Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Королева Е.В., рассмотрев жалобу ФИО2 в защиту Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на вступившие в законную силу постановление заместителя начальника главного управления государственного контроля и лицензирования "адрес" ФИО3 N А N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Кировского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛА:
постановлением заместителя начальника главного управления государственного контроля и лицензирования "адрес" ФИО3 N А N от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Кировского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и решением судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационной суд общей юрисдикции, ФИО4 в защиту ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России заявлено об отмене состоявшихся по делу актов как незаконных, прекращении производства по делу.
Изучение материалов истребованного дела, доводов жалобы, позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Согласно пункту 51 части 1 статьи 12 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности") предпринимательская деятельность по управлению многоквартирными домами подлежит лицензированию.
Перечень лицензионных требований к предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами установлен в статье 193 Жилищного кодекса Российской Федерации и в силу пункта 7 части 1 названной статьи не является исчерпывающим.
Частью 2 статьи 193 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что Правительство Российской Федерации утверждает Положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами
В соответствии с указанной нормой постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N утверждено Положение о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу пункта 3 названного Положения лицензионными требованиями к лицензиату, установленными в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются, в том числе: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в том числе, за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации закреплено, что правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с подпунктами "а", "б", "г" пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N (приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела), общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома (подпункт "а"); безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества (подпункт "б"); соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц (подпункт "г").
Правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда предусмотрены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N, которые являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления.
Согласно требованиям названных Правил, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние строительных конструкций, отопительных приборов и трубопроводов, расположенных на лестничных клетках; требуемое санитарное состояние лестничных клеток; нормативный температурно-влажностный режим на лестничных клетках (пункт 3.2.2). Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (пункт 3.2.3). Окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; поверхности, окрашенные малярными, безводными составами, должны иметь однотонную глянцевую или матовую поверхность; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки (пункт 3.2.8). Наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы). Для снижения теплопотерь и шума от ударов входных дверей при отсутствии самозакрывающих устройств в притворах дверей следует устанавливать упругие уплотняющие прокладки (пункт ДД.ММ.ГГГГ). Располагаемые в лестничных клетках шкафы с электрощитками и электроизмерительными приборами, а также электромонтажные ниши должны быть всегда закрыты (пункт ДД.ММ.ГГГГ). Подвалы и технические подполья должны иметь температурно-влажностный режим согласно установленным требованиям (пункт 3.4.2). Участки тротуаров и дворов, покрытые уплотненным снегом, следует убирать в кратчайшие сроки, как правило, скалывателями-рыхлителями уплотненного снега. Сгребание и уборка скола должна производиться одновременно со скалыванием или немедленно после него и складироваться вместе со снегом (пункт ДД.ММ.ГГГГ). Снег при ручной уборке тротуаров и внутриквартальных (асфальтовых и брусчатых) проездов должен убираться полностью под скребок.
При отсутствии усовершенствованных покрытий снег следует убирать под движок, оставляя слой снега для последующего его уплотнения (пункт ДД.ММ.ГГГГ). Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (пункт 3.7.1). В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ. не допускается: подтопление подвалов и техподполий из-за неисправностей и утечек от инженерного оборудования; захламлять и загрязнять подвальные помещения. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки (пункт 4.6.1). Неисправное состояние лестниц (коррозия металлических косоуров, повышенные прогибы площадок и маршей, неплотное прилегание площадок и маршей к стенам, трещины, выбоины, отслоения пола в лестничных площадках и ступенях, углубления в ступенях от истирания, ослабление крепления ограждений, поручней и предохранительных сеток, повреждение перил, загнивание древесины, недостаточная прочность креплений тетив к подкосоурным балкам и т.п.) следует устранять по мере их появления и не допускать дальнейшего разрушения (пункт 4.8.1). Заделку трещин, углублений, выбоин и сколов в конструкциях лестниц следует производить по мере появления дефектов с применением материалов, аналогичных материалу конструкций. Потерявшие прочность лестничные ступени в разборных маршах должны быть заменены новыми. Зазоры между лестничным маршем и стеной следует заделывать цементным раствором.
Исправлять сколы в валиках проступей рекомендуется путем применения готовых вставок или бетонирования на месте. В каменных ступенях поврежденные места следует вырубать и заделывать вставками из камня (пункт 4.8.4). Согласно пункту ДД.ММ.ГГГГ на лестничных клетках должно быть исправным остекление, освещение лестничной клетки, температура воздуха - не менее +16 град. С. Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию: внутридомового электрооборудования и внутридомовых электрических сетей питания электроприемников общедомовых потребителей; этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии; осветительных установок общедомовых помещений с коммутационной и автоматической аппаратурой их управления, включая светильники, установленные на лестничных клетках, поэтажных коридорах, в вестибюлях, подъездах, лифтовых холлах, у мусоросбросов и мусоросборников, в подвалах и технических подпольях, чердаках, подсобных помещениях и встроенных в здание помещениях, принадлежащих организациям по обслуживанию жилищного фонда (пункт 5.6.2).
