Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Королевой Е.В, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного истца Куксова ФИО7 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 25 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 ноября 2022 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Куксова И.В. к администрации г. Благовещенска о признании решения незаконным и возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав с использованием видеоконференц-связи представителя административного истца Колову О.В, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Куксов И.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации г. Благовещенска о признании незаконным решения от 18 мая 2022 года N 1326/16 об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения земельных участков, возложении обязанности рассмотреть его заявление о перераспределении земельных участков и заключить соглашение о перераспределении земельного участка согласно представленной схеме.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что, являясь собственником земельного участка с кадастровым номером N, 21 апреля 2022 года он обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением о перераспределении принадлежащего ему земельного участка и земель, находящихся в государственной собственности, согласно приложенной схеме для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.
Письмом от 18 мая 2022 года N 1321/16 администрация отказала в утверждении схемы и заключении соглашения о перераспределении земельных участков со ссылкой на несоответствие представленной схемы требованиям к образуемым земельным участкам. Данное решение административный истец считает незаконным, нарушающим его права и законные интересы.
Определением судьи Благовещенского городского суда Амурской области от 4 июля 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено АО "Дальневосточная распределительная сетевая компания".
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 25 июля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 ноября 2022 года, в удовлетворении административного иска Куксова И.В. отказано.
30 ноября 2022 года административным истцом Куксовым И.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 8 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения.
В кассационной жалобе заявитель указывает, что суд апелляционной инстанции фактически признал обоснованными все доводы его апелляционной жалобы, однако, несмотря на это, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Административный ответчик, заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, их представители в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такие нарушения судами первой и апелляционной инстанций допущены.
Как следует из материалов дела, административный истец с 9 сентября 2019 года является собственником земельного участка с кадастровым номером N площадью N кв.м, относящегося к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.
26 апреля 2022 года Куксов И.В. обратился в администрацию г. Благовещенска с заявлением от 21 апреля 2022 года о перераспределении земельного участка с кадастровым номером N и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, представив схему образуемого в результате перераспределения земельного участка площадью N кв.м.
Письмом администрации г. Благовещенска от 18 мая 2022 года N 1321/16 в удовлетворении заявления Куксова И.В. отказано по основаниям, предусмотренным подпунктами 11, 12 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: согласно Генеральному плану г. Благовещенска предлагаемый к перераспределению земельный участок расположен в границах населенного пункта, поэтому он не может использоваться для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках; а также расположен в функциональной зоне улично-дорожной сети; на земельном участке расположено сооружение с кадастровым номером "данные изъяты", для которого установлена охранная зона, сетевой организацией схема расположения земельного участка не согласована.
При разрешении дела суд первой инстанции исходил из того, что кадастровый квартал N, в котором расположен испрашиваемый к перераспределению земельный участок, документацией по планировке территории не обеспечен, поэтому расположение спорного земельного участка согласно генеральному плану в функциональной зоне улично-дорожной сети не может учитываться при рассмотрении заявления административного истца о перераспределении земельных участков, между тем расположение испрашиваемого земельного участка в границах населенного пункта с учетом положений Федерального закона от 7 июля 2013 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" исключает возможность его перераспределения с полевым земельным участком, который находится в собственности заявителя, а также расположение земельного участка в границах охранной зоны объекта электроэнергетики ведет к невозможности его использования по целевому назначению, в связи с чем пришел к выводу о наличии у администрации г. Благовещенска законных оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределения земельных участков.
Суд апелляционной инстанции признал правильными выводы суда о незаконности отказа администрации г. Благовещенска в перераспределении земельных участков по мотиву нахождения испрашиваемого к перераспределению земельного участка согласно Генеральному плану г. Благовещенска в функциональной зоне улично-дорожной сети и не согласился с выводом о том, что нахождение земельного участка в охранной зоне объекта электроэнергетики препятствует его перераспределению, поскольку Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, не устанавливают необходимость согласования сетевыми организациями схемы расположения земельного участка, образуемого в порядке перераспределения, такое согласование требуется для осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 Правил, в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации объекта электросетевого хозяйства и исключения возможности его повреждения.
Выводы судов в указанной части не обжалуются, а в соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе проверять законность судебных актов в той части, в которой они не обжалуются.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены решения суда, указав, что использование испрашиваемого земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках противоречит Федеральному закону от 7 июля 2013 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", в соответствии с которым определен различный правовой режим в отношении земельных участков, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, в зависимости от их расположения в границах населенного пункта либо за пределами населенного пункта, поэтому у администрации г. Благовещенска имелись правовые основания для отказа Куксову И.В. в согласовании схемы расположения земельного участка и заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
С выводами судебных инстанций в данной части, которые являются предметом кассационного обжалования, согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земельных участков является одним из способов образования земельных участков.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и порядке, которые предусмотрены главой V4 настоящего Кодекса.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случае перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, индивидуального жилищного строительства, при условии, что площадь земельных участков, находящихся в собственности граждан, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
В соответствии с пунктом 8 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи.
Из положений пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса (подпункт 11).
В силу подпункта 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Указанной нормой предусмотрено, что предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами (пункт 1).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 2).
