Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Стрелковой Ю.А. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО7 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав возражения на кассационную жалобу представителя административного истца Матвеевой С.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Копырин И.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска, Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от "данные изъяты"-ДИЗО/22 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" возложении обязанности принять решение о предварительном согласовании предоставления в собственность испрашиваемого земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что, являясь собственником жилого дома с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" он обратился в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка под объектом недвижимости площадью 2063 кв.м, в удовлетворении которого отказано со ссылкой на то, что площадь земельного участка не соответствует предельной максимальной площади, установленной в территориальной зоне "Ж-4".
С данным решением он не согласен, считает его незаконным, поскольку право на земельный участок возникло до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, и проектом межевания территории Хатассы предусмотрено формирование земельного участка именно площадью 2063 кв.м.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года, административные исковые требования Копырина И.И. удовлетворены частично, отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, выраженный в уведомлении от "данные изъяты"ДИЗО/22, признан незаконным, на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки заявления Копырина И.И. от "данные изъяты" о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", для использования под индивидуальное жилищное строительство.
18 ноября 2022 года представителем административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Стрелковой Ю.А. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 23 ноября 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе Копырину И.И. в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на законность принятого уполномоченным органом решения в связи с несоответствием образуемого земельного участка предельным параметрам, установленным Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск" для территориальной зоны Ж-4, в которой земельный участок расположен.
Административные ответчики о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя административного истца, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае таких оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов по доводам кассационной жалобы административного ответчика не имеется.
Удовлетворяя административный иск, суды пришли к выводу о незаконности оспариваемого решения, изложенного в ответе Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от "данные изъяты"-ДИЗО/22, поскольку образование земельного участка к принадлежащему на праве собственности административному истцу индивидуальному жилому дому, расположенному по адресу: "адрес" в испрашиваемой площади 2063 кв.м. предусмотрено проектом планировки и межевания территории "адрес" городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 31 октября 2016 года N 1811р, земельный участок был предоставлен для индивидуального жилищного строительства до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, несоответствие между проектом межевания территории и градостроительным регламентом территориальной зоны не может влечь неблагоприятные последствия для заявителя.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов с предварительным согласованием предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
Между тем в нарушение данных требований земельного законодательства оспариваемое решение административного ответчика, принятое по заявлению Копырина И.И. о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не содержит оснований такого отказа, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, в нем отсутствует указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка, которая была представлена Копыриным И.И. с заявлением.
Согласно статье 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса (пункт 1).
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 2).
Пунктом 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Согласно материалам делам испрашиваемый Копыриным И.И. земельный участок расположен в территориальной зоне Ж-4, в которой в соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа "город Якутск" предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства составляют 450 кв.м. (минимальный) и 1200 кв.м. (максимальный).
В данном случае образование земельного участка под объектом недвижимости для индивидуального жилищного строительства площадью 2063 кв.м. по адресу: г "адрес" предусмотрено проектом планировки и межевания территории с. Хатассы городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 31 октября 2016 года N 1811р.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о незаконности решения органа местного самоуправления об отказе административному истцу в предварительном согласовании предоставления земельного участка по основанию несоответствия его площади предельной максимальной площади, установленной градостроительным регламентом для территориальной зоны Ж-4, поскольку положения пункта 8 статьи 39.15 и статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривают такого основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как несоответствие площади образуемого согласно проекту межевания территории, утвержденному в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, земельного участка предельным размерам земельных участков, установленным градостроительным регламентом.
При этом судами правильно указано, что несоответствие между проектом межевания территории и градостроительным регламентом не может влечь неблагоприятные последствия для заявителя, что соответствует принципам поддержания доверия к закону и стабильности гражданских правоотношений.
При разработке и утверждении проекта межевания территории села Хатассы, на которой расположен спорный земельный участок, органом местного самоуправления не обеспечено соблюдение требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым при подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и (или) изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, иными требованиями к образуемым и (или) изменяемым земельным участкам, установленными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, техническими регламентами, сводами правил (часть 9 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Между тем принципы правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства гарантируют участникам гражданского оборота, что решения принимаются уполномоченными государством органами на основе строгого исполнения законодательных предписаний, а также внимательной и ответственной оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение, изменение, прекращение прав (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года N 1-П).
Доводы кассационной жалобы административного ответчика выводы судов не опровергают, основаны на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также на иной оценке установленных по делу обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание в качестве оснований к отмене обжалуемых судебных актов в кассационном порядке. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 31 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.