Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Зайцевой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) на решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2022 года, принятые по административному делу N 2а-618/2022, по административному иску заместителя прокурора города Нерюнгри в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному общеобразовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N имени М.К. Аммосова" города Нерюнгри, администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
заместитель прокурора города Нерюнгри обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) (далее - Администрация), муниципальному образовательному учреждению "Средняя общеобразовательная школа N имени ФИО3" города Нерюнгри (далее - МОУ "СОШ N"), в котором с учетом уточнений просил обязать МОУ "СОШ N" в срок до ДД.ММ.ГГГГ выполнить мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, расположенного по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес", а именно: оснастить объект охранной сигнализацией; обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; обеспечить ограждение территории в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 рекомендаций ФКУ "НИЦ "Охрана" Росгвардии по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территории), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации; возложить обязанность на Администрацию обеспечить финансирование вышеуказанных мероприятий.
В обоснование требований прокурором указано, что по результатам проверки исполнения МОУ "СОШ N" требований законодательства в сфере противодействия терроризму и антитеррористической защищенности образовательных учреждений установлено, что МОУ "СОШ N" не обеспечено соблюдение ряда требований антитеррористической защищенности объектов (территории), что влечет нарушение предусмотренных законодательством прав несовершеннолетних на безопасные условия обучения.
Решением Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2022 года административные исковые требования прокурора удовлетворены.
На МОУ "СОШ N" возложена обязанность в срок до 31 декабря 2022 года обеспечить антитеррористическую защищенность объекта, расположенного по адресу: "адрес" (Якутия), "адрес", а именно: - оснастить указанный объект охранной сигнализацией; - обеспечить охрану объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; - обеспечить ограждение территории в соответствии с п. п. 3.1 и 3.2 рекомендаций ФКУ "НИЦ Охрана" Росгвардии по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально-значимых объектов (территории), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации. На Администрацию возложена обязанность обеспечить финансирование расходов МОУ "СОШ N", вышеуказанных мероприятий.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2022 года, решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2022 года изменено в части установления срока исполнения обязательств МОУ "СОШ N". Установлен срок исполнения мероприятий указанных в решении суда до 31 декабря 2023 года. В остальной части решение оставлено без изменения.
20 января 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия), поданная через Нерюнгринский городской суд Республики Саха (Якутия) 29 декабря 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В кассационной жалобе административный ответчик ссылается на то, что антитеррористические мероприятия обеспечивают безопасность проведения учебного процесса и в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273 - ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" не входят в компетенцию органов местного самоуправления муниципальных районов. Кроме того, требование об установлении ограждения образовательного учреждения не предусмотрено действующим законодательством и не относится к антитеррористическим мероприятиям. Учитывая, что категория опасности у учреждения изменилась в мае 2022 года, то полагают, что срок осуществления антитеррористических мероприятий определяется с учетом объема планируемых работ и планирования финансирования мероприятий на два финансовых года, следующих за текущим финансовым годом, то есть поэтапно до 31 декабря 2024 года.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 7 февраля 2023 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо прокурора не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Разрешая заявленные прокурором требования, суды нижестоящих инстанций, пришли к выводу, что осуществление деятельности учреждения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, сотрудников, посетителей учреждения, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное пребывание в данном учреждении, создается угроза их жизни и здоровью.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие проведения мероприятий, предусмотренных Требованиями N 1006, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, способствует несанкционированному доступу в образовательное учреждение посторонних лиц, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, и может способствовать совершению противоправных действий в отношении пребывающих и посещающих учебное заведение лиц.
Суд апелляционной инстанции, учитывая подпункт "е" пункта 11 Требования N 1006, поскольку обследование и категорирование школы проведено 17 мая 2022 года, увеличил срок для исполнения возложенных обязанностей на срок до 31 декабря 2023 года.
Оснований не согласиться с такими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемом судебном акте.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что МОУ "СОШ N" осуществляет свою деятельность в здании, расположенном по адресу: "адрес", которому актом обследования и категорирования, составленной межведомственной комиссией по обследованию и категорированию объектов от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 13 Требований по антитеррористической защищенности объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 августа 2019 года (далее - Требований), изменена ранее присвоенная первая категория опасности на третью категорию опасности.
Как установлено судами, в нарушение действующего законодательства в МОУ "СОШ N" не обеспечены следующие требования антитеррористической защищенности объектов, отнесенных к 3 категории: на объекте отсутствует охранная сигнализация; отсутствует охрана объекта сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации или военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; отсутствует ограждение территории в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 рекомендаций ФКУ "НИЦ Охрана" Росгвардии по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально-значимых объектов (территории).
Муниципальное образование "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) является учредителем и главным распорядителем бюджетных средств МОУ "СОШ N".
В силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона от 6 марта 2006 года N35-ФЗ "О противодействии терроризму" (далее - Федеральный закон N35-ФЗ) под антитеррористической защищенностью объекта (территории) понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта; под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 35-ФЗ одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 (далее - Требования N1006).
В силу пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В соответствии с пунктами 18, 20 Требований антитеррористической защищенности N 1006 воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), пресечение попыток совершения террористических актов на объектах достигается, в том числе посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
Согласно подпункту "а" пункта 17 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны.
Подпунктом "а" пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации.
Подпунктом "б" пункта 25 Требований предусмотрено, что в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности осуществляются, в частности мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В пунктах 3.1 и 3.2 Рекомендации по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны социально значимых объектов (территорий), находящихся в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации указаны требования к ограждению периметра объекта (территории), Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона N35-ФЗ муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение образования обязано выполнять требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления своей деятельности и находящихся в его собственности или принадлежащих ему на ином законном основании.
В силу части 6 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения и воспитания обучающихся. Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации (пункт 8 части 1 статьи 41).
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах городского округа отнесено к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Учитывая вышеизложенные положения действующего законодательства, суды пришли к правильному выводу о необходимости соблюдения требований, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 года N 1006 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)", поскольку МОУ "СОШ N" отнесено к 3 категории опасности, между тем в здании учреждения в нарушение вышеизложенных нормативных актов принято недостаточно мер по антитеррористической защищенности несовершеннолетних детей, сотрудников, посетителей учреждения, в результате чего нарушаются права граждан на безопасное пребывание в данном учреждении, создается угроза их жизни и здоровью.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суды первой и апелляционной инстанций также пришли к верному выводу о том, что согласно вышеуказанным положениям действующего законодательства орган местного самоуправления - администрация муниципального образования "Нерюнгринский район", являясь субъектом антитеррористической деятельности и учредителем МОУ "СОШ N" обязана обеспечивать финансирование работ в области противодействия терроризму.
Доводы кассационной жалобы о том, что требование об установлении ограждения в образовательном учреждении не относится к обязательным требованиям, предусмотренным постановлением N 1006, а относится к методическим рекомендациям, не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно акту обследования и категорирования от ДД.ММ.ГГГГ внесены предложения по совершенствованию системы безопасности объекта (территории), повышению уровня его инженерно-технической защищенности в том числе, необходимо оборудовать ограждение в соответствии с пунктами 3.1 и 3.2 рекомендации ФКУ "НИЦ "Охрана"" Росгвардии.
Ссылку в кассационной жалобе на недостаточность установленного судом срока для исполнения возложенной обязанности нельзя признать состоятельной, поскольку судом апелляционной инстанции с учетом положений подпункта "е" пункта 11 Требования N 1006, с учетом того, что обследование и категорирование школы проведено ДД.ММ.ГГГГ, увеличен срок для исполнения возложенных обязанностей на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Вопреки доводам жалобы, суды первой и апелляционной инстанций, правильно установили юридически значимые обстоятельства по делу, исследовали их с достаточной полнотой, выводы суда не противоречат материалам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Судами приняты во внимание доводы всех участвующих в деле лиц, доказательства получены и исследованы в таком объеме, который позволил суду разрешить спор.
В целом доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного ответчика в судах первой и апелляционной инстанций, сводятся к несогласию с выводами судов и произведенной ими оценкой доказательств, что в силу статьи 328 КАС РФ не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нерюнгринского городского суда Республики Саха (Якутия) от 27 июля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 17 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Нерюнгринский район" Республики Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.