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов (пункт 3).
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости (пункт 4).
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием (пункт 5).
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами (пункт 6).
Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов (пункт 7).
Согласно материалам дела земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности Куксову И.В, отнесен к категории земель населенных пунктов, предоставлен административному истцу для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, данный земельный участок и земельный участок, испрашиваемый к перераспределению, согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденным постановлением администрации г. Благовещенска от 14 января 2022 года N 149, расположены в территориальной зоне СХ-3, предназначенной для ведения сельского хозяйства малой интенсивности.
Признавая оспариваемое решение администрации г. Благовещенска законным, суды пришли к выводу, что образование в результате перераспределения земельного участка на основании представленной Куксовым И.В. схемы произведено с нарушением требований пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, в данном случае требований Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", поскольку принадлежащий административному истцу земельный участок является полевым земельным участком, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства за пределами границ населенного пункта, а испрашиваемый к перераспределению земельный участок расположен в границах населенного пункта.
Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства, под которым понимается форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (статья 2 названного закона).
Как установлено статьей 4 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (часть 1).
Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов (часть 2).
Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений (часть 3).
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством (часть 4).
Таким образом, федеральным законодателем определен различный правовой режим в отношении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства в зависимости от их расположения в границах населенного пункта либо за пределами населенного пункта.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации и части 10 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к зонам сельскохозяйственного использования.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412.
Исходя из положений части 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае изменения градостроительного регламента земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, когда использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно статье 23.3 Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных постановлением администрации г. Благовещенска от 14 января 2022 года N 149, территориальная зона СХ-3 выделена для обеспечения правовых условий сохранения сельскохозяйственных угодий, предотвращения их занятия другими видами деятельности, предназначена для использования видами сельскохозяйственного производства, не оказывающими негативное влияние на окружающую среду и жилую застройку.
При этом ведение личного подсобного хозяйство с учетом изменений, внесенных постановлением администрации г. Благовещенска от 31 октября 2022 года N 5713, не отнесено к видам разрешенного использования земельных участков в указанной территориальной зоне.
По материалам дела земельный участок с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности Куксову И.В, был изначально предоставлен ему для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках с нарушением требований Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве", поскольку данный земельный участок согласно Генеральному плану г. Благовещенска расположен в границах населенного пункта.
В рассматриваемом случае Куксов И.В. просил о перераспределении земельных участков на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 14 названной статьи в решении об утверждении схемы расположения земельного участка в отношении каждого из земельных участков, подлежащих образованию в соответствии со схемой расположения земельного участка, указываются, в том числе территориальная зона, в границах которой образуется земельный участок, или в случае, если на образуемый земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется или для образуемого земельного участка не устанавливается градостроительный регламент, вид разрешенного использования образуемого земельного участка; категория земель, к которой относится образуемый земельный участок.
Согласно абзацу второму пункта 1 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации при перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.
Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
То есть, по общему правилу образование земельных участков, в том числе путем перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, предполагает сохранение установленного в отношении исходного участка вида разрешенного использования.
Поскольку по материалам дела земельный участок, принадлежащий на праве собственности Куксову И.В, и земельный участок, испрашиваемый к перераспределению, согласно Генеральному плану г. Благовещенска расположены в границах населенного пункта, в соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования входят в состав одной территориальной зоны и отнесены к одной категории земель "земли сельскохозяйственного назначения", действующим законодательством не установлен запрет на перераспределение земельных участков с разными видами разрешенного использования, находящихся в одной территориальной зоне, и Куксов И.В, который на законных основаниях приобрел право на земельный участок, вправе продолжать его использование по фактическому виду разрешенного использования, при этом земельный участок, испрашиваемый к перераспределению, к территории общего пользования в установленном градостроительным законодательством порядке не отнесен, его расположение в охранной зоне объектов электроэнергетики не препятствует использованию участка для ведения личного подсобного хозяйства, правовой режим охранной зоны таких объектов не предусматривает обязательного согласования с сетевой организацией схемы образования земельного участка, у администрации г. Благовещенска не имелось оснований для отказа Куксову И.В. в перераспределении земельных участков в связи с недопустимостью использования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках в границах населенного пункта, его расположением в функциональной зоне улично-дорожной сети и охранной зоне объекта электросетевого хозяйства.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций допущена ошибка в применении и толковании норм материального права, для исправления которой не требуется установления новых обстоятельств, представления, исследования и оценки доказательств, поэтому суд кассационной инстанции считает необходимым принятые по делу судебные акты отменить и, не передавая административное дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных Куксовым И.В. требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 25 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 3 ноября 2022 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным решение администрации г. Благовещенска, выраженное в письме от 18 мая 2022 года N 1321/16, об отказе Куксову И.В. в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в заключении соглашения о перераспределении земель.
Возложить на администрацию г. Благовещенска обязанность повторного рассмотрения заявления Куксова И.В. от 26 апреля 2022 года вх. N 2779з об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, образуемого в результате перераспределения, и заключении соглашения о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельного участка с кадастровым номером N, находящегося в собственности Куксова И.В.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.