Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-158/2022 (УИД 75RS0022-01-2021-000067-41) по иску прокурора Хилокского района в интересах неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения "Хилокская центральная районная больница" о признании приказа незаконным, по кассационному представлению прокуратуры Забайкальского края на решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, пояснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Волковой А.Г, полагавшей кассационное представление подлежащим удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Хилокского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к государственному учреждению здравоохранения "Хилокская центральная районная больница" (далее по тексту - ГУЗ "Хилокская центральная районная больница", ответчик) о признании незаконным приказа главного врача государственного учреждения здравоохранения "Хилокская центральная районная больница" от 23 октября 2020 г. N "О привидении структуры государственного учреждения здравоохранения "Хилокская центральная районная больница" в соответствие с штатными нормативами в государственных учреждениях здравоохранения".
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Хилокского района изучен на соответствие законодательству приказ главного врача ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" от 23 октября 2020 г. N "О привидении структуры ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" в соответствие с штатными нормативами в государственных учреждениях здравоохранения" (в редакции от 11 января 2021 г.) (далее по тексту - приказ от 23 октября 2020 г. N).
Согласно положениям данного приказа в стационаре участковой больницы "адрес" сокращены койки круглосуточного пребывания, из штатного расписания ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" исключены следующие должности: 1 ставка врача-терапевта, 0, 5 ставки врача-педиатра, 0, 5 ставки медицинской сестры стерилизационной, 5 ставок медицинской сестры палатной (постовой), 1 ставка медицинской сестры процедурной, 3 ставки уборщика служебных помещений. Таким образом, сокращен весь медицинский персонал стационара участковой больницы. Учитывая сокращения на 100% коечного фонда и медицинского персонала стационара участковой больницы, расположенной по адресу: "адрес", можно сделать вывод о фактическом прекращении деятельности обособленного подразделения ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" - стационара участковой больницы, адрес местонахождения: "адрес". При этом пунктом 1.9 Устава ГУЗ "Хилокская центральная районная больница", утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края от 4 декабря 2021 г. N, установлено, что учреждение имеет в своем составе кроме прочего стационар участковой больницы.
Ссылаясь на положения статьи 41 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 19, части 2 статьи 29.1 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", прокурор указал, что решение о ликвидации, прекращения деятельности обособленного подразделения медицинской организации осуществляется на основании положительного заключения комиссии, созданной исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по оценке последствия принятия такого решения.
Между тем, ответчиком положительное заключение комиссии по оценке последствий принятия такого решения не получено, установленный законом порядок прекращения деятельности обособленного подразделения ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" - стационара участковой больницы по адресу: "адрес" нарушен.
При этом, закрытие стационара Харагунской участковой больницы создает условия для снижения качества и доступности медицинской помощи жителям сельских поселений "Хушенгинское" и "Харагунское", нарушает права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь.
С учетом изложенного прокурор просил суд признать незаконным приказ главного врача ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" от 23 октября 2020 г. N "О привидении структуры ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" в соответствие со штатными нормативами в государственных учреждениях здравоохранения", обязать ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" возобновить работу круглосуточного стационара "адрес" в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решением Хилокского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2022 г. в удовлетворении исковых требований прокурора Хилокского района отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г. решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационном представлении, поданном в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, прокурор Забайкальского края просит отменить решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г.
Относительно доводов кассационного представления ответчиком ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" представлен письменный отзыв.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационном представлении, письменном отзыве на кассационное представление, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационное представление подлежащим оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационном представлении, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).
Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" здоровье - это состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма.
