Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Римского Я.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Александровой С.Н. на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению ФИО6 к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска об оспаривании отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Иванова С.К. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения от N/22 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес""; возложении обязанности утвердить схему расположения образуемого путем перераспределения земельного участка и направить в ее адрес согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 30 марта 2022 года она обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска с заявлением о перераспределении принадлежащего ей на праве собственности земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв.м. и смежного земельного участка площадью N кв.м, в ответ на которое письмом от N-ДИЗО/22 ей отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, поскольку проектами планировки и межевания территории квартала "100" городского округа "город Якутск" не предусмотрено перераспределение земельного участка, на земельный участок в запрашиваемых границах распространяется действие лесохозяйственного регламента городского округа "город Якутск" от 11 октября 2013 года N 242п.
По мнению административного истца, данное решение является незаконным в связи с тем, что распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 11 февраля 2022 года N 181р запрашиваемый ей земельный участок включен в проект межевания территории квартала "100", лесохозяйственным регламентом, утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242п, границы Якутского лесничества не определены, в связи с этим не могут быть установлены ограничения по целевому использованию земельных участков, не отнесенных к зоне городских лесов.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года, административные исковые требования Ивановой С.К. удовлетворены, признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска в перераспределении земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" года N N-ДИЗО/22; на Окружную администрацию г. Якутска в лице Департамента имущественных и земельных отношений возложена обязанность повторного рассмотрения в установленные действующими нормативными правовыми актами порядке и сроки заявления Ивановой С.К. от ДД.ММ.ГГГГ года о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес"
18 ноября 2022 года представителем Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска Александровой С.Н. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 2 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Ивановой С.К. требований.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на законность отказа в заключении соглашения о перераспределении земельного участка в связи с несоответствием запрашиваемых границ образуемого земельного участка проекту межевания территории квартала "100" городского округа "город Якутск", поскольку изменения в проект межевания были внесены в отношении земельного участка с кадастровым номером N, из которого в последующем были образованы путем раздела два земельных участка с кадастровыми номерами N, а также площадь образуемого в результате перераспределения земельного участка превышает установленный максимальный предел 10%.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений, влекущих отмену принятых по делу судебных актов в кассационном порядке, допущено не было.
Как следует из материалов дела, Иванова С.К. является собственником земельных участков с видом разрешенного использования "под дачу", находящихся по адресу: "адрес"", местность "адрес" с кадастровым номером N площадью N кв.м. и с кадастровым номером N площадью N кв.м. Данные земельные участки были образованы путем раздела земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв.м, сведения о земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ года.
31 марта 2022 года Иванова С. К. обратилась в Департамент имущественных и земельных отношений Окружной Администрации г. Якутска с заявлением о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N на основании проекта планировки и межевания территории квартала "100" городского округа "город Якутск", утвержденного распоряжением Окружной администрации "адрес".
Ответом на заявление от "данные изъяты"/22 Ивановой С.К. сообщено о невозможности заключения соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N в связи с тем, что образование земельного участка в запрашиваемых границах проектом межевания не предусмотрено, а также на запрашиваемый к перераспределению земельный участок распространяется лесохозяйственный регламент для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск".
Разрешая спор, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения, поскольку распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 11 февраля 2022 года N 181р в проект межевания территории квартала "100" были внесены изменения относительно границ земельного участка, испрашиваемого под перераспределение, образуемый земельный участок не превышает максимальный предельный размер для территориальной зоны, в которой он расположен (0, 12 га), кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2022 года постановление Окружной администрации г. Якутска от 11 октября 2013 года N 242п "Об утверждении лесохозяйственного регламента для лесных массивов городских лесов городского округа "город Якутск" Республики Саха (Якутия)" признано недействующим.
Судебная коллегия кассационного суда не находит оснований не согласиться с данными выводами судов, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Согласно статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение является одним из способов образования земельных участков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется нормами главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается, в том числе, в следующих случаях:
перераспределение таких земель и (или) земельных участков в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 2);
перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков (подпункт 3).
Пункт 3 данной статьи устанавливает, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, урегулирован статьей 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий:
принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1);
направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 2);
принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (пункт 10 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации).
В оспариваемом решении уполномоченный орган указал о невозможности заключения соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что земельный участок, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, расположен в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территории. Между тем данное решение не соответствует поданному Ивановой С.К. заявлению, в котором она просила осуществить перераспределение земельных участков в соответствии с проектом планировки и межевания территории квартала "100" городского округа "город Якутск", утвержденным распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 19 мая 2016 года N 796р, с учетом изменений, внесенных в проект межевания квартала распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 11 февраля 2022 года N 181р, схема образуемого в порядке перераспределения земельного участка на кадастровом плане территории Ивановой С.К. с заявлением не представлялась.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о несоответствии оспариваемого решения положениям пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации.
При разрешении вопроса о возможности перераспределения земельных участков на основании заявления Ивановой С.К. уполномоченный орган не установилотсутствие оснований для перераспределения, указанных в пункте 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, а также отсутствие оснований для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, перечисленных в пункте 9 статьи 39.29 данного Кодекса, в оспариваемом ответе Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска отсутствует обоснование невозможности перераспределения земельных участков с учетом распоряжения Окружной администрации г. Якутска от 11 февраля 2022 года N 181р "О внесении изменений в проект межевания территории квартала "100" городского округа "город Якутск", утвержденный распоряжением Окружной администрации города Якутска от 19 мая 2016 года N 796р "Об утверждении проекта планировки и межевания территории квартала "100" городского округа "город Якутск", согласно которому предусмотрено перераспределение земельного участка площадью N кв.м. к земельному участку с кадастровым номером N, который ДД.ММ.ГГГГ года прекратил существование в связи с его разделом на земельные участки с кадастровыми номерами N и N, правообладателем которых также является Иванова С.К.
Указание в кассационной жалобе на наличие иных оснований для отказа в удовлетворении заявления административного истца, которые не были приведены в письме Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска от NДИЗО/22, не свидетельствует о законности обжалуемого решения органа местного самоуправления, поскольку, как разъяснено в абзацах первом и втором пункта 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении, однако не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Поскольку доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые бы опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, изложенные в решении и апелляционном определении, по существу эти доводы сводятся к оспариванию обоснованности выводов судов об установленных фактических обстоятельствах дела, а также к переоценке имеющихся в деле доказательств, оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 19 августа 2022 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.