Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кожевниковой Л.П, судей Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 38RS0034-01-2021-003545-81 (2-75/2022) по иску Б.А.М. к Областному государственному автономному учреждению здравоохранения "Иркутская городская клиническая больница N 8", Министерству здравоохранения Иркутской области о признании незаконными действий в части отказа в предоставлении медицинских услуг на безвозмездной основе, отказа в разъяснение порядка приема лекарственных препаратов, назначения дозировки лекарственного препарата в меньшем размере, отказа в оказании медицинский помощи при обращении с "данные изъяты", отказа в предоставлении бесплатно лекарственного препарата, возложении обязанности дать указания выдавать лекарственные средства на безвозмездной основе, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Б.А.М. на решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, прокурора Самойлова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Б.А.М. обратился в суд с иском к Областному государственному автономному учреждению здравоохранения "Иркутская городская клиническая больница N 8" (далее- ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8"), Министерству здравоохранения Иркутской области о признании незакоными действий в части отказа в предоставлении медицинских услуг на безвозмездной основе, отказа в разъяснение порядка приема лекарственных препаратов, назначения дозировки лекарственного препарата в меньшем размере, отказа в оказании медицинский помощи при обращении с "данные изъяты", отказа в предоставлении бесплатно лекарственного препарата, возложении обязанности дать указания выдавать лекарственные средства на безвозмездной основе, компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что является инвалидом N группы по "данные изъяты" и по состоянию здоровья вынужден систематически обращаться за врачебной помощью в медицинские учреждения по месту своего жительства.
Истец прикреплен к ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8" по месту жительства. При обращении за медицинской помощью в указанное лечебное учреждение врачи допустили в отношении него действия, в которых усматриваются признаки нарушения прав пациента, гарантированных действующим законодательством Российской Федерации.
Так, он не смог пройти бесплатно "данные изъяты", так как это было предложено ему только по истечении 4-х месяцев. Ему назначались препараты, однако, не разъяснялись показания к применению указанных препаратов. При обращении в октябре 2020 года с "данные изъяты" врач С.Т.Г. прямо отказала в оказании врачебной помощи.
В дальнейшем "данные изъяты" Диагностического центра выписал ему препарат, который невозможно было приобрести в аптеках г. Иркутска. Для решения вопроса он неоднократно вынужден обращаться в Министерство здравоохранения Иркутской области.
Истец не согласен с порядком и сроками выписки рецептов лекарственных средств, поскольку ему фактически отказано в реализации, как инвалиду, гарантированных законодательством социальных льгот в виде своевременного предоставления бесплатных лекарственных препаратов.
Просил суд с учетом уточненных исковых требований, признать незаконными действия ответчика в части отказа в предоставлении медицинских услуг на безвозмездной основе как инвалиду "данные изъяты" группы "данные изъяты" в апреле 2020 года врачом А.О.А, отказа в разъяснение порядка приема лекарственных препаратов " "данные изъяты"" и назначении дозировки данного лекарства в меньшем размере врачом С.Т.Г, отказа в оказании медицинский помощи при обращении с "данные изъяты" врачом С.Т.Г, отказа в предоставлении бесплатно лекарственного препарата сроком на 56 дней лекарственного препарата " "данные изъяты"" врачом А.О.А, просил суд возложить на ответчика обязанность дать указание лечащим врачам выдавать лекарственные средства " "данные изъяты"" на безвозмездной основе сроком на 56 дней и " "данные изъяты"" на срок в соответствии с медицинскими показаниями, с местом выдачи в поликлинике по адресу: г. Иркутск, ул. Баумана 214, взыскать компенсацию морального вреда в размере 1 000 000 руб.
Решением Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 апреля 2022 г. исковые требования Б.А.М. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 августа 2022 г. решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 апреля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Б.А.М. ставит вопрос об отмене решения Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 апреля 2022 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 августа 2022 г, указывая на незаконность отказа в удовлетворении его требований, просит принять решение об удовлетворении иска.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы истца.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы истца.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Б.А.М. с 1999 года для оказания медицинской помощи прикреплен к ответчику.
Согласно справке МСЭ 016 N от 30 сентября 2003 г. истец является инвалидом "данные изъяты" группы по "данные изъяты", группа инвалидности установлена бессрочно. Имеет основной диагноз: "данные изъяты"
23 июля 2018 г. на приеме у "данные изъяты", что следует из медицинской карты Иркутского диагностического центра N, Б.А.М. назначен препарат - "данные изъяты" В последующие приемы 31 августа 2018 г, 13 ноября 2018 г, 19 ноября 2018 г. "данные изъяты" также назначался данный препарат.
9 января 2020 г. истец осмотрен "данные изъяты" ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8", что следует из карты амбулаторного больного N, диагноз: "данные изъяты"
Выписано лекарственное средство "данные изъяты" на 56 дней;
29 января 2020 г. на 56 дней;
10 февраля 2020 г. на 56 дней;
19 февраля 2020 г. на 56 дней;
9 апреля 2020 г. на 14 дней;
24 апреля 2020г. на 56 дней;
7 июля 2020 г. на 21 день;
24 июля 2020 г. на 49 дней;
9 сентября 2020 г. на 6Здня;
23 октября 2020 г. на 56 дней;
17 декабря 2020 г. на 35 дней и 21 день.
В 2021г. "данные изъяты" был выписан 15 декабря 2021 г. на 35 дней.
29 марта 2021 г. на 14 дней, 7 апреля 2021 г. на 28 дней, 21 мая 2021 г. на 56 дней, 23 июля 2021 г. на 56 дней, 17 сентября 2021 г. на 56 дней, 17 ноября 2021 г. на 56 дней.
30 апреля 2020 г. Б.А.М. осмотрен "данные изъяты" поликлиники, диагноз " "данные изъяты"" от 27 апреля 2020 г. ему не выставлен, по результатам осмотра установлен диагноз: "данные изъяты". Рекомендовано проведение "данные изъяты" в плановом порядке.
7 мая 2020 г. Б.А.М. проведено "данные изъяты", дано заключение, оплачено 3 555 руб.
Согласно Протоколу заседания врачебной комиссии ответчика от 15 июня 2020 г. N пациент Б.А.М. по рекомендации "данные изъяты" для предотвращения прогрессирования заболевания, по жизненным показаниям нуждается в обеспечении лекарственными препаратами "данные изъяты" "данные изъяты"
По данным реестра выписанных и обеспеченных льготных рецептов лекарственный препарат "данные изъяты" (торговое наименование "данные изъяты") 400 мг N отпущен Б.А.М. 20 января 2021 г. - 2 упаковки, 2 февраля 2021 г. - 4 упаковки, 17 марта 2021 г. - 1 упаковка.
За период 2020 год лекарственный препарат "данные изъяты" ему отпущен в количестве 46 упаковок, в 2021 г. препарат получен Б.А.М. 18 февраля 2021 г, 29 марта 2021 г. в количестве 7 упаковок.
7 апреля 2021 г. Б.А.М. выписан льготный рецепт на поучение лекарственного препарата "данные изъяты" 100 мг. N в количестве 4 упаковок.
14 июля 2020 г. Б.А.М. был на приеме у "данные изъяты". Повторно с "данные изъяты". Установлен "данные изъяты", диагноз: "данные изъяты"
23 декабря 2020 г. Б.А.М. был на приеме у "данные изъяты". Жалобы на "данные изъяты". Установлен "данные изъяты". Диагноз: " "данные изъяты"
Обращаясь в суд с иском, истец указал, что врачами ответчика нарушены нормативы и стандарты оказания медицинских услуг, выразившиеся в следующем: 30 апреля 2020 г. истец направлен на "данные изъяты" ("данные изъяты"), вынужден пройти его платно, в связи с длительным сроком ожидания бесплатного исследования, что недопустимо при экстренном случае (после "данные изъяты"); 14 июля 2020 г. истцу назначен лекарственный препарат "данные изъяты" сроком на 42 дня 2 раза в день, вместо 56 дней 3 раза в день; 23 декабря 2020 г. врачом не обследована левая нога истца при наличии жалоб "данные изъяты"; в 2020-2021 годах нарушены порядок оформления и выдачи лекарственного средства "данные изъяты" средство выдано на 28 дней, вместо 56, в связи с чем ухудшилось состояние здоровья, истец испытывал "данные изъяты".
С целью установления соблюдения качества оказанных ответчиком ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8" медицинских услуг истцу суд назначил судебную медицинскую экспертизу в ГБУЗ "Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы".
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы от 24 марта 2022 г. N Б.А.М, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится под наблюдением поликлиники N 8 с диагнозом: " "данные изъяты" Пациент неоднократно был обследован в Иркутском диагностическом центре. Болен "данные изъяты". При данном заболевании Б.А.М. необходим "данные изъяты", поэтому "данные изъяты" ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8" 30 апреля 2020 г. пациент был направлен на исследование данным методом в плановом порядке, показаний для проведения этого исследования в экстренном порядке у Б.А.М. не имелось. Таким образом, нарушений нормативно-правовых документов, действующих в области здравоохранения России (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1541н " "данные изъяты"") "данные изъяты" при обращении Б.А.М. 30 апреля 2020 г. не было допущено.
Для назначения Б.А.М. 14 июля 2020 г. "данные изъяты" ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8" лекарственного препарата "данные изъяты" сроком на 42 дня в назначенной дозировке с учетом имеющихся у него заболеваний имелись следующие медицинские показания: положительное влияние препарата "данные изъяты" на комплекс "данные изъяты"
Нормативы и стандарты оказания медицинских услуг (Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N 1541н " "данные изъяты" при назначении Б.А.М. 14 июля 2020 г. лекарственного препарата "данные изъяты" сроком на 42 дня в назначенной дозировке "данные изъяты" ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8" не были нарушены.
У Б.А.М. имелись медицинские показания для увеличения срока назначения лекарственного препарата "данные изъяты" на 56 дней. При хорошей переносимости препарата и эффективности, дозировка может быть увеличена до 1 таблетки 3 раза в день и длительность лечения "данные изъяты" может быть от 3-х до 6-ти месяцев, что определяется лечащим врачом по состоянию здоровья пациента.
При обращении Б.А.М. 23 декабря 2020 г. "данные изъяты" на амбулаторном приеме были собраны жалобы ("данные изъяты"), проведен объективный "данные изъяты" (в том числе исследование "данные изъяты"), выставлен диагноз: " "данные изъяты"" и назначено лечение.
"данные изъяты" ответчика нормативы и стандарты оказания медицинских услуг при обращении Б.А.М. 23 декабря 2020 г. с жалобами на "данные изъяты" - не нарушены. Согласно стандарту медицинской помощи, пациентам пожилого и старческого возраста при "данные изъяты" (диагностика и лечение), утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 ноября 2021 г. N 1067н, в Медицинские услуги для диагностики заболевания, состояния и контроля за лечением, входит прием (осмотр, консультация) "данные изъяты" повторный.
Для лечения "данные изъяты" Б.А.М. был назначен лекарственный препарат "данные изъяты"). Это "данные изъяты" назначается по 50 мг 2 раза в день в течение недели, затем доза препарата увеличивается - 100 мг 2 раза в сутки. Максимальная доза лекарства 200 мг 2 раза в сутки. Лечение "данные изъяты" этим препаратом длительное, оно корректируется лечащим врачом в зависимости от состояния пациента. Ответчиком нормативы и стандарты оказания медицинских услуг по оформлению, выдаче лекарственного препарата "данные изъяты" в 2020, 2021 годах Б.А.М. не были нарушены.
В 2020 году "данные изъяты" был выписан 9 января 2020 г. на 56 дней, 9 января 2020 г. на 21 день, 29 января 2020 г. на 56 дней, 10 февраля 2020 г. на 14 дней, 10 февраля 2020 г. на 56 дней, 19 апреля 2020 г. на 14 дней, 24 апреля 2020 г. на 56 дней, 7 июля 2020 г. на 21 день, 24 июля 2020 г. на 49 дней, 9 сентября 2020 г. на 63 дня, 23 октября 2020 г. на 56 дней, 17 декабря 2020 г. на 35 дней и 21 день (всего на 517 дней). В 2021 г. "данные изъяты" был выписан 15 февраля 2021 г. на 35 дней, 29 марта 2021 г. на 14 дней, 7 апреля 2021г. на 28 дней, 21 мая 2021 г. на 56 дней, 23 июля 2021 г. на 56 дней, 17 сентября 2021 г. на 56 дней, 17 ноября 2021 г. на 56 дней (всего на 336 дней).
По данным амбулаторной карты N ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8", обращений Б.А.М. по поводу ухудшения состояния ("данные изъяты".) не зафиксировано. Жалобы Б.А.М. на "данные изъяты" связано не с действием препарата "данные изъяты", а с основным заболеванием - "данные изъяты". Эти симптомы отражены в диагнозе как " "данные изъяты". Эти нарушения были выявлены врачом "данные изъяты" К.Р.А. (Иркутский диагностический центр). Для корректировки указанных нарушений целесообразно направить пациента на консультацию "данные изъяты".
