Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Раужина Е.Н, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1025/2022, УИД 24RS0016-01-2022-000629-61 по иску Павлова Олега Васильевича к Войсковой части N Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации о признании права на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" путем получения жилищной субсидии на покупку (строительство) жилья, об обязании оформить и представить в установленном порядке документы на субсидию (покупку) жилья и о возложении обязанности обеспечения жильем, путем выплаты субсидии на покупку жилья, по кассационной жалобе представителя Павлова Олега Васильевича - Харитоновой О.В. на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 21 июня 2022г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, заслушав пояснения представителя Управления Сибирского военного округа войск национальной гвардии Российской Федерации, Войсковой части N Даньковых С.В, поддержавшего доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Павлов О.В. обратился в суд с исковым заявлением к Войсковой части N Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее по тексту также Росгвардии) о признании права на обеспечение жилым помещением, возложении обязанности.
Требования мотивированы тем, что на основании предписания командира Войсковой части N приказом командира Войсковой части N от 9 июля 2021 г. он был уволен с военной службы в запас Вооруженных сил Российской Федерации. По состоянию на 26 июля 2021 г. выслуга лет составляла в календарном исчислении 22 года 07 месяцев 18 дней, в льготном исчислении 22 года 11 месяцев 14 дней. Решением жилищной комиссии Войсковой части N от 20 декабря 2019 г. он и члены его семьи признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения. 12 декабря 2019 г. обратился в жилищную комиссию Войсковой части N N с заявлением о предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения. 23 сентября 2021 г. он повторно обратился с заявлением о предоставлении жилищной субсидии, по результатам рассмотрения которого предоставлен ответ об отсутствии финансирования по указанной статье расходов. До настоящего времени субсидия ему и членам его семьи не предоставлена.
Просил признать право на обеспечение жилым помещением в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" путем получения жилищной субсидии на покупку (строительство) жилья, возложить на ответчика обязанность оформить и представить в установленном порядке документы на субсидию (покупку) жилья, обеспечить жильем, путем выплаты субсидии на покупку жилья.
Решением Железногорского городского суда Красноярского края от 21 июня 2022 г. в удовлетворении иска, отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 октября 2022 г. постановлено:
"Исправить описку в указании даты решения Железногорского городского суда Красноярского края, вместо "21 июня 2022 г." указать "24 июня 2022 г.".
Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 24 июня 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Павлова О.В. - Харитоновой О.В, - без удовлетворения".
В кассационной жалобе представитель Павлова Олега Васильевича - Харитонова О.В. просит об отмене вынесенных по делу судебных постановлений, как незаконных и необоснованных, с принятием нового судебного акта, которым удовлетворить заявленные Павловым О.В. исковые требования в полном объеме.
Относительно доводов кассационной жалобы Войсковой частью N принесены возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, заслушав пояснения представителя Управления Сибирского военного округа войск национальной гвардии Российской Федерации, Войсковой части N Даньковых С.В, поддержавшего доводы возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что Павлов О.В. проходил службу в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации в Войсковой части N.
На основании предписания командира Войсковой части N приказом командира Войсковой части N от 9 июля 2021 г. N Павлов О.В. уволен с военной службы в запас Вооруженных сил Российской Федерации в соответствии с пунктом 6 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службы". На момент увольнения выслуга лет Павлова О.В. составляла 22 года 07 месяцев 18 дней, в льготном исчислении 22 года 11 месяцев 14 дней.
Согласно протоколу N от 20 декабря 2019 г. заседания жилищной комиссии Войсковой части N Павлов О.В. и члены его семьи (жена - П, несовершеннолетние дети В, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) признаны нуждающимися в предоставлении жилого помещения на общих основаниях.
Также судом установлено, что 12 декабря 2019 г. и 23 сентября 2021 г. Павлов О.В. обращался в Войсковую часть N с заявлениями о предоставлении жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилого помещения.
Согласно списку военнослужащих, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях вышеуказанной войсковой части, Павлов О.В. принят на учет нуждающихся 12 декабря 2019 г, право на внеочередное обеспечение жильем у него отсутствует, форма обеспечения жильем - жилищная субсидия.
21 января 2020 г. командиром Войсковой части N в установленном порядке в вышестоящий штаб направлена информация о нуждаемости Павлова О.В. в жилом помещении.
По сведениям Единого реестра лиц, состоящих на жилищном учете в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации по состоянию на 9 февраля 2022 г, Павлов О.В. принят на учет в качестве лица, имеющего право на получение жилищной субсидии, 12 декабря 2019 г, его номер в общей очереди 3952, номер в очереди на предоставление жилищной субсидии 2180.
Согласно материалам дела, жилищной комиссией Войсковой части N неоднократно в отношении Павлова О.В. принимались решения об уточнении расчетных сумм жилищной субсидии, подлежащей предоставлению для строительства или приобретения жилого помещения.
Согласно списку нуждающихся в жилищной субсидии военнослужащих (бывших военнослужащих) Войсковой части N, размер жилищной субсидии, подлежащей выплате Павлову О.В, по состоянию на 1 апреля 2022 г. составил 12591649, 80 руб, номер очереди из числа военнослужащих войсковой части - 14.
При исключении из списков личного состава жилищная субсидия истцу предоставлена не была, что подтверждается выпиской из приказа командира Войсковой части N от 26 июля 2021г.
По информации, представленной заместителем командующего Сибирским округом войск национальной гвардии Российской Федерации по тылу Т. от 15 октября 2021 г, жилищная субсидия будет предоставлена Павлову О.В. после поступления бюджетных ассигнований в порядке очередности, установленной в Реестре.
Из имеющихся в материалах дела сведений о дебиторской и кредитной задолженности лимиты бюджетных обязательств на предоставление жилищной субсидии на 2022 год на лицевой счет Войсковой части N не поступали.
Разрешая заявленные Павловым О.В. требования, суд первой инстанции, определив характер спорных правоотношений и материальный закон, подлежащий применению, оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, пришел к выводу об отказе в их удовлетворении в полном объеме, исходя из отсутствия правовых оснований к этому, нарушений прав истца судом не установлено, порядок предоставления ему субсидии для приобретения (строительства) жилья не нарушен.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
В соответствии с пунктами 1, 6, 14 статьи 15, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Согласно пункту 19 статьи 15 указанного Федерального закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, гражданам, уволенным с военной службы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
В силу положений пункта 5 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, и гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 21 июля 2014 г. N 510, жилищная субсидия предоставляется военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей по очередности в соответствии с датой принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, а в случае если указанные даты совпадают, определение очередности осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащего на дату принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Пунктом 8 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 г. N 1768 (далее по тексту также Правила N 1768) установлено, что в случае признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащие и члены их семей принимаются на учет с даты подачи ими в уполномоченный орган заявления, предусмотренного пунктом 6 настоящих Правил.
Датой принятия на учет военнослужащего, который не может представить заявление и документы, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил, в силу нахождения в служебной командировке или на лечении, несения боевого дежурства, выполнения задач в условиях чрезвычайного положения, военного положения и вооруженных конфликтов, участия в боевых действиях, учениях, походах кораблей, предотвращении и ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф, иных мероприятиях, связанных с исполнением обязанностей военной службы вне места постоянной дислокации воинской части, а также нахождения в плену (за исключением случаев добровольной сдачи в плен) либо в положении заложника или интернированного является дата возникновения права военнослужащего на признание его нуждающимся в жилом помещении, но не ранее даты возникновения указанных обстоятельств (мероприятий), при условии, что заявление, предусмотренное пунктом 6 настоящих Правил, подано в течение 3 месяцев со дня прекращения указанных обстоятельств (мероприятий).
Если даты принятия на учет военнослужащих совпадают, определение очередности в целях обеспечения жилыми помещениями осуществляется исходя из наибольшей общей продолжительности военной службы военнослужащих в календарном исчислении на дату принятия на учет, а при равной ее продолжительности - согласно старшинству воинских званий на дату принятия на учет.
Пунктом 14 Правил N 1768 предусмотрено, что уполномоченный орган ведет список (реестр) нуждающихся в жилых помещениях и вносит в него данные о военнослужащих, принятых на учет, и членах их семей. На основании указанного списка (реестра) федеральный орган формирует потребность в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений.
Согласно пункту 17 Правил N 1768 военнослужащие (граждане, уволенные с военной службы) состоят на учете:
а) до предоставления им жилых помещений;
б) до выявления предусмотренных пунктами 1, 2, 4 и 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации оснований для снятия их с учета;
в) до заключения гражданами, уволенными с военной службы, имеющими общую продолжительность военной службы менее 20 лет, за исключением граждан, заключивших первый контракт до 1 января 1998 г, нового контракта о прохождении военной службы;
г) до перевода военнослужащих для прохождения военной службы в другой федеральный орган. Такие военнослужащие снимаются с учета в федеральном органе, из которого военнослужащие переводятся.
Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 28 сентября 2018г. N 428 утвержден Порядок предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, который регламентирует вопросы предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим.
В соответствии с пунктами 6, 7, 8, 9, 10 данного Порядка распределение лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии, осуществляется Департаментом строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации согласно потребности в жилых помещениях и (или) денежных средствах на приобретение или строительство жилых помещений по очередности, определяемой в соответствии с пунктами 8 и 14 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях.
В течение десяти рабочих дней со дня доведения Департаментом строительства Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации воинской части (организации) лимитов бюджетных обязательств, предназначенных для предоставления жилищной субсидии, жилищная комиссия в целях получения сведений из Единого государственного реестра недвижимости о правах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей на жилые помещения на всей территории Российской Федерации направляет запрос в Росреестр.
Решение о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей принимается жилищной комиссией не позднее чем через десять рабочих дней со дня получения сведений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, при отсутствии оснований для снятия их с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях и оформляется протоколом.
Жилищной комиссией ежегодно до 10 октября (по состоянию на 1 октября текущего года) производится уточнение расчетных сумм жилищной субсидии в порядке, установленном Правилами расчета субсидии.
Жилищная субсидия вне очереди предоставляется военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди.
Расчет размера жилищной субсидии осуществляется жилищной комиссией в порядке, установленном Правилами.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на вышеприведенном правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Отказывая в удовлетворении иска суды правильно исходили из того, что Павлов О.В. и члены его семьи в установленном законом порядке признаны нуждающимися в жилом помещении, приняты на учет на получение жилищной субсидии для приобретения (строительства) жилья, данное право ответчиком не оспорено; в соответствии с действующим законодательством право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями, в том числе в форме предоставления жилищной субсидии, должно реализовываться в порядке очередности.
Одним из условий для принятия в установленный срок решения о предоставлении жилищной субсидии военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей является наличие достаточных бюджетных ассигнований на реализацию выплаты жилищной субсидии, позволяющих обеспечить такой субсидией всех нуждающихся в получении постоянных жилых помещений граждан, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии.
Поэтому в случае, если поступивших на эти цели денежных средств не хватает для обеспечения в порядке очередности всех желающих получить названную субсидию, принятых на учет ранее Павлова О.В, суды правильно указали, что следует исходить из того, что непосредственно для него денежные средства не выделялись и не поступали, в связи с чем решение о возложении обязанности выплатить указанные денежные средства принято быть не может.
При том, что на момент рассмотрения дела в Едином реестре военнослужащих, признанных нуждающимися в предоставлении жилых помещений, состояло 2179 человек, изъявивших желание быть обеспеченными жилищной субсидией с датой постановки на учет ранее истца (порядковый номер истца в данном реестре 2180). В списках на получение жилищной субсидии военнослужащих (бывших военнослужащих) войсковой части N Павлов О.В. значится под номером 14. На нарушение очередности предоставления указанной выше субсидии Павлов О.В. не ссылается.
Доказательств того, что в настоящее время истец, исходя из даты принятия его на учет, имеет приоритетное право перед другими военнослужащими и гражданами, уволенными со службы, состоящими на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений, материалы дела не содержат.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, оснований не согласиться с выводами нижестоящих судебных инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Павловым О.В. исковых требований у судебной коллегии Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, суды правильно применили нормы материального права.
Суды правильно пришли к выводу, что у ответчика отсутствуют основания для совершения каких- либо дополнительных действий, направленных на обеспечение Павлова О.В. жилищной субсидией в ином порядке, чем это предусмотрено действующим законодательством, учитывая, что Восковая часть не принимает участие в распределении денежных средств бюджетного финансирования выделенных главному распорядителю денежных средств, т.е. Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, которая в соответствии с Положениями о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденными Указами Президента Российской Федерации от 30 сентября 2016г. N 510 самостоятельно разрешает вопросы, связанные с предоставлением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащими.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы кассатора в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, правом на которую суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не наделен, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Железногорского городского суда Красноярского края от 24 июня 2022 г, с учетом апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 октября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 17 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Павлова Олега Васильевича - Харитоновой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.