Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бойко В.Н, судей Умысковой Н.Г. и Прудентовой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1576/2023 (УИД N 02RS0001-01-2022-004733-55) по иску прокурора города Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Горно-Алтайска о возложении обязанности привести дорожное полотно в соответствие с требованиями законодательства, по кассационной жалобе администрации г. Горно-Алтайска на решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 1 сентября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 9 ноября 2022г. Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Умысковой Н.Г, выслушав прокурора Симоненко Е.В, возражавшую на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор г. Горно-Алтайска обратился с иском к администрации г.Горно-Алтайска, муниципальному казенному учреждению "Городское хозяйство и лесничество" (МКУ "Городское хозяйство и лесничество", Учреждение) с учетом частичного отказа от исковых требований и уточнений просил обязать администрацию г.Горно-Алтайска привести дорожное полотно по ул. В. Терешковой г.Горно-Алтайска на протяжении 550 м. от дома N 1 до дома N 26, по ул. С. Савицкой г.Горно-Алтайска на протяжении 470 м. от дома N 1 до дома N 32, по ул. Кленовая г.Горно-Алтайска на протяжении 183, 6м. от дома N 24 до дома N 35, в районе дома N 15 по ул. Радужная г.Горно-Алтайска в соответствие с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу; обязать администрацию г.Горно- Алтайска в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу привести дорожное полотно по ул. Воинской славы г.Горно-Алтайска на протяжении 523 м. от дома N1 до дома N 28, по ул. М. Демьянова г.Горно-Алтайска на протяжении 158 м. от дома 14 до дома 5, по ул. Генерала Маргелова г.Горно-Алтайска на протяжении 387 м. от дома 2 до дома 32, по пер. В. Высоцкого на протяжении 230 м, по пер. Маргелова г.Горно-Алтайска на протяжении 100 м. от дома N 4 до дома N 10 в соответствие с требованиями п. 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 1 сентября 2022 г. исковое заявление удовлетворено в части.
Администрацию г.Горно-Алтайска обязали привести дорожное полотно по ул. В. Терешковой г. Горно-Алтайска на протяжении 550 м. от дома N 1 до дома N 26, по ул. С. Савицкой г.Горно-Алтайска на протяжении 470 м. от дома N 1 до дома N 32, по ул. Кленовая г.Горно-Алтайска на протяжении 183, 6 м. от дома N 24 до дома N 35, в районе дома N 15 по ул. Радужная г.Горно-Алтайска в соответствие с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", в течении 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.
Отказано в удовлетворении исковых требований прокурора города Горно-Алтайска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Горно-Алтайска о возложении обязанности в течении 1 месяца со дня вступления решения в законную силу привести дорожное полотно по ул. Воинской славы г.Горно-Алтайска на протяжении 523 м. от дома N1 до дома N 28, по ул. М. Демьянова г.Горно-Алтайска на протяжении158 м. от дома ? до дома 5, по ул. Генерала Маргелова г.Горно-Алтайска на протяжении 387 м. от дома 2 до дома 32, по пер. В. Высоцкого на протяжении 230 м, по пер. Маргелова г.Горно-Алтайска на протяжении 100 м. от дома N 4 до дома N 10 в соответствие с требованиями п. 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 "Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 9 ноября 2022 г. решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 01 сентября 2022г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба администрации города Горно-Алтайска - без удовлетворения.
В кассационной жалобе ответчик просит отменить оспариваемые судебные постановления. Ссылается на то, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку в соответствии с распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 29.12.2020г. N 1460-р (далее-распоряжение N 1460-р) автомобильные дороги местного значения закреплены на праве оперативного управления за МКУ "Городское хозяйство и лесничество" (Учреждение), которое обязано нести бремя содержания, в том числе приведение в соответствие с требованиями ГОСТа, в отношении автомобильных дорог, указанных в распоряжении N 1460-р.
Ссылаясь на положения статьи 39 Устава муниципального образования "Город Горно-Алтайск", принятого постановлением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 22.03.2018г. N 7-1 (далее - Устав МО), указывает, что полномочия Администрации города Горно-Алтайска реализуются также и через ее отраслевые (функциональные) органы, наделенные правами юридического лица. Организация работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог, контроль за выполнением этих работ на территории города Горно-Алтайска также осуществляется Учреждением на основании Порядка содержания и ремонта автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Горно-Алтайск", утвержденного постановлением Администрации города Горно-Алтайска от 07.03.2014г. N 16 (пункт 3).
Также в целях осуществления указанной деятельности создано МКУ "Городское хозяйство и лесничество". Распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 23.12.2019г. N 1580-р утвержден Устав МКУ, согласно которого Учреждение осуществляет функции муниципального заказчика по капитальному ремонту, ремонту, реконструкции и сезонному содержанию городских дорог и искусственных сооружений (мостов, труб). Предметом деятельности МКУ является, в том числе строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства местного значения, содержание и текущий ремонт объектов благоустройства и улично-дорожной сети муниципального образования "Город Горно-Алтайск". Согласно пункта 53 Устава МКУ учреждение несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) функций, установленных в Уставе МКУ.
Кроме этого, кассатор указывает на то, что распоряжением N 1460-р автомобильные дороги местного значения закреплены на праве оперативного управления за МКУ, которое осуществляет права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законодательством, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями учредителя и назначением имущества - пункт 13 Устава МКУ.
Кассатор также ссылается на то, что решением Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 16.12.2021 N 36-1 утвержден бюджет муниципального образования "Город Горно-Алтайск" на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, которым Учреждению, как главному распорядителю бюджетных средств, предусмотрены средства для содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения (приложения N 9). Решением о бюджете до Администрации города Горно-Алтайска в принципе не доведены бюджетные ассигнования на содержание и ремонт автомобильных дорог местного значения, Администрация города Горно-Алтайска не определена главным распорядителем бюджетных средств по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения. Вышеуказанные требования бюджетного законодательства не учтены при вынесении оспариваемого решения.
Ссылается на иную судебную практику. Полагает, что представленные акты проверки улично-дорожной сети г.Горно-Алтайска не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-2017, ГОСТ 32825-2014, не являются допустимыми и достоверными доказательствами по делу.
От прокурора Республики Алтай поступили письменные возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения судебными инстанциями не допущены.
Судом первой инстанции установлено, что 16.08.2022 начальником ОГИБДД ОМВД России по г..Горно-Алтайску совместно с помощником прокурора г..Горно-Алтайска составлены акты проверки улично-дорожной сети г..Горно-Алтайска на предмет соответствия требованиям национальных стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения, из которых следует, что в нарушение требований п. 5.1.1 ГОСТ Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги (улицы) Республика Алтай, г..Горно-Алтайск по ул. Воинской славы (V категория дороги) на протяжении 523 м. от дома N 1 до дома N 28, по ул. М. Демьянова (V категория дороги) на протяжении 158 м. от дома 1 до дома 5, по ул. Генерала Маргелова (V категория дороги) на протяжении 387 м. от дома 2 до дома 32 по пер. В. Высоцкого (V категория дороги) на протяжении 230 м, по пер. Маргелова (V категория дороги) на протяжении 100 м. от дома N 4 до дома N 10 допускается выход талых вод на проезжую часть. В нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 в районе дома 15 по ул. Радужная г..Горно-Алтайска (V категория дороги) допускается выбоина - местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями. В нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги (улицы) Республика Алтай, г..Горно-Алтайск по ул. Кленовая на протяжении (183, 6 м.) от дома N 24 до дома N 35 допускаются дефекты, повреждения (выбоины) площадью менее 0, 06 м, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см. на участке полосы движения длиной 183, 6 м. В нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги (улицы) Республика Алтай, г..Горно-Алтайск по ул. С. Савицкой на всем протяжении (470 м) от дома N 1 до дома N 32 допускаются дефекты, повреждения (выбоины) площадью менее 0, 06 м, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см. на участке полосы движения длиной 470 м, на участке автомобильной дороги (улицы) Республика Алтай г..Горно-Алтайск по ул. С.
Савицкая в районе дома N 16 допускается дефект, повреждение: пролом проезжей части, образованный в результате выхода ливневых вод на поверхность проезжей части глубиной 16 см, длиной 27 м, шириной 2 м. (S=0, 54 м2). В нарушение требований п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 на участке автомобильной дороги (улицы) Республика Алтай, г..Горно-Алтайск по ул. В. Терешковой на протяжении (550 м.) от дома N 1 до дома N 26 допускаются дефекты, повреждения (выбоины) площадью менее 0, 06 м, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см. на участке полосы движения длиной 550 м.
Разрешая исковые требования по существу, руководствуясь положениями Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Федерального закона N 257-ФЗ, суд первой инстанции исковые требования прокурора города в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворил частично.
Установив, что состояние дорожного полотна на вышеуказанных участках автомобильных дорог не соответствует предъявляемым требованиям, учитывая, что выполнение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и осуществлению дорожной деятельности входит в обязанности администрации г.Горно-Алтайска, как владельца автомобильной дороги, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении на администрацию г.Горно-Алтайска обязанности привести дорожное полотно в соответствие с требованиями п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, выводы судов, вопреки доводам кассационной жалобы о необоснованном возложении на Администрацию обязанности привести дорожное полотно в соответствии с требованиями ГОСТ, являются законными и обоснованными, в связи с чем, доводы жалобы отклоняются как несостоятельные.
Статьей 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ), предусмотрено, что ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги. Содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 6 Федерального закона N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно пп. 5 п. 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ, ч. 1 ст. 13 Федерального закона N 257-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения, утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 5 и п. 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них.
В силу Федерального закона N 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7 ст. 3).
К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог (п. 9 ст. 6).
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ст. 34).
Из приведенных норм права следует, что обязанность по содержанию и осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа в границах муниципального образования возлагается на администрацию города.
Судебной коллегией отклоняются доводы кассатора, суть которых сводится о ненадлежащем ответчике по делу, как неосновательные, связанные с оценкой обстоятельств надлежащего субъекта, на которого следует возложить обязанность по проведению ремонтных работ на спорных объектах, которые были предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку. Названные доводы не указывают на неправильное применение норм материального и процессуального права, направлены на иную оценку обстоятельств, установленных судом.
Как верно указал суд апелляционной инстанции, автомобильные дороги по улицам В. Терешковой, С. Савицкой, Кленовой, Радужной, Воинской Славы, М.Демьянова, Генерала Маргелова, В. Высоцкого, пер. Маргелова входят в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования "Город Горно-Алтайск", утвержденный распоряжением администрации города Горно-Алтайска N 1511-р от 15.12.2017 года, обязанность по содержанию которых в соответствии с требованиями законодательства в сфере безопасности дорожного движения возложена на администрацию г.Горно-Алтайска, в связи с чем, именно администрация города является надлежащим ответчиком в рамках рассматриваемого спора.
В этой связи, апелляционным судом правомерно отклонены доводы администрации о самостоятельном осуществлении реализации вопросов местного значения МКУ "Городское хозяйство и лесничество" и МУ "Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации" с учетом возложенных на них функций, как не являющиеся основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него обязанностей, установленных вышеуказанными требованиями законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Доводы кассационной жалобы о том, что представленные истцом акты проверки улично-дорожной сети г. Горно-Алтайска не соответствуют требованиям ГОСТ 32825-2014, ГОСТ Р 50597-2017, в связи с чем не могут являться допустимыми доказательством являются необоснованными, поскольку направлены на несогласие с выводами судов и на иную оценку доказательств. Апелляционный суд, оценив в совокупности представленные доказательства, требования законодательства, регулирующие спорные правоотношения, правомерно указал на то, что акты, представленные истцом в материалы дела, соответствуют требованиям ГОСТ 32825-2014 и ГОСТ Р 50597-2017, предъявляемым к форме и содержанию актов, следовательно обоснованно приняты судом в качестве допустимого доказательства по делу.
Судебной коллегией отклоняется ссылка кассатора на иную судебную практику, поскольку не свидетельствуют о нарушении норм процессуального и материального права судами при рассмотрении настоящего гражданского дела.
Судебная коллегия признаёт указанные выводы судов верными, соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам, представленным в дело доказательствам и применённым нормам права.
Доводы жалобы подразумевают несогласие ответчика с выводами суда об обстоятельствах, значимых для правильного разрешения дела, направлены на переоценку доказательств и установление новых обстоятельств, что в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию суда кассационной инстанции не входит.
Дело рассмотрено судебными инстанциями с достаточной полнотой. Правильно установлены обстоятельства, имеющие значение по делу, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, решение суда и апелляционное определение являются законным и обоснованным, оснований для их отмены по доводам, изложенным в кассационной жалобе, не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, кассационным судом не установлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 1 сентября 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай от 9 ноября 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Горно-Алтайска - без удовлетворения.
Председательствующий В.Н. Бойко
Судьи Н.Г. Умыскова
Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.