Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г, судей Аноприенко К.В, Калиниченко Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Панфилова Сергея Петровича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Приморскому краю о признании решения об отказе в назначении пенсии по старости незаконным, возложении обязанности
по кассационной жалобе Панфилова Сергея Петровича на решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 13 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Власенко И.Г, выслушав Панфилова С.П, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Панфилов С.П. обратился в суд иском об оспаривании решения пенсионного органа, признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии. Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Уссурийске N от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении заявления отказано, в связи с отсутствием специального стажа. В специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ не был включен период службы в войсковой части N в должности летного состава с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку выслуга лет в этот период состоит исключительно из военной службы. Полагает исключение указанного периода службы в войсковой части N из расчета специального стажа незаконным, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ периоды военной службы в должностях летного состава засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летного состава не менее 2\3 указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Поскольку период летной работы относится к работе с особыми (вредными или тяжелыми) условиями труда, сопряженной с повышенной опасностью для жизни, она должна быть учтена при назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Просил, с учетом уточнений, признать незаконным решение ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Уссурийске Приморского края (межрайонное) N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии по старости, возложить обязанность назначить страховую пенсию по старости в связи с достижением возраста 55 лет, включить в специальный стаж период лётной работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; включить период работы индивидуальным предпринимателем 06 мес. 06 дней; применить премиальный коэффициент; взыскать компенсацию морального вреда в размере 30 000 руб.
Панфилов С.П в судебном заседании поддержал уточненные требования, представитель ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Уссурийске Приморского края просил отказать в удовлетворении требований.
Решением Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 13 апреля 2022 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 сентября 2022 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Панфилов С.П, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, неверную оценку периодов работы, подлежащих включению в специальный стаж, просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований по настоящему делу не установлено.
В силу статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается ранее установленного возраста мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального Закона от 17.12.2001 N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается: период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
При этом исчисление страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию, производится в календарном порядке (ст. 12 Федерального Закона от 17.12.2001 N173-ФЗ, ст. 13 Федерального Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Из материалов дела и судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Панфилов С.П, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Уссурийске Приморского края (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным Законом от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", представив в т.ч. архивную справку ФГКУ "Центрального архива Министерства обороны РФ" N от ДД.ММ.ГГГГ о прохождении в период с ДД.ММ.ГГГГ года по сентябрь ДД.ММ.ГГГГ года военной службы в войсковой части N, в т.ч. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности летного состава с наличием 506 часов налета.
Решением ГУ УПФР в г. Уссурийске Приморского края (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа.
Согласно расчетной части указанного решения, сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" засчитан период работы на авиационном ремонтном заводе МО РФ России (как указал истец "данные изъяты") с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 06 мес. 02 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 06 мес. 2 дня), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (0 лет 1 мес. 17 дней) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 0 мес. 0 дн.), что фактически составило 06 лет 1 мес. 21 день (в сведениях указано 5 лет 10 мес. 20 дней). Период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ года по сентябрь ДД.ММ.ГГГГ года (10 лет 01 мес. 03 дня) засчитан общим стажем.
Для работников летного состава гражданской авиации частью 1 статьи 30, летно-испытательного состава частью 1 статьи 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" (до 1 января 2015 года - статьей 27.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") и статьей 7.2 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" установлено право на получение страховой пенсии по старости и пенсии за выслугу лет. Указанные виды пенсий имеют свои отличия по кругу лет и расчету стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии и пенсии по выслуге лет.
В настоящем споре истец просил разрешить его право на получение досрочной страховой пенсии на основании Федерального Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях", полагая неправомерным исключение из расчета специального стажа периода военной службы в должности военного летчика реактивных самолетов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ который, как указал истец, подлежит расчету с учетом всего периода его военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 лет 01 мес. 03 дня).
В соответствии с пунктом 1 ст.31 Федерального Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается независимо от возраста при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 25 и не менее 20 лет в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья мужчинам и женщинам, проработавшим соответственно не менее 20 и 15 лет в летно-испытательном составе на указанных работах.
Периоды военной службы в должностях летного состава и (или) периоды работы в должностях летного состава гражданской авиации засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, если у гражданина из числа работников летно-испытательного состава не менее 2/3 указанного стажа приходится на периоды работы (деятельности) в должностях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (пункт 2 статьи 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).
Аналогичный стаж для досрочного назначения пенсии предусмотрен для граждан, проработавшим в летном составе гражданской авиации (пункт 13 части 1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Пунктом 2 постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N665 "О Списках работ, производств, профессий с учетом которых досрочно назначается пенсия и правилах исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии" при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяется Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденное постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. N 384 "О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава", с учетом положений пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2009 года N 883 "О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава", в соответствии с которым при назначении пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, предусмотренных пунктом 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 05 июля 1991 года N 384, в порядке, установленном пунктом 4 указанного Положения (утратило силу с 01 января 2010 года за исключением пунктов 3 - 5).
При установлении таких пенсий периоды работы (службы) и иные периоды, предусмотренные абзацами вторым - шестым пункта 5 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава, засчитываются в стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а предусмотренные абзацами вторым, пятым и шестым этого пункта - в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет.
Ссылаясь на пункт 5 постановления Совмина РСФСР от 05.07.1991 N 384, где предусмотрена возможность включения в выслугу лет работникам летно-испытательного состава времени службы в должностях летного состава Вооруженных Сил СССР и работа в должностях летного состава гражданской авиации - в порядке, установленном для назначения пенсий соответственно военнослужащим и летному составу гражданской авиации, истец не принял во внимание, что такие правила, в т.ч. льготного исчисления действуют при расчете пенсии по выслуге лет.
Примененный судом апелляционной инстанции расчет 506 часов налета в размере 2-х летнего годового исчисления основан на Правилах исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459, в то время как предметом спора являлось право истца на получение страховой пенсии, а не пенсии за выслугу лет, в то же время такой расчет не опровергает правильные по существу выводы суда о том, что право на досрочную пенсию по старости по пункту 13 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ имеют граждане, работающие в летном составе гражданской авиации, а в соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники, в то время как истец не имел отношение к гражданской авиации и летно-испытательной работе, как одному из видов трудовой деятельности, его стаж, рассчитанный по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400-ФЗ "О страховых пенсиях" составляет менее 2/3 от предусмотренного законом, в связи с чем спорный период военной службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, как и весь период военной службы, правильно включен в стаж в общем порядке.
Ссылаясь в жалобе на наличие оснований для включения в стаж периодов его работы индивидуальным предпринимателем (06 мес. 06 дней) Панфилов С.П. не представил суду сведений не только о такой работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, но и сведений об уплате страховых взносов по исполнительному листу за этот период, в то время как период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года (11 мес. 29 дней) включен в общий стаж как работа в Уссурийском локомотивно-ремонтом заводе филиала АО " "данные изъяты"".
Материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба не содержит.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 13 апреля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 27 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Панфилова С.П. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.