Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-69/2022 по административным исковым заявлениям Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Понятаева С.А, Никифоровой О.В. об оспаривании нормативных правовых актов в части
с апелляционными жалобами Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Понятаева С.А, Никифоровой О.В. на решение Хабаровского краевого суда от 30 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Мотлоховой Е.А, представителя Никифоровой О.В. - Гусева В.Г, представителя Правительства Хабаровского края Кана С.Д, представителя министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Черкасовой Е.Д, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 года N 477-пр (далее - Постановление N 477-пр) утверждена территориальная схема обращения с отходами Хабаровского края (далее - Территориальная схема), в которую постановлениями от 15 августа 2019 года N 324-пр, от 29 апреля 2020 года N 177-пр, от 10 февраля 2021 года N 29-пр, от 26 января 2022 года N 21-пр, от 28 апреля 2022 года N 232-пр внесены изменения.
Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края от 12 марта 2018 года N 18 (далее - Приказ N 18) утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов (далее - нормативы ТКО) в отношении категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края, в которые также неоднократно вносились изменения (приказы от 19 октября 2020 года N 70, от 27 ноября 2020 года N 82, от 27 января 2022 года N 3).
Хабаровское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" обратилось в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующими Приложение N 1, Приложение N 3, таблицу 5.2 (1), Приложение 7(1) раздела 5, Приложения N 8, 8(1), 8(2), 8(3) к Территориальной схеме, а также Приказ N 18 в части утверждения и введения в действие нормативов ТКО в отношении административных зданий. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в Хабаровское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" обратились предприниматели Хабаровского края с просьбой оказать содействие в работе по устранению нарушений их прав, которые вызваны противоречием постановления Правительства N 477-пр и Приказа N 18 нормам федерального законодательства. В результате сравнительного анализа было выявлено несоответствие оспариваемых нормативных правовых актов постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем", постановлению Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", постановлению Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов", приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр "Об утверждении Методических рекомендаций по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов".
Указанные нарушения, по мнению заявителя, приводят к неверному определению тарифа на коммунальную услугу по вывозу ТКО.
Понятаев С.А. обратился в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просил признать недействующими раздел 2, таблицу 5.2 (1) раздела 5 Территориальной схемы и Приказ N 18 в части нормативов накопления твердых коммунальных отходов в отношении многоквартирных домов, указав, что является собственником квартиры, расположенной по адресу: "адрес". В структуру платы за предоставляемые ему коммунальные услуги входит стоимость услуг за обращение с ТКО. В настоящее время министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края заключено соглашение с региональным оператором по обращению с ТКО. Вместе с тем управляющая компания, под управлением которой находится жилое помещения, в котором он проживает, никакой информацией по замерам объемов ТКО не обладает, соответствующие замеры в г. Хабаровске не проводились, вследствие чего административный истец полагал, что нормативы ТКО и тариф на услуги по обращению с ТКО определены с нарушениями федерального законодательства.
Никифорова О.В. обратилась в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просила признать недействующими постановление Правительства Хабаровского края от 26 января 2022 года N 21-пр "О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 г. N 477-пр" в части установления прогнозных значений предельных тарифов в области обращения с ТКО в зоне деятельности N 1 и постановление Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 232-пр "О внесении изменения в территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края, утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 20 декабря 2016 г. N 477-пр" в части пункта 1, абзаца 5 подпункта "а" пункта 2, Приложения N 4. В обоснование заявленных требований указала, что является собственником 1/3 доли квартиры по адресу: "адрес", а также потребителем коммунальной услуги по обращения с ТКО. Полагала, что в связи с тем региональный оператор ООО "Хабавтотранс ДВ" приступил к работе по обращению с ТКО, с 1 июля 2022 года к ней применяется Территориальная схема с учетом внесенных в нее изменений. По мнению административного истца, оспариваемые ею постановления, которыми внесены изменения в Территориальную схему, приняты с нарушением установленной процедуры, в частности, с нарушением порядка проведения общественных обсуждений проектов указанных нормативных правовых актов. Кроме того, постановление от 26 января 2022 года N 21-пр устанавливает необоснованные прогнозные значения тарифов в области обращения с ТКО. В нарушение действующего законодательства замеры ТКО, которые проводились в 2017 году, по сроку действия являются неприменимыми, также отсутствуют замеры ТКО по г. Хабаровску.
Определениями суда от 18 марта 2022 года и от 10 августа 2022 года административные дела по вышеуказанным административным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением Хабаровского краевого суда от 30 сентября 2022 года производство по административному делу в части требований Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" и Понятаева С.А. о признании недействующими Раздела N 2, Приложения N 8 Территориальной схемы прекращено.
