иванова С.А. не уплачивались. Иных документов, способных подтвердить, что в оспариваемый период Иванов С.А. осуществлял у ИП Д. деятельность, не имеется.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательств в совокупности и взаимосвязи, и установив, что имеющимися в деле доказательствами не подтверждается факт выполнения истцом работ в период с 1 мая 2003 г. по 1 сентября 2003 г, в сведениях персонифицированного учета отсутствует информация, подтверждающая данный период работы истца после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода работы истца в страховой стаж истца, а поскольку общий страховой стаж истца является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии по старости (составляет менее 20 лет), основания для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" отсутствуют.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции, в соответствии с пунктом 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ не принимаются во внимание показания допрошенных в ходе судебного разбирательства свидетелей, поскольку допустимыми доказательствами по делу не являются.
Доводы кассационной жалобы истца о том, что факт его работы в спорные периоды подтверждается показаниями свидетелей, а отсутствие необходимых сведений индивидуального (персонифицированного) учета обусловлено виной работодателя не опровергают правильность выводов суда апелляционной инстанции и не могут служить основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Ссылка в кассационной жалобе на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П не свидетельствует о незаконности оспариваемых судебных актов, поскольку выводы, указанные Конституционным Судом Российской Федерации были сделаны при рассмотрении ситуации, когда сведения, содержащие все предусмотренные Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" данные о гражданине как застрахованном лице, которые необходимы для назначения трудовой пенсии и определения ее размера, в том числе о периодах его трудовой деятельности и начисленных страховых взносах, были представлены работодателями в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, но страховые взносы не были уплачены или были уплачены частично.
Выводы суда апелляционной инстанции подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом судебном постановлении, основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 ноября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Иванова Сергея Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи О.С. Андуганова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.