Из материалов дела следует, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Хабаровского гарнизона ДД.ММ.ГГГГ по адресу: "адрес" (военный городок N), ДОС N N (далее - МКД) установлено, что придомовые территории, крыльца, дорожки всех МКД не очищены от снега, не вывезен мусор. В подъездах ДОС N на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, на потолке - сухие пятна и подтеки, отсутствует подъездное освещение, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, наблюдается скрутка проводов, в подъезде N разбито остекленение, входные двери в подъезды не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С. В подъездах ДОС N и N на стенах имеется отслоение окрасочного и штукатурного слоя, отсутствует подъездное отопление, отсутствует подъездное освещение, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, наблюдается скрутка проводов, входные двери в подъезде не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С. В ДОС N на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, отсутствуют поручни, подъездное отопление, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, входные двери в подъезды не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С. В ДОС N на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, разбито окно, в техническом подполье влажный грунт, имеются протечки системы отопления. В ДОС N на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, входные двери в подъезды не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С, в подвальном помещении влажный грунт, имеются протечки систем отопления. В ДОС N на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, отсутствует подъездное отопление, выщербление ступеней лестничного марша, входные двери в подъезды не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С, в подвальном помещении влажный грунт, имеются протечки системы отопления. В ДОС N на стенах
наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, входные двери в подъезды не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С, в подвальном помещении влажный грунт, имеются протечки системы отопления. В ДОС N на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, отсутствуют подъездное освещение, подъездное отопление, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, подвал подтоплен канализацией. В ДОС N на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, отсутствуют подъездное освещение и подъездное отопление, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, из подвала парит, запах канализации, входные двери не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С, в подвальном помещении влажный грунт, имеются протечки системы отопления. В ДОС N на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, отсутствуют подъездное освещение и подъездное отопление, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, входные двери в подъезды не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С, на потолке в подъезде наблюдаются следы подтопления с кровли, на 2 этаже разбито стекло. В ДОС N на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, отсутствуют подъездное освещение и подъездное отопление, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, входные двери в подъезды не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С. В ДОС N, 52 на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, отсутствуют подъездное освещение и подъездное отопление, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, входные двери в подъезды не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С, из подвала парит, имеется запах канализации, в подвальном помещении влажный грунт, имеются протечки системы отопления. В ДОС N, 47, 53, 54, 55 на стенах наблюдается отслоение окрасочного и штукатурного слоя, отсутствует
подъездное отопление, этажные электрощитки не закрыты запирающим устройством, входные двери в подъезды не утеплены, температура в подъездах составляет от 0 до +5°С, в подвальном помещении влажный грунт, имеются протечки системы отопления.
В соответствии с заключенным договором управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными Силами Российской Федерации, N-УЖФ/ВВО-1 от ДД.ММ.ГГГГ ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России приняло на себя обязательства по управлению с ДД.ММ.ГГГГ жилыми домами Минобороны России, в том числе МКД. ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России имеет лицензию на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными жилыми домами N от ДД.ММ.ГГГГ.
Допущенные лицензиатом нарушения вышеуказанных требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при обслуживании и содержании жилых помещений в многоквартирных домах ДОС N явились основанием для возбуждения в отношении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Установленные судами обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14-24), коллективным заявлением жильцов (л.д. 50-51), актом от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54-55), письменными объяснениями ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 56-57), лицензией N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 81), решением о проведении проверки в ЖКС N филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ее структурных подразделениях от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.53), актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54) и иными материалами дела, непосредственно исследованными судьями при разрешении дела и получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Деяние ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, допустившего описанное выше нарушение лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, обоснованно квалифицировано по части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и приведенных выше нормативно-правовых актов.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм КоАП РФ не свидетельствует о том, что судьями допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иных доводов, кроме ранее оцененных судьями районного и краевого судов, поданная в Девятый кассационный суд общей юрисдикции жалоба не содержит. Заявленный ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в защиту довод о том, что соглашением, подписанным между собственником МКД - Минобороны России и управляющей организацией - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России соглашением от ДД.ММ.ГГГГ расторгнут договор управления от ДД.ММ.ГГГГ N-УЖФ/ВВО-1, был предметом тщательной оценки судьи районного суда и обоснованно отклонен со ссылкой на положения пункта 1 части 3 статьи 200 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу которых расторжение договора управления МКД в данном случае не влечет прекращение обязательств ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по обслуживанию МКД.
Вопреки доводам жалобы каких-либо неустранимых сомнений в виновности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не имеется.
Порядок и срок давности привлечения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено ниже низшего предела санкции части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ по правилам, установленным частями 3.2 и 3.3 статьи 4.1 кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановила:
постановление заместителя начальника главного управления государственного контроля и лицензирования "адрес" ФИО3 N А N от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Кировского районного суда "адрес" края от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, оставить без изменения, жалобу ФИО2- без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Е.В. Королева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.