Решением Хабаровского краевого суда от 30 сентября 2022 года административные исковые заявления Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Понятаева С.А. и Никифоровой О.В. оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Хабаровское региональное отделение Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права. Апеллянт не согласен с выводом суда о том, что каких-либо специальных требований к указанию источников образования отходов, кроме как указания наименования и места их нахождения, Правила N 1130 не содержат, поскольку это вывод прямо противоречит пунктам 2 и 6 Правил N 1130 Указание лишь на жилые дома как источники накопления ТКО не может рассматриваться достаточным, поскольку данный критерий не учитывает расположенные в разрезе муниципальных образований различные с точки зрения наименования источники образования мусора (школа, детский сад, магазин, жилой фонд, объекты производства отходов), влияющие на виды отходов и их объемы, информация о которых, в свою очередь, в Территориальной схеме должна быть систематизирована с привязкой к источникам образования ТКО. Кроме того, в территориальной схеме нет графического отображения схем потоков, нет ее и в электронной модели, при этом суд не разрешилходатайство административного истца обозреть электронную модель на предмет наличия схем потоков, поэтому не смог сделать правильный вывод с учетом приведенных норм федерального законодательства. Суд, установив, что материалы замеров ТКО 2017 года содержат нарушения в части заполнения ведомостей и паспортов при производстве замеров отходов, сделал противоречивый вывод, что выявленные нарушения не свидетельствуют о нарушении законодательства. При этом суд не предложил административному ответчику представить какие-либо доказательства, полностью возложив бремя доказывания и оспаривания на административных истцов.
В апелляционной жалобе административный истец Понятаев С.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что судом не применены положения пункта 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", а также пункты 7-13 постановления Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 "Об определении нормативов накопления твердых коммунальных отходов". По мнению апеллянта, при установлении нормативов в 2021 году расчеты о фактическом объеме и массе должны быть проанализированы на 2020 год, а данные о динамике произведены за период с 2018 года по 2020 год. Полагал, что использование информации о замерах 2017 года противоречит действующему законодательству и не может отражать реальное положение по объему ТКО в крае ввиду изменения численности населения и ввода в эксплуатацию новых объектов недвижимости. Кроме того, судом не была проверена информация, указанная в паспортах объектов и ведомостях первичных записей определения массы и объема ТКО в контейнерах, доводы административного истца в указанной части не были приняты во внимание. Также не согласен с выводом суда о законности установления прогнозных значений предельных тарифов в области обращения с отходами.
В апелляционной жалобе административный истец Никифорова О.В. просит решение суда отменить, полагая необоснованными выводы суда об отсутствии нарушения процедуры принятия оспариваемых ею нормативных правовых актов. Также, по мнению апеллянта, судом сделан неверный вывод, что ею не представлено данных о том, каким образом оспариваемые нормы постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 232-пр нарушают либо могу нарушить ее законные интересы, поскольку невынесение на общественное обсуждение указанных ею положений лишило права административного истца, а также права иных заинтересованных лиц высказать свою позицию относительно существования пруда-накопителя, фактической территории его размещения, объемов и состава отходов лесопромышленного комплекса. При этом достоверность сведений не была проверена ни министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края при внесении в Территориальную схему, ни судом в ходе рассмотрения дела.
Относительно доводов апелляционных жалоб Правительством Хабаровского края, прокуратурой Хабаровского края и министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края представлены письменные возражения и отзыв.
В судебном заседании представитель Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Мотлохова Е.А, представитель Никифоровой О.В. - Гусев В.Г. доводы апелляционных жалоб поддержали.
Представитель Правительства Хабаровского края Кан С.Д, представитель министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Черкасова Е.Д. возражали против удовлетворения жалоб.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещались надлежащим образом.
На основании статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений на них, заслушав объяснения лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами (пункт 1 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу подпункта 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемой Территориальной схемы) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, также закреплены в абзаце 19 статьи 6 Федерального закона N 89-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 10 статьи 4 Закона Хабаровского края от 9 декабря 2015 года N 150 "Об отдельных вопросах реализации Федерального закона "Об отходах производства и потребления" утверждение территориальной схемы обращения с отходами отнесено к полномочиям Правительства Хабаровского края.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий Правительство Хабаровского края Постановлением N 477-пр утвердило Территориальную схему обращения с отходами Хабаровского края.
В соответствии с пунктом 2 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ нормативы накопления твердых коммунальных отходов утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо органом местного самоуправления поселения или городского округа (в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации).
Согласно пункту 3.94 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 6 мая 2006 года N 69-пр, к полномочиям министерства отнесено, в том числе, утверждение нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края (далее - Министерство) от 12 марта 2018 года N 18 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов в отношении категорий потребителей услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Хабаровского края.
Перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, содержится в статье 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, а также в утверждаемых Правительством Российской Федерации требованиях к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами.
В частности, пунктом 6 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что территориальная схема обращения с отходами должна быть опубликована в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.
Федеральным законом от 31 декабря 2017 года N 503-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 503-ФЗ) и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ были внесены изменения, в том числе, в части расширения состава данных, подлежащих включению в территориальную схему (пункт 3 статьи 13.3), а также в части введения положений о том, что территориальная схема разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения, включающую представление заинтересованными федеральными органами исполнительной власти предложений, замечаний к проекту этой территориальной схемы и подготовку органