Судья судебной коллегии по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции Сицинская О.В., рассмотрев без проведения судебного заседания материал N 9а-138/2022 по частной жалобе административного истца Борисенко Игоря Владимировича
на определение Волгоградского областного суда от 28 декабря 2022 г. об отказе в принятии административного искового заявления Борисенко И.В. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости,
УСТАНОВИЛА:
Борисенко И.В. обратился в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости, в котором просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения, кадастровый номер N, площадью 370, 9 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной равной 1 210 833 рубля по состоянию на 18 июня 2021 г.
Оспариваемым определением Волгоградского областного суда от 28 декабря 2022 г. отказано в принятии административного искового заявления к производству суда.
В частной жалобе административный истец Борисенко И.В. выражает несогласие с принятым судебным актом, настаивает на его отмене.
Частные жалобы, представления прокурора на определения рассматриваются судьями судов апелляционной инстанции единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда (часть 2.1 статьи 315 КАС РФ).
Оценив материал и проверив законность обжалуемого судебного акта в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Отказывая в принятии административного искового заявления в части установления кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости со ссылкой на положения пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что оно не подлежит рассмотрению в судах.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда соглашается ввиду следующего.
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ).
Согласно положениям статьи 22.1 названного Федерального закона заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" не осуществляется.
На территории Волгоградской области постановлением администрации Волгоградской области от 20 декабря 2021 года 710-п установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2022 года.
Проанализировав приведенные нормы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что с 1 января 2022 года рассмотрение заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости на территории Волгоградской области в соответствии со статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ осуществляется ГБУ "Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки".
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости, заключающийся в рассмотрении заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости, то есть законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
Часть 15 названной статьи предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения об установлении или отказе в установлении рыночной стоимости. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера.
Из материала следует, что 29 июня 2021 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости в отношении объекта недвижимости - нежилое помещение, с кадастровым номером N в размере 5 585 179 рублей 11 копеек по состоянию на 18 июня 2021 г.
Борисенко И.В. обращался в ГБУ "Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки" с заявлением об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости в размере их рыночной стоимости, что подтверждается предоставлением копии заявления от 8 декабря 2022 г, оформленной в соответствии с приложением N 1 к приказу Росреестра от 6 августа 2020 г. N П/0287. В заявлении Борисенко И.В. просил установить рыночную стоимость по состоянию на 18 июня 2021 г, приложив отчет об оценке N 129/2022 от 30 ноября 2022 г, выполненный на дату оценки - 18 июня 2021 г.
Сообщением ГБУ "Волгоградской области "Центр государственной кадастровой оценки" от 9 декабря 2022 года N 10-3546 заявление Борисенко И.В. было возвращено без рассмотрения на основании пункта 2 части 8 статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, - в связи с истечением шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Суд первой инстанции верно указал, что, исходя из действующего нормативного правового регулирования рассматриваемых правоотношений, возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на указанную административным истцом дату с 1 января 2022 года утрачена.
Соответственно, отказ суда в принятии данного административного искового заявления об оспаривании результатов определения действующей кадастровой стоимости объектов недвижимости в полной мере соответствует требованиям пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы частной жалобы о желании административного истца оспорить кадастровую стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на 18 июня 2021 года и обратиться с заявлением в ФНС России о перерасчете налога на имущество, при изложенных выше обстоятельствах правового значения не имеют, не свидетельствуют о принятии судебного акта с нарушением норм процессуального права и не могут повлечь отмену по существу правильного определения.
Таким образом, обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права, оснований для отмены определения в апелляционном порядке, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 315-317 КАС РФ, определила:
определение Волгоградского областного суда от 28 декабря 2022 г. оставить без изменения, частную жалобу Борисенко И.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции через Волгоградский областной суд в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Судья О.В. Сицинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.