Охрана здоровья граждан - это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи (пункт 2 статьи 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к основным принципам охраны здоровья относятся соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, приоритет охраны здоровья детей, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья, ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья, доступность и качество медицинской помощи, недопустимость отказа в оказании медицинской помощи, приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Из приведенных нормативных положений, регулирующих отношения в сфере охраны здоровья граждан, следует, что законом гарантировано оказание гражданам на бесплатной основе медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Частями 1 - 3 статьи 32 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь, паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" является бюджетным учреждением, функции учредителя и собственника имущества Учреждения осуществляют Министерство здравоохранения Забайкальского края и Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края. Учреждение находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 13 раздела 6 Устава к компетенции Министерства относится осуществление контроля за деятельностью Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации. Учреждение создано в целях эффективного использования материально-технических, финансовых средств и кадрового потенциала медицинских работников для улучшения качества конечных результатов при проведении комплекса лечебно-профилактических мероприятий по обслуживанию населения. Руководитель ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" действует от имени учреждения, утверждает структуру и штатное расписание учреждения в рамках определенной численности работников и размера ассигнований на содержание учреждения в пределах средств, предусмотренных на эти цели.
Учреждение имеет в своем составе помимо прочих, стационар участковой больницы, расположенный по адресу: "адрес", амбулаторию Харагунской участковой больницы, расположенную по адресу: "адрес" (пункты 1.3. 1.4,, 1.9, 2.16.3 Устава ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" (в редакции на момент издания оспариваемого приказа).
По результатам проведения балансовой комиссии принято решение, в том числе, по проведению анализа фактических расходов ГУЗ "Хилокская центральная районная больница", анализа работы койки, рассмотрения вопроса о сокращении коечного фонда.
В протоколе балансовой комиссии от 10 июля 2020 г. N поручено предоставить предложения в Министерство по приведению в соответствие с законодательными актами структуры ГУЗ "Хилокская центральная районная больница".
В соответствии с приказом главного врача ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" от 14 июля 2020 г. N "Об утверждении Плана мероприятий ("дорожная карта") по результатам проведенной балансовой комиссии ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" в июле 2020 г." предусмотрено сокращение коечного фонда в участковых больницах "адрес". Срок реализации данных мероприятий установлен до сентября 2020 года.
В соответствии со статьей 32 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 14 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" приказом Минздрава России от 27 февраля 2016 г. N 132н утверждены Требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения.
Для приведения структуры ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" в соответствие с вышеуказанными Требованиями и Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н и полномочиями, определенными Уставом, главным врачом издан приказ от 23 октября 2020 г. N (с внесенными изменениями приказами N от 29 октября 2020 г. и N от 11 января 2021 г.), согласно которому 31 декабря 2020 г. в стационаре участковой больницы Харагун сократить койки круглосуточного пребывания, а также должности персонала в стационаре участковой больницы Харагун, участковой больницы Харагун, с 1 января 2021 г. участковую больницу Харагун перевести во Врачебную амбулаторию Харагун, с введением должностей по списку, в соответствии с пунктом 5.2 подготовить предложения о предоставлении высвобождаемым работникам другой работы, соответствующей их квалификации, или иной нижеоплачиваемой должности, выделить врачебной амбулатории Харагун 15 коек дневного стационара.
На основании оспариваемого приказа врачебной амбулатории было выделено 15 коек дневного стационара (терапевтического профиля).
Согласно выписке из штатного расписания на 1 января 2021 г. врачебная амбулатория "адрес" и Отделение скорой медицинской помощи были введены в штатное расписание.
При этом, профессиональные группы, состоящие из врачей, среднего медицинского и фармацевтического персонала укомплектованы в соответствии с Правилами организации деятельности врачебной амбулатории, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что структурное подразделение ГУЗ "Хилокская центральная районная больница" в "адрес" по решению работодателя свою деятельность не прекратило, продолжает свою основную деятельность по оказанию медицинской помощи населению "адрес", нарушений прав неопределенного круга лиц на получение доступной медицинской помощи не установлено, из содержания оспариваемого приказа от 23 октября 2020 г. N и установленных обстоятельств следует, что участковая больница "адрес" не была ликвидирована, ее деятельность не прекращена, участковая больница была переведена во врачебную амбулаторию "адрес" в соответствии с требованиями и приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н, исходя из численности населения "адрес", данным приказом были сокращены только койки круглосуточного пребывания, при этом во врачебную амбулаторию было выделено 15 коек дневного стационара, имеется Отделение скорой медицинской помощи, адрес местонахождения указанной медицинской организации не изменился, что свидетельствует о перепрофилировании организации уполномоченным на то лицом в соответствии со штатными нормативами.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, также указав, что
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.
