Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Пака ФИО6 на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Пака К.К. к Окружной администрации г. Якутска, Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав посредством видеоконференц-связи представителя административного истца Харлампьева В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Пак К.К. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от 13 апреля 2022 года N 2346-ДИЗО/22, возложении обязанности предварительно согласовать предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что его многодетная семья с 2013 года состоит в очереди граждан, имеющих право на получение в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Оспариваемым решением ему отказано в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", со ссылкой на распоряжение начальника Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 10 марта 2020 N 70-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на территориях, определенных для граждан, имеющих трех и более детей в городском округе "город Якутск", которым испрашиваемый им земельный участок определен для предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, в порядке очередности.
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку срок действия решения об утверждении схемы расположения земельного участка составляет два года, он обратился с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка после истечения данного срока со дня принятия указанного распоряжения.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2022 года, в удовлетворении административных исковых требований Пака К.К. отказано.
7 ноября 2022 года административным истцом Паком К.К. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 18 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что распоряжение от 10 марта 2020 года N 70-р, на которое ссылается административный ответчик, не отвечает требованиям законодательства о порядке утверждения схем расположения земельных участков, поскольку не позволяет определить границы земельных участков, подлежащих формированию, а также противоречит положениям части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия). Кроме того, по истечению срока, указанного в пункте 15 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об утверждении схемы расположения земельного участка становится недействительным в силу закона и не требует дополнительных решений о его отмене или признании недействительным. Обращает внимание на отсутствие в материалах дела доказательств принятия распоряжения Окружной администрации г. Якутска от 19 мая 2016 года N 796р об утверждении проектов планировки и межевания территории квартала "100" городского округа "город Якутск" в целях формирования земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам, имеющим трех и более детей.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений не допущено.
Как следует из материалов дела, 18 марта 2022 года Пак К.К. на основании подпункта 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации обратился в Окружную администрацию г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", образованного в соответствии с проектом межевания территории от 19 декабря 2017 года N 2168р.
13 апреля 2022 года Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска направил административному истцу уведомление N 2346-ДИ30/22 об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка со ссылкой на распоряжение департамента от 10 марта 2020 года N 70-р "Об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории на территориях, определенных для граждан, имеющих трех и более детей, в городском округе "город Якутск", которым указанные в распоряжении территории определены для предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций признали законным оспариваемый отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в связи с тем, что предоставление гражданам, имеющим трех и более детей, земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания, в границах которой предстоит образовать земельный участок, осуществляется в порядке очередности.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов не имеется.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации порядок постановки граждан, имеющих трех и более детей, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, в Республике Саха (Якутия) установлены Земельным кодексом Республики Саха (Якутия), принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года З N 674-IV.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.1 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) граждане Российской Федерации, имеющие трех и более детей, имеют право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и сайылычного хозяйства, садоводства, огородничества, дачного строительства, индивидуального жилищного строительства.
Согласно части 9 статьи 24.2 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) постановка граждан, указанных в части 1 статьи 24.1 настоящего Кодекса, на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, является основанием для предоставления земельных участков в порядке, установленном статьей 24.3 настоящего Кодекса.
Частью 1 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предусмотрено, что предоставление земельных участков в случаях, указанных в статье 24.1 настоящего Кодекса, осуществляется с проведением работ по их формированию. Работы по формированию земельных участков проводятся за счет заинтересованных лиц, за исключением случаев предоставления земельных участков малоимущим гражданам, имеющим трех и более детей. Указанные участки предоставляются в соответствии с документами территориального планирования и правилами землепользования и застройки без проведения торгов.
Положениями части 3 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заявителю на основании решения органа, уполномоченного на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, осуществляется в случае предоставления:
1) земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет, по правилам части 4 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
2) земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, по правилам части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
3) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной органом, уполномоченным на предоставление земельных участков, в случае, если не утвержден проект межевания территории, по правилам части 6 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия);
4) земельного участка с предварительным согласованием на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной заявителем, в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, по правилам части 7 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия).
