Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу ответственного секретаря административной комиссии городского округа "Город Якутск" П. на вступившее в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 43 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2022 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - публичного акционерного общества "Якутскэнерго",
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи судебного участка N 43 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2022 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении публичного акционерного общества "Якутскэнерго" (далее - ПАО "Якутскэнерго") прекращено в связи с признанием утратившим силу закона или его положений, устанавливающих административную ответственность за содеянное.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в соответствии с частью 5 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственный секретарь административной комиссии городского округа "Город Якутск" П. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов.
ПАО "Якутскэнерго", уведомлённое в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о подаче указанной жалобы, в установленных срок возражений на неё не представило.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьёй 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях (в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 года 1431-З N 417-V) административная ответственность наступает за невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест (кроме инвалидов) в счёт квоты, установленной нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия), и влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Основанием для составления в отношении ПАО "Якутскэнерго" протокола об административном правонарушении послужило то, что ПАО "Якутскэнерго", являясь работодателем, по состоянию на 14 января 2022 года не выполнило обязанности по созданию или выделению рабочих мест в счёт квоты, установленной Законом Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 года N 1093-З N 1079-IV "О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы в Республики Саха (Якутия)", а именно: не создала или не выделила из 4 установленных квотой 4 рабочих места, установленных квотой для несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации и испытывающих трудности в поиске работы.
В ходе рассмотрения дела по существу мировой судья, с позицией которого согласился судья городского суда, пришёл к выводу о прекращении производства по делу в связи с тем, что решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 года, оставленным в этой части без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 5 августа 2015 года N 74-АПГ15-15, удовлетворено требование заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) о признании недействующими, в том числе статьи 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.
С такими выводами судей нижестоящих судебных инстанций нельзя согласится ввиду следующего.
Как следует из решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 27 марта 2015 года по делу N 3-16/15 "О признании недействующими отдельных положений Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях от 14 октября 2009 года 726-З N 337-IV" заместитель прокурора Республики Саха (Якутия) обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений названного Кодекса.
В обоснование заявления указано, что статья 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест в счёт квоты, установленной нормативными правовыми актами Республики Саха (Якутия).
При этом, обязательность квотирования рабочих мест для приёма на работу инвалидов установлена статьёй 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Иные категории граждан, для которых устанавливаются квоты для приёма на работу, определены Законом Республики Саха (Якутия) в порядке собственного правового регулирования республики как субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, отнесено к исключительному ведению Российской Федерации. Реализуя данное нормативное правило, федеральным законодателем в части 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неисполнение работодателем обязанности по созданию или выделению рабочих мест для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приёма на работу инвалидов, а также отказ работодателя в приёме на работу инвалида в пределах установленной квоты.
Таким образом, статья 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях в части, допускающей привлечение лиц к административной ответственности за нарушение требований федерального законодательства о квотировании рабочих мест для трудоустройства инвалидов, принята с превышением полномочий Республики Саха (Якутия) как субъекта Российской Федерации и противоречит пункту 3 части 1 статьи 1.3, пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанным решением судьи Верховного Суда Республики Саха (Якутия) статья 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях признана противоречащей федеральному законодательству, недействующей и не подлежащей применению.
Вместе с тем, Законом Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 года 1431-3 N 417-V "О внесении изменений в Кодекс Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях", принятым постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 года З N 418-V статья 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях принята в новой редакции, а именно дополнена словами "(кроме инвалидов)".
В настоящее время статья 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях действует в редакции Закона Республики Саха (Якутия) от 26 марта 2015 года 1431-3 N 417-V.
Таким образом, следует признать, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении судьями нижестоящих судебных инстанций были допущены существенные нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В связи с изложенным, постановление мирового судьи судебного участка N 43 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2022 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - публичного акционерного общества "Якутскэнерго", подлежат отмене.
Вместе с тем в настоящее время исключена возможность устранения допущенных судьями нижестоящих судебных инстанций ошибок путём возвращения дела на новое рассмотрение, поскольку установленный для данной категории дел срок давности привлечения к административной ответственности истёк.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении на основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу ответственного секретаря административной комиссии городского округа "Город Якутск" П. удовлетворить частично.
Постановление мирового судьи судебного участка N 43 города Якутска Республики Саха (Якутия) от 22 февраля 2022 года, решение судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 11 апреля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 2.6 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - публичного акционерного общества "Якутскэнерго", отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.