Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Аноприенко К.В, судей Панфиловой Л.Ю, Бузьской Е.В, с участием прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скарлухина М.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калининской З.С. к Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) о восстановлении на работе, взыскании пособия по уходу за ребенком, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, заключение прокурора Скарлухина М.А, указавшего на отсутствие оснований для отмены апелляционного определения, судебная коллегия
установила:
Калининская З.С. обратилась с иском указав, что приказом N от 08.07.2020 принята на работу на должность исполняющего обязанности главного специалиста отдела стратегического развития и проектного управления до завершения конкурсных процедур.
На основании распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) N-РГ от 13.05.2021 "Об организационной структуре Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)", приказа Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) N от 17.05.2021 отдел стратегического развития и проектного управления был расформирован. 19.05.2021 истец получила уведомление об изменении структуры Министерства N С-442 от 17.05.2021, в котором указано, что если истец не будет согласна работать на новых условиях, ей будет предложена другая имеющаяся у работодателя работа. На момент вручения уведомления истец находилась в состоянии беременности.
В период с 16.06.2021 по 30.06.2021 Калининская З.С. исполнялась обязанности руководителя отдела стратегического развития и проектного управления. На основании письменного заявления согласно приказу N от 19.08.2021 истец переведена с 20.08.2021 на должность исполняющего обязанности заместителя руководителя отдела кадровой политики, государственной службы и юридического обеспечения до завершения конкурсных процедур. При этом заявление было написано истцом 23.08.2021. В период работы истца должностной регламент заместителя руководителя отдела кадровой политики, государственной службы и юридического обеспечения не был утвержден.
В период с 30.09.2021 по 16.02.2022 истец находилась в отпуске по беременности и родам. Приказом N от 11.02.2022 истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет. На основании приказа N от 21.03.2022 истец уволена с занимаемой должности с 16.03.2022, служебный контракт расторгнут в связи с истечением срока срочного служебного контракта.
С указанным приказом об увольнении истец не согласилась, полагает, что работодателем нарушена процедура увольнения. Просит признать увольнение незаконным и восстановить в должности заместителя руководителя отдела кадровой политики, государственной службы и юридического обеспечения Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия); отменить решение конкурсной комиссии Ж2-100р от 15.03.2022; признать срочный контракт заключенным на неопределенный срок с внесением изменений в должностной регламент в части квалификационных требований добавив профильное направление по специальности "Экономика", "Экономика и управление на предприятии"; взыскать неполученную сумму в результате незаконного увольнения денежных средств по пособию по уходу за ребенком за период с 17.03.2022 до восстановления на работе; возобновить с момента восстановления на работе выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет; взыскать компенсацию морального вреда в размере 200000 руб.; взыскать судебные расходы в размере 30000 руб.
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 23.06.2022 в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Саха (Якутия).
Определением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 28.06.2022 в качестве соответчика привлечена администрация Главы Республики Саха (Якутия) и Правительства Республики Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2022 года в удовлетворении иска отказано полностью.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2022 года, решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение.
Постановлено восстановить Калининскую З.С. на работе в должности заместителя руководителя отдела кадровой политики, государственной службы и правового обеспечения Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) с 17 марта 2022 года;
взыскать с Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) в пользу Калининской З.С. заработную плату за время вынужденного прогула в размере 558 267 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.
Принят отказ от иска и прекращено производство в части исковых требований Калининской З.С. к Министерству образования и науки Республики Саха (Якутия) об отмене решения конкурсной комиссии от 15 марта 2022 года, признании срочного служебного контракта заключенного на неопределенный срок, внесении изменений в должностной регламент.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) ставит вопрос об отмене апелляционного определения. Настаивает на том, что объективной причиной расторжения срочного служебного контракта с Калининской З.С. с должности, явилось завершение конкурсных процедур на указанную должность и определение победителя в лице Лыткиной И.Ф. Указывает, что Калининская З.С. уволена по истечение срока действия срочного служебного контракта, что не может расцениваться как нарушающее ее права, поскольку распространяется на всех государственных гражданских служащих, занимающих должности на основании срочного служебного контракта, ее права действиями ответчика не нарушены. Считает, что со стороны ответчика, препятствий в лишении истца трудиться не создавались, она на основании личного заявления находилась в отпуске по уходу за ребенком, между тем суд взыскал с ответчика заработную плату за время вынужденного прогула.
В соответствии со статьей 379.5 ч. 5 Гражданского процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора, судебной коллегией такие основания не установлены.
Как следует из материалов дела, приказом Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) N от 08.07.2020 Калининская З.С. принята на должность исполняющего обязанности главного специалиста отдела стратегического развития и проектного управления временно, до назначения основного работника по итогам конкурсных процедур.
02.07.2021 между Министерством образования и науки Республики Саха (Якутия) и Калининской З.С. заключен служебный контракт N согласно которому истец обязуется исполнять должностные обязанности по должности и.о. главного специалиста отдела стратегического развития и проектного управления Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия), срок действия служебного контракта - до назначения основного работника по итогам конкурсных процедур.
На основании распоряжения Главы Республики Саха (Якутия) от 13.05.2021 года N-РГ "Об организационной структуре Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия)", приказа Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) от 17.05.2021 N отдел стратегического развития и проектного управления был расформирован.
19.05.2021 истец получила уведомление N С-442 от 17.05.2021 об изменении структуры Министерства с указанием, что если истец не будет согласна работать на новых условиях, ей будет предложена другая имеющаяся у работодателя работа. При отсутствии указанной работы или отказе от предложенной работы трудовой договор будет прекращен в соответствии с п. 7 ч.1 ст. 33 Федерального закона от 21.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".
