Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дмитриевой О.С, судей Даниловой О.Н, Кравченко Н.Н, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 19RS0001-02-2021-007832-64 по иску прокурора г. Абакана Республики Хакасия, действующего в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц, к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница", Министерству здравоохранения Республики Хакасия, исполняющей обязанности главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" Кузнецовой Татьяне Григорьевне об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, по кассационной жалобе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 8 сентября 2022 г, заслушав доклад судьи Кравченко Н.Н, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В, возражавшего против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Абакана Республики Хакасия, действующий в интересах Российской Федерации и в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница", Министерству здравоохранения Республики Хакасия, исполняющей обязанности главного врача Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" Кузнецовой Т.Г. об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, возложении обязанности устранить допущенные нарушения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Абакана проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности ГУ "РДКБ", в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности, в связи с чем прокуратурой г. Абакана в адрес главного врача 19 февраля 2021 г. вынесено представление об устранении нарушения закона, которое до настоящего времени в полном объеме не исполнено. Минздрав Хакасии является исполнительным органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим финансирование ГУ "РДКБ".
Просил обязать Минздрав Хакасии в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу профинансировать расходы ГУ "РДКБ" на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности, обязать ГУ "РДКБ" устранить нарушения противопожарного законодательства в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 июня 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 8 сентября 2022 г, на Министерство здравоохранения Республики Хакасия до 31 декабря 2022 г. возложена обязанность профинансировать расходы Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" на устранение нарушений законодательства о пожарной безопасности; на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" возложена обязанность устранить нарушения противопожарного законодательства в течение 3 месяцев с момента выделения финансирования, а именно:
в здании, расположенном по адресу: "адрес" лестницы, предназначенные для сообщения между цокольным и первым этажом, оградить противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре; дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в лифтовые холлы на всех этажах здания защитить противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях отделить от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа; в подвальном этаже перед пассажирским лифтом тамбур-шлюз оградить перегородками 1-го типа и оборудовать подпором воздуха при пожаре; произвести расчеты подпора воздуха в имеющемся в здании тамбур-шлюзе находящемся в лестничной клетке, ведущей из цокольного этажа на первый этаж; в здании, расположенном по адресу: "адрес" (стационар): дверные проемы в ограждениях лифтовых шахт с выходами из них в лифтовые холлы на всех этажах здания защитить противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EI 30 или экранами из негорючих материалов с пределом огнестойкости не менее EI 45, автоматически закрывающими дверные проемы лифтовых шахт при пожаре, либо лифтовые шахты в зданиях и сооружениях отделить от коридоров, лестничных клеток и других помещений тамбурами или холлами с противопожарными перегородками 1-го типа; в подвальном этаже перед лифтами тамбур-шлюз оградить перегородками 1-го типа и оборудовать подпором воздуха при пожаре; произвести расчеты подпора воздуха в имеющемся в здании тамбур-шлюзе находящемся в лестничной клетке, ведущей из цокольного этажа на первый этаж; выход в чердачное помещение (на крышу) из лестничной клетки на четвертом этаже здания оборудовать противопожарной дверью 2-го типа; выходы в чердачное помещение из лестничных клеток и лифтового
холла на 4-м этаже здания оборудовать противопожарными люками 2-го типа; руководителю организации обеспечить уплотнение в притворах на дверях в лестничных клетках и дверях эвакуационных выходов на всех этажах здания (между поломи дверьми не обеспечивается дымогазонепроницаемость опасных факторов пожара в случае возникновения пожара); в здании, расположенном по адресу: "адрес" (детское поликлиническое отделение N): автоматическую установку пожарной сигнализации и систему оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в здании поликлиники привести в рабочее состояние; обеспечить капитальный ремонт (замену) автоматической установки пожарной сигнализации; обеспечить наличие исполнительной документации на установки систем противопожарной защиты (автоматической установки пожарной сигнализации, системы оповещения управления эвакуации людей при пожаре), установленных в здании поликлиники; устранить нарушение объемно-планировочных решений, выраженных в установке перегородки выполненной из горючих материалов (деревянная) на путях эвакуации, отделяющей помещения регистратуры от общего коридора; привести в соответствие ширину горизонтальных участков пути эвакуации при входе и выходе в переход и в переходе между детским поликлиническим отделением N и консультационно-диагностическим центром в переходе - не менее 1, 2 м; выходы в чердачное помещение из лестничных клеток и лифтового холла на 3-м этаже здания оборудовать противопожарными люками 2-го типа; в здании, расположенном по адресу: "адрес" (консультационно-диагностический центр): привести в соответствие ширину эвакуационного выхода из приемного отделения на первом этаже - не менее 0, 8 м; привести в соответствие высоту эвакуационного выхода из приемного отделения на первом этаже - не менее 1, 9 м; привести в соответствие перепад высоты в дверном проеме (выход из приемного отделения на первом этаже) - не более 50 мм; привести в соответствие ширину эвакуационного выхода на лестничную клетку из дневного стационара - не
менее 1, 2 м; привести в соответствие высоту эвакуационного выхода на лестничную клетку из дневного стационара - не менее 1, 9 м; лестницы, предназначенные для сообщения между подвальным этажом и первым этажом, оградить противопожарными перегородками 1-го типа с устройством тамбур-шлюзов с подпором воздуха при пожаре; выходы в чердачное помещение из лестничных клеток на 3-м этаже здания оборудовать противопожарными люками 2-го типа.
Произвести капитальный ремонт систем противопожарной защиты, установленных в зданиях поликлиники и консультационно-диагностического центра по "адрес"
В здании, расположенном по адресу: "адрес" выполнить ширину горизонтальных участков путей эвакуации (дверная коробка) в проеме между помещением N и помещением N - не менее 1, 2 м в случае эвакуации более 50 человек либо 1 м во всех остальных случаях.
В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ГБУЗ Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" ставится вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных.
В письменных возражениях прокурор Найдешкина Т.Н. просит доводы кассационной жалобы отклонить, судебные постановления оставить без изменения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения истца, проверив законность судебных постановлений в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
В соответствии с частью первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не допущено, в связи с чем предусмотренных законом оснований для отмены судебных постановлений не имеется.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой города Абакана проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности ГУ "РКДБ", в ходе которой установлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Выявленные нарушения создают угрозу здоровью и жизни людей, непосредственно влияют на возможность возникновения пожара и (или) безопасности, его дальнейшее распространение по конструктивным элементам здания; время обнаружения пожара, оповещения о нем, время начала эвакуации людей, а также возможность его тушения в начальной стадии; процесс вынужденной эвакуации людей из помещений во время возникновения открытого пламенного горения или задымления помещений с созданием угрозы отравления людей продуктами горения с последующей их гибелью; возможность тушения пожара и проведение спасательных работ подразделениями пожарной охраны в целях предотвращения распространения и развития пожара и гибели людей.
Прокуратурой г. Абакана главному врачу ГУ "РКДБ" внесено представление от 19 февраля 2021 г. об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности и законодательства об отходах 1 и 2 класса опасности.
Главным врачом ГУ "РКДБ" в адрес прокурора г. Абакана РХ 30 марта 2021 г. была направлена информация, свидетельствующая о частичном исполнении названного прокурорского представления от 19 февраля 2021 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, установил, что доказательств устранения нарушений требований пожарной безопасности, выявленных прокурором в ходе проверки, стороной ответчика в материалы дела не представлено, пришел к выводу о наличии правовых основания для возложения на ГУ "РКДБ", Минздрав Хакасия обязанности по ликвидации выявленных нарушений противопожарной безопасности в срок до 3 месяцев со дня финансирования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, указал, что ГУ "РКДБ" и Минздрав Хакассии, несмотря на то, что здания находятся в его оперативном управлении, обязаны нести бремя их содержания, в том числе и в связи с исполнением требований закона в области пожарной безопасности.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов и не находит оснований для отмены судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку при разрешении спора судами правильно установлены фактические обстоятельства дела и применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, при этом нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений, не допущено.
Доводы кассационной жалобы фактически являются позицией лица, подавшего жалобу, и не могут служить основанием для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции. Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом дать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 ГПК РФ.
Кроме того, факт проведения ремонта в здании, не опровергает выводов судебных инстанций об установленных нарушениях закона о противопожарной безопасности в деятельности ответчика.
При таких обстоятельствах, предусмотренных законом оснований для отмены судебных актов, постановленных в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела, не имеется.
Руководствуясь статьями 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 3 июня 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 8 сентября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Республиканская детская клиническая больница" без удовлетворения.
Председательствующий Дмитриева О.С.
Судьи Данилова О.Н.
Кравченко Н.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.