В целях обеспечения доступности медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и их структурных подразделениях с учетом видов, форм и условий оказания медицинской помощи и положений методики определения нормативной потребности субъектов Российской Федерации в объектах здравоохранения, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1999 г. N 1683-р, утверждены вышеуказанные Требования к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения (приказ Минздрава России от 27 февраля 2016 г. N 132н).
Пунктом 6 указанных требований предусмотрено, что размещение отдельных видов медицинских организаций, включенных в номенклатуру медицинских организаций, исходя из условий, видов, форм оказания медицинской помощи и рекомендуемой численности обслуживаемого населения осуществляется в соответствии с приложением к настоящим Требованиям.
Согласно приложению к Требованиям для оказания первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, в условиях дневного стационара в плановой и неотложной форме участковая больница может быть размещена в населенных пунктах с численностью 1 на 5-20 тысяч человек. Амбулатория, в том числе, врачебная для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара на 2-10 тысяч человек.
В соответствии с пунктом 19.6 Приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543-н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" в населенных пунктах с числом жителей более 2000 человек для оказания первичной врачебной медико-санитарной помощи организуются врачебные амбулатории вне зависимости от расстояния до ближайшей медицинской организации либо структурного подразделения (отделения) медицинской организации, оказывающей первичную врачебную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу.
В целях совершенствования организации и нормирования труда работников учреждений здравоохранения и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2002 г. N 284 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации" Приказом Минздрава России от 9 июня 2003 г. N 230 утверждены штатные нормативы служащих и рабочих государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, штатные нормативы служащих централизованных бухгалтерий при государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и штатные нормативы структурных подразделений (работников), специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны государственных и муниципальных учреждений здравоохранения (далее - штатные нормативы).
Кроме того, согласно пунктам 1.5, 1.6 раздела 1 Устава ГУЗ "Хилокская Центральная районная больница", утвержденного распоряжением Министерства здравоохранения Забайкальского края от 4 декабря 2015 г. N, ГУЗ "Хилокская Центральная районная больница" находится в ведомственном подчинении Министерства здравоохранения Забайкальского края (далее - Министерство) и создано в целях обеспечения Министерством функций по оказанию услуг в сфере здравоохранения.
Вместе с тем, согласно приказу Министерства здравоохранения Забайкальского края от 29 июня 2020 г. N утвержден состав балансовой комиссии в целях проверки рационального использования ресурсов учреждения, а также оптимизации неэффективных расходов ГУЗ "Хилокская Центральная районная больница".
По результатам проведения балансовой комиссии принято решение, в том числе, по проведению анализа работы койки, рассмотрения вопроса о сокращении коечного фонда, также в протоколе балансовой комиссии от 10 июля 2020 г. N поручено предоставить предложения в Министерство по приведению в соответствие с законодательными актами структуры ГУЗ "Хилокская Центральная районная больница".
Вопреки доводам кассационного представления суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что оспариваемый приказ принят в связи с необходимостью приведения структуры ГУЗ "Хилокская Центральная районная больница" в соответствие со штатными нормативами в государственных учреждениях здравоохранения, оптимизации штатной численности и сокращения финансовых расходов на содержание и оплату труда работников участковой больницы "адрес", в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2021 г. N 543н, а также приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N и полномочиями, определенными Уставом.
Суды первой и апелляционной инстанций правильно установили, что фактически участковая больница "адрес" ликвидирована не была, ее деятельность не прекращена, участковая больница была переведена во врачебную амбулаторию "адрес", тогда как оспариваемым приказом сокращены только койки круглосуточного пребывания, что при наличии коек дневного стационара не свидетельствует о прекращении деятельности стационара участковой больницы "адрес" и о нарушении прав неопределенного круга лиц на получение медицинской помощи.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Частями 1, 2 статьи 29.1 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медицинские организации ликвидируются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере охраны здоровья.
