Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А, Виноградовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя главы городского округа "город Якутск" Кардашевского Егора Ефимовича на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя главы городского округа "город Якутск" Кардашевского Егора Ефимовича к прокуратуре города Якутска о признании представления прокурора незаконным.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на кассационную жалобу прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина О.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель главы городского округа "город Якутск" Кардашевский Е.Е. обратился в Якутский городской суд с административным исковым заявлением к прокуратуре города Якутска о признании незаконным и отмене представления заместителя прокурора города Якутска от 4 июля 2022 года N N
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что изложенное в указанном представлении требование заместителя прокурора о принятии дополнительных мер в виде выделения средств на содержания безнадзорных животных противоречит действующему законодательству, поскольку органы местного самоуправления городского округа имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа, но не обязаны осуществлять данную деятельность за счёт средств местного бюджета. Финансовое обеспечение полномочий в области обращения с безнадзорными животными должно осуществляться за счёт и пределах предоставленных местному бюджету субвенций из бюджета Республики Саха (Якутия). На 2022 год сумма доведённых лимитов финансирования на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев городскому округу "город Якутск" составляет 31131974 рубля 84 копейки, что недостаточно для исполнения переданных государственных полномочий, в связи с чем Окружной администрацией города Якутска направлялись в адрес Правительства Республики Саха (Якутия), Департамента ветеринарии Республики Саха (Якутия) письма о необходимости выделения дополнительного финансирования из республиканского бюджета.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
2 февраля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба заместителя главы городского округа "город Якутск" Кардашевского Е.Е, поданная 24 января 2023 года через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия), в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального и процессуального права, а также о направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Административный истец, извещённый о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явился. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из положений пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона со стороны органов и должностных лиц, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, вправе внести им представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 предусмотрено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, по результатам проведённой прокуратурой города Якутска проверки соблюдения органами местного самоуправления требований действующего законодательства об обращении с животными без владельцев (в связи с имевшимися фактами нападения безнадзорных собак на граждан) установлено, что органами местного самоуправления городского округа "город Якутск" не принимается необходимых мер, направленных на отлов и содержание безнадзорных животных, на уменьшение их численности, необходимое финансирование в указанной сфере не обеспечивается, что создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц, нарушает требования действующего законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
4 июля 2022 года заместитель прокурора города Якутска ФИО4 внёс заместителю главы городского округа "город Якутск" Кардашевскому Е.Е. представление N N, в резолютивной части которого предлагал должностному лицу: незамедлительно (не позднее 8 августа 2022 года) рассмотреть данное представление с участием представителя прокуратуры города Якутска, письменно уведомив о времени и месте его рассмотрения прокурора города; в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер по устранению нарушений закона сообщить прокурору города в установленный законом месячный срок в письменной форме; рассмотреть вопрос о привлечении лиц, допустивших ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и не осуществивших должного контроля за соблюдением действующего законодательства, к установленной законом ответственности.
По результатам рассмотрения данного представления письмом от 19 августа 2022 года N/ГХ заместитель главы городского округа "город Якутск" Кардашевский Е.Е. сообщил в прокуратуру города о своём несогласии с доводами и выводами представления, поскольку органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление переданных им отдельных государственных полномочий в пределах финансовых средств, выделенных на такие цели из государственного бюджета Республики Саха (Якутия), тогда как достаточное финансирование на осуществление соответствующих полномочий органами государственной власти субъекта Российской Федерации не выделяется. Кроме того, заместитель главы городского округа "город Якутск" Кардашевский Е.Е. просил в письме внести акты прокурорского реагирования в целях пересмотра установленных законодательством Республики Саха (Якутия) нормативов средней стоимости услуг по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) и судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия), проанализировав положения Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ), Закона Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями Республики Саха (Якутия) по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев" (далее - Закон Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V), оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указали в решении и апелляционном определении, что у заместителя прокурора города Якутска имелись полномочия и основания для внесения обжалуемого представления заместителю главы городского округа "город Якутск" Кардашевскому Е.Е, поскольку органы местного самоуправления городского округа "город Якутск" в силу положений действующего федерального и регионального законодательства имеют право использовать собственные финансовые средства для осуществления переданных им полномочий по обращению с животными без владельцев, вместе с тем необходимые мероприятия в указанной сфере не проводятся, что создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами судов первой и апелляционной инстанций, положенными в основу решения и апелляционного определения, у судебной коллегии суда кассационной инстанции не имеется, поскольку данные выводы основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, соответствуют установленным делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Так, в силу пункта 15 части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территориях муниципального округа, городского округа.
Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с животными определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления и Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ (статья 8 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ).
Из содержания части 3 статьи 7 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять отдельными полномочиями в области обращения с животными органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 1, 2 Закона Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V, пунктом 35 приложения 1 к Закону Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V городской округ "город Якутск" наделён отдельными государственными полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, которая включает в себя отлов животных без владельцев, их содержание (в том числе лечение, вакцинацию, стерилизацию), возврат на прежние места их обитания и иные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ.
Статьёй 4
Закона Республики Саха (Якутия) от 2 апреля 2014 года 1288-З N 131-V предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий имеют право на принятие муниципальных правовых актов по вопросам осуществления указанных полномочий; дополнительное использование собственных финансовых средств для осуществления указанных полномочий в случаях и порядке, которые предусмотрены уставом муниципального образования.
В данном случае, выявив ходе проведённой прокурорской проверки по фактам нападений на граждан безнадзорных собак в городе Якутске, недостатки в организации и осуществлении мероприятий по обращению с животными без владельцев, заместитель прокурора города Якутска был вправе, руководствуясь статьями 21, 22 и 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, внести обжалуемое представление заместителю главы городского округа "город Якутск" Кардашевскому Е.Е, предложив по результатам его рассмотрения принять меры к устранению выявленных нарушений действующего законодательства, их причин и условий, им способствующих.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, само по себе представление прокурора силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 органы и должностные лица устранить допущенные нарушения, прежде всего, в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путём специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путём обращения в суд.
Доводы кассационной жалобы о том, что Окружная администрация города Якутска надлежащим образом исполняет переданные государственные полномочия по обращению с животными без владельцев, что прокуратура города необоснованно вмешивается в хозяйственную деятельность органов местного самоуправления, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий не может осуществляться за счёт местного бюджета, - не опровергают верных выводов судов о законности обжалуемого представления, по существу они направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем эти доводы не могут являться предусмотренными статьёй 328 КАС РФ основаниями для отмены апелляционного определения в кассационном порядке.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами нижестоящих инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 октября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу заместителя главы городского округа "город Якутск" Кардашевского Егора Ефимовича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда первой инстанции в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.