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, оценив в совокупности и взаимосвязи имеющиеся в деле доказательства, принимая во внимание заключение судебно - медицинской экспертизы N, установив, что нарушений нормативно-правовых документов, действующих в области здравоохранения России врачами ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8" при оказании медицинской помощи по обращениям Б.А.М. допущено не было, пришел к выводу о том, что истцу медицинские услуги были оказаны качественно.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что поскольку при наличии заболевания "данные изъяты" Б.А.М. необходим "данные изъяты", истец был направлен на исследование "данные изъяты" ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8" 30 апреля 2020 г. в плановом порядке, показаний для проведения этого исследования в экстренном порядке у Б.А.М. не имелось, "данные изъяты" томография ответчиком не проводится, пациенты направляются в другие организации по квотам, бесплатно; Порядок организации направления на дорогостоящие и высокотехнологичные исследования в поликлинике ОГАУЗ "Иркутская городская клиническая больница N 8" утвержден Положением N 2 к Приказу главного врача ответчика от 9 января 2020 г. N 10 "Об организации деятельности врачебной комиссии", согласно которому квоты ежеквартально распределяются Министерством здравоохранения; врачебная комиссия при наличии показаний для получения квоты оформляет направление в другую организацию в соответствии с выделенными квотами; истец Б.А.М. за получением квоты на оказание ему "данные изъяты" (проведение "данные изъяты") к ответчику не обращался, не обращался с таким заявлением ни к одному из лечащих врачей, где проходил лечение и обследование, ни в Министерство здравоохранения Иркутской области, истец самостоятельно обратился в ООО "Планета" для проведения "данные изъяты", что, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца на медицинскую помощь.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что "данные изъяты" ответчика не нарушены нормативы и стандарты оказания медицинских услуг при обращении Б.А.М. 23 декабря 2020 г. с жалобами на "данные изъяты", по оформлению, выдаче лекарственного препарата "данные изъяты" в 2020, 2021 годах, при назначении лекарственного препарата "данные изъяты" сроком на 42 дня в назначенной дозировке, установлено наличие медицинских показаний для назначения данного препарата.
Суд апелляционной инстанции установил, что льготное лекарственное обеспечение Б.А.М. осуществлялось в рамках реализации программы ОНЛП в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пациент включен в основную заявку на лекарственные препараты на 2020-2021 годы.
Согласно Приказу Министерства Российской Федерации от 14 января 2019 г. N 4н "Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", назначение лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом. Лекарственный препарат "данные изъяты" назначен Б.А.М. в соответствии с Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1107н "Об утверждении стандарта первичной медико-санитарной помощи при "данные изъяты"".
Заявка на лекарственные препараты составляется медицинской организацией ежегодно, на лекарственный препарат "данные изъяты" заявка составляется индивидуально для каждого пациента. Для Б.А.М. по эпилепсии заказан лекарственный препарат "данные изъяты", таблетки, 100 мг N упаковка, 13 упаковок на квартал, 52 упаковки на 2021 год.
Лекарственные препараты, согласно заявке, поступают в прикрепленную аптеку поквартально, по разнарядке Министерства здравоохранения. Лекарственный препарат "данные изъяты" для Б.А.М. поступает персонифицировано, по СНИЛС пациента. Прикрепленная аптека для получения льготных лекарственных препаратов - Аптека N2 ОА "ИООСАБ" расположена по адресу Баумана, 216/3 (не в здании поликлиники).
Пациент регулярно, ежемесячно получает льготные лекарственные препараты по программе ОНЛП. Доказательства отказа в выписке лекарственных препаратов в материалах дела отсутствуют.
Из пояснений представителя ответчика, данных в суде первой инстанции, следует, что порядок льготного лекарственного обеспечения с 2018 года, информация о назначаемых лекарственных препаратах, показания к их применению неоднократно разъяснялись Б.А.М. лечащим "данные изъяты" в присутствии медицинской сестры "данные изъяты", заведующей терапевтического отделения З.Е.Г, в присутствии старшей медицинской сестры Х.Н.Г, заместителем главного врача по медицинской части поликлиники А.О.А.
Лекарственный препарат "данные изъяты" не входит в стандарт первичной медико-санитарной помощи при "данные изъяты", утвержденный Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1107н. В официальной инструкции к лекарственному препарату "данные изъяты" показания к назначению при "данные изъяты" отсутствуют.
В соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годы утвержденной Постановлением Правительства Иркутской области N1133-пп от 27 декабря 2019 г, объем диагностических и лечебных мероприятий пациенту определяет лечащий врач. Назначение лекарственного препарата, дозировка, кратность и длительность применения определяются лечащим врачом. Лекарственный препарат "данные изъяты" был назначен Б.А.М.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
Статья 41 Конституции Российской Федерации гарантирует гражданам право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (п. 2 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены такие основные принципы охраны здоровья граждан, как соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи (п.п. 1, 2, 5 - 7 ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг; пациент - физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния (п.п. 3, 9 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В п.21 ст. 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определено, что качество медицинской помощи - это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.
Медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (ч. 1 ст. 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Критерии оценки качества медицинской помощи согласно ч. 2 ст. 64 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" формируются по группам заболеваний или состояний на основе соответствующих порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с ч. 2 ст. 76 этого федерального закона, и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Медицинские организации, медицинские работники и фармацевтические работники несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи. Вред, причиненный жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи, возмещается медицинскими организациями в объеме и порядке, установленных законодательством Российской Федерации (ч. 2 и 3 ст. 98 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Исходя из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь гарантируется системой закрепляемых в законе мер, включающих в том числе как определение принципов охраны здоровья, качества медицинской помощи, порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи, так и установление ответственности медицинских организаций и медицинских работников за причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
По общему правилу, установленному в п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина" разъяснено, что по общему правилу, установленному ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В объем возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, входит в том числе компенсация морального вреда (параграф 4 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что в случае причинения работниками медицинской организации вреда жизни и (или) здоровью граждан при оказании им медицинской помощи медицинская организация обязана возместить причиненный вред лицу, имеющему право на такое возмещение.
Необходимыми условиями для наступления гражданско-правовой ответственности медицинской организации за причиненный при оказании медицинской помощи вред являются: причинение вреда пациенту; противоправность поведения причинителя вреда (нарушение требований законодательства (порядков оказания медицинской помощи, стандартов медицинской помощи и клинических рекомендаций (протоколов) действиями (бездействием) медицинской организации (его работников); наличие причинной связи между наступлением вреда и противоправностью поведения причинителя вреда; вина причинителя вреда - медицинского учреждения или его работников.
Установив, что действия ответчика по оказанию истцу медицинской помощи в указанные им периоды соответствовали установленным требованиям, суды пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении иска.
Доводы кассатора о том, что суд не вправе был назначать судебную экспертизу в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы", поскольку ответчик - Министерство здравоохранения Иркутской области является учредителем указанного учреждения, безусловным основанием для удовлетворения кассационной жалобы не являются. Как верно отметил суд апелляционной инстанции из протокола судебного заседания от 10 - 24 декабря 2021 г. следует, что при назначении по данному делу судебной медицинской экспертизы суд ознакомил истца с ходатайством ответчика о назначении экспертизы, предложил высказать своем мнение, поставить вопросы перед экспертами, а также разъяснил спорные моменты (л.д. 168-171 том 1). При этом истец не возражал против проведения экспертизы, предложений относительно экспертного учреждения, относительно вопросов, которые необходимо поставить перед экспертом, не высказывал, в связи с чем, суд самостоятельно определилэкспертное учреждение, расположенное в Иркутской области, принимая во внимание установленные сроки рассмотрения гражданских дел.
Учитывая, что суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что экспертиза проведена на основании определения суда с соблюдением установленного процессуального порядка, лицами, обладающими специальными познаниями для разрешения поставленных перед ними вопросов, в соответствии с требованиями Федерального закона от N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", заключение дано комиссией в составе четырех экспертов ГБУЗ "Иркутское областное бюро судебно-медицинской экспертизы" - врача - судебно-медицинского эксперта ФИО11, П.Т.В, врача "данные изъяты" ФКУ "Главное бюро МСЭ ИО" С.Н.В, профессора, кафедры "данные изъяты" ФГБУ ВО ИГМУ доктора медицинских наук, заслуженного врача Российской Федерации О.В.И. имеющих высшее медицинское образование и стаж работы по специальности 13, 16, 29, и более 30 лет соответственно, по поставленным судом вопросам, эксперты предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, выводы экспертов основаны на данных медицинских документов и материалах дела, ни один из экспертов, входящих в состав комиссии, не высказал особого мнения по поставленным на разрешение вопросам, а доводы кассатора о возможной зависимости экспертов от ответчика- Министерства здравоохранения Иркутской области доказательствами не подтверждены, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В целом доводы кассационной жалобы выражают несогласие с выводами судов об отказе в удовлетворении исковых требований и направлены на переоценку собранных по делу доказательств, в связи с чем, не влекут отмену по существу правильного решения, поскольку в силу ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда г. Иркутска от 28 апреля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 22 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Б.А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.