В отношении медицинской организации, подведомственной исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления, принятие решения о ее ликвидации, прекращении деятельности ее обособленного подразделения осуществляется на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий принятия такого решения, которая создается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и в состав которой на паритетной основе входят представители законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, представительного органа муниципального образования, на территории которого находится медицинская организация или ее обособленное подразделение, органа местного самоуправления, осуществляющего полномочия учредителя медицинской организации, медицинских профессиональных некоммерческих организаций, указанных в части 3 статьи 76 настоящего Федерального закона, и общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья. Порядок проведения оценки последствий принятия такого решения, включая критерии этой оценки, а также порядок создания комиссии по оценке последствий принятия такого решения и подготовки ею заключений устанавливается исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Под обособленным подразделением организации в соответствии со статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Территориальная обособленность подразделения от организации определяется адресом, отличающимся от адреса этой организации.
Судами первой и апелляционной инстанций принято во внимание, что распоряжением Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края от 6 августа 2021 г. N из оперативного управления ГУЗ "Хилокская ЦРБ" изъято здание амбулатории, а не здание Харагунской участковой больницы, в связи с чем суды пришли к обоснованному выводу о том, что ликвидации участковой больницы "адрес" не произошло, фактически имело место перепрофилирование двух структурных подразделений ГУЗ "Хилокская ЦРБ" - Харагунской участковой больницы и амбулатории, располагавшихся по разным юридическим адресам во врачебную амбулаторию и отделение скорой медицинской помощи по одному адресу, как и ранее ГУЗ "Хилокская ЦРБ" имела два обособленных подразделения, так и в настоящее время имеет два подразделения - врачебную амбулаторию и скорую помощь.
Являются несостоятельными доводы кассационного представления о том, что исключение из штатного расписания должностей Харагунской участковой больницы свидетельствует о ликвидации обособленного стационарного подразделения, поскольку как было указано выше на основании оспариваемого приказа врачебной амбулатории было выделено 15 коек дневного стационара (терапевтического профиля), врачебная амбулатория "адрес" и Отделение скорой медицинской помощи введены в штатное расписание, суды установили, что профессиональные группы, состоящие из врачей, среднего медицинского и фармацевтического персонала укомплектованы в соответствии с Правилами организации деятельности врачебной амбулатории, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. N 543н.
Кроме того, судом апелляционной инстанции обоснованно приняты во внимание доводы представителя ответчика, не опровергнутые истцом в ходе рассмотрения дела, о том, что ранее 8 коек круглосуточного стационара только лишь номинально числись, фактически круглосуточная стационарная помощь не могла быть оказана качественно ввиду отсутствия соответствующего медицинского оборудования и аппаратуры.
Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной представления о не выяснении количества населенных пунктов, входящих в состав Харагунского сельского поселения и их общая численность населения, поскольку в приложении к Требованиям к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения, утвержденным приказом Минздрава России от 27 февраля 2016 г. N 132н, указана лишь рекомендуемая численность обслуживаемого населения, при этом истцом в ходе рассмотрения дела также не представлено таких сведений общей численности населения Харагунского сельского поселения в подтверждение необоснованности сокращения круглосуточного стационара, тогда как в соответствии с частью 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, указанная норма конкретизирует положения части 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации, закрепляющей, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, при этом согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Доводы кассационного представления повторяют позицию истца по делу, выраженную в судах первой и апелляционной инстанций, тогда как они в ходе рассмотрения дела получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанций, однако выводов судов не опровергают и о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют.
Несогласие прокурора с произведенной судами оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не может служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационного представления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хилокского районного суда Забайкальского края от 28 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 4 октября 2022 г. оставить без изменения, кассационное представление прокуратуры Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.