В соответствии с частью 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, осуществляется в следующем порядке: орган местного самоуправления подготавливает и утверждает проект межевания территории в соответствии с документами территориального планирования и направляет в орган государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним решение об утверждении проекта межевания территории для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости; орган, уполномоченный на предоставление земельных участков в соответствии со статьями 12 и 13 настоящего Кодекса, уведомляет заявителей (в порядке очередности) о наличии земельных участков в пределах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории; заявитель осуществляет выбор земельного участка в пределах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории, в порядке, установленном органом местного самоуправления; заявитель подает или направляет по его выбору лично, посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии с проектом межевания территории с указанием условного номера выбранного земельного участка в орган, уполномоченный на предоставление земельных участков.
Согласно материалам дела испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на территории квартала "100" городского округа "город Якутск", в отношении которого распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 19 мая 2016 года N 796р утверждены проекты планировки и межевания территории с изменениями, внесенными распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 19 декабря 2017 года N 2168р.
Поскольку данные нормативно-правовые акты являются действующими и распространяются на территорию, на которой расположен испрашиваемый земельный участок, предварительное согласование предоставления такого земельного участка должно осуществляться в соответствии с проектом межевания.
С учетом положений части 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) предоставление земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, осуществляется гражданам, имеющим трех и более детей, в порядке очередности, между тем в нарушение установленного порядка административный истец обратился за предоставлением земельного участка без соблюдения очередности в заявительном порядке. При этом право на внеочередное или первоочередное получение земельного участка в собственность Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) не гарантирует за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 статьи 24.1 указанного Кодекса, в соответствии с которой гражданам, имеющим трех и более детей, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, земельные участки предоставляются в первоочередном порядке.
В материалах дела сведений об отнесении административного истца к данной категории граждан, имеющих трех и более детей, не имеется.
Таким образом, в рамках настоящего административного спора определяющим является то обстоятельство, что земельный участок, испрашиваемый административным истцом к предоставлению, расположен на территории, в отношении которой утвержден проект межевания, а установленный законом субъекта Российской Федерации порядок не предусматривает предоставление таких земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в заявительном порядке без соблюдения очередности.
В соответствии с частью 5 статьи 24.3 Земельного кодекса Республики Саха (Якутия) по результатам рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием на основании утвержденного проекта межевания территории, в границах которой предстоит образовать земельный участок, уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в части 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации и части 9 настоящей статьи, принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Согласно подпункту 2 пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Подпунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В данном случае с учетом установленной очередности у административного истца на момент подачи заявления не возникло право на приобретение земельного участка без проведения торгов, уполномоченный орган не направлял заявителю уведомление о возможности выбора земельного участка в пределах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу об отсутствии у Окружной администрации г. Якутска оснований для удовлетворения заявления Пака К.К. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания. Оспариваемое решение, выраженное в письме Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от 13 апреля 2022 года N 2346-ДИЗО/22, не противоречит требованиям закона и прав Пака К.К. не нарушает, поскольку предоставление административному истцу в нарушение установленной очередности произвольно выбранного земельного участка приведет к нарушению прав и законных интересов иных граждан, имеющих аналогичное право на бесплатное получение земельного участка, включенных в соответствующий реестр ранее.
Вопреки утверждению административного истца предоставление земельного участка с предварительным согласованием в заявительном порядке без соблюдения очередности законом Республики Саха (Якутия) предусмотрено на основании схемы расположения земельного участка, подготовленной заявителем, в случае, если не утвержден проект межевания территории.
Следовательно, выводы судов об отказе административному истцу в удовлетворении заявленного административного иска основаны на требованиях действующего законодательства и соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Доводы кассационной жалобы выводы судов не опровергают, фактически сводятся к несогласию с оценкой установленных судами по делу фактических обстоятельств и иному толкованию примененных при разрешении дела норм материального права, поэтому в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 августа 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного истца Пака К.К. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.