В период с 16.06.2021 по 30.06.2021 Калининская З.С. исполняла обязанности руководителя отдела стратегического развития и проектного управления на основании приказа от 16.06.2021 N "О поручении выполнения дополнительной работы в порядке совмещения должностей".
На основании письменного заявления согласно приказу от 19.08.2021 N истец Калининская З.С. переведена с 20.08.2021 на должность исполняющего обязанности заместителя руководителя отдела кадровой политики до завершения конкурсных процедур.
В период с 30.09.2021 по 16.02.2022 истец находилась в отпуске по беременности и родам.
Приказом N от 11.02.2022 истцу предоставлен отпуск по уходу за ребенком до полутора лет с 17.02.2022 по 05.2023.
17.03.2022 размещена информация об итогах конкурса (решение конкурсной комиссии от 15.03.2022 года), согласно которой Лыткина И.Ф. признана победителем конкурса на замещение вакантной должности заместителя руководителя отдела кадровой политики, государственной службы и юридического обеспечения Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия).
На основании приказа от 21.03.2022 N истец уволена с занимаемой должности с 16.03.2022, служебный контракт расторгнут в связи с истечением срока срочного служебного контракта. Основанием для увольнения явилась выписка из решения конкурсной комиссии N Ж2-100-р от 15.03.2022.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что при увольнении грубо нарушены права Калининской З.С, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, гарантированные трудовым законодательством; не соблюдена процедура увольнения, поскольку уведомление о расторжении контракта истцу не было направлено.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает, решение суда апелляционной инстанции о наличии оснований для признания увольнения Калининской З.С. незаконным и восстановлении ее в должности верным.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы осуществляются на основе служебного контракта - соглашения между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон (часть 1 статьи 23 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Для замещения должности гражданской службы представитель нанимателя может заключать с гражданским служащим: 1) служебный контракт на неопределенный срок; 2) срочный служебный контракт (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности гражданской службы или условий прохождения гражданской службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ и другими федеральными законами (часть 3 статьи 25 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ одним из общих оснований прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является истечение срока действия срочного служебного контракта.
Срочный служебный контракт расторгается по истечении срока его действия, о чем гражданский служащий должен быть предупрежден в письменной форме не позднее чем за семь дней до дня освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы, если иное не установлено Федеральным законом (часть 1 статьи 35 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).
Вместе с тем ответчик в нарушение требований части 1 статьи 35 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ не предупредил не позднее чем за семь дней до дня увольнения Калининскую З.С. с гражданской службы, чем нарушил требования вышеуказанного закона, как верно установлено судом апелляционной инстанции.
Между тем, вывод судебной коллегии, о том, что ответчиком нарушены права истца, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, гарантированные статьей 261 Трудового кодекса РФ, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает несостоятельными.
Как следует из п. 4 постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1 "О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних", в силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса РФ действие положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, устанавливающих особенности регулирования труда женщин, лиц с семейными обязанностями, распространяется, в том числе, на государственных гражданских служащих - в части, не урегулированной Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 73 Федеральным законом от 27.07.2004 N 79-ФЗ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе.
В соответствии с п. 28 указанного постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 N 1, согласно части четвертой статьи 261 Трудового кодекса РФ не допускается расторжение трудового договора по инициативе работодателя: с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет; с одинокой матерью, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет или малолетнего ребенка - ребенка в возрасте до четырнадцати лет; с другим лицом, воспитывающим указанных детей без матери; с родителем (иным законным представителем ребенка), являющимся единственным кормильцем ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет либо единственным кормильцем ребенка в возрасте до трех лет в семье, воспитывающей трех и более малолетних детей, если другой родитель или иной законный представитель ребенка не состоит в трудовых отношениях (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5 - 8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 Трудового кодекса РФ).
Указанная гарантия распространяется, в том числе и на лиц, проходящих государственную гражданскую и муниципальную службу.
Между тем, истечение срока трудового договора, в данном случае срочного служебного контракта, является самостоятельным основанием его прекращения. В связи с этим при увольнении работника по данному основанию работодатель не обязан учитывать дополнительные гарантии, установленные трудовым законодательством для отдельных случаев увольнения по инициативе работодателя, в том числе и продлевать срочный трудовой договор с лицом, имеющим детей в возрасте до трех лет, до достижения ребенком данного возраста.
Поскольку судебной коллегией установлено, нарушение порядка увольнения Калининской З.С, и наличие оснований для восстановления истца в должности, суд апелляционной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы, обосновано в силу требований части 1 статьи 394 Трудового кодекса РФ, пришел к выводу о взыскании с ответчика среднего заработка за время вынужденного прогула, а также в силу положений пункта 16 статьи 70 Федерального закона от 27.07.2004 N79-ФЗ, принял решение о взыскании в том числе, компенсации морального вреда, определив ее размер с учетом разумности и справедливости.
Доводы кассационной жалобы о неверной оценке судом фактических обстоятельств и представленных в деле доказательств, и как следствие, при признании увольнения незаконным - неверное взыскание суммы среднего заработка, компенсации морального вреда, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции с приведением мотивов принятого решения, и направлены на восполнение и переоценку судом кассационной инстанции доказательств по делу, что не входит в компетенцию такого суда согласно предписаниям части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ, согласно которой кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Применительно к части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ доводы жалобы заявителя также не содержат оснований для отмены или изменения кассационным судом общей юрисдикции обжалуемого судебного постановления, а потому, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 5 октября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства образования и науки Республики Саха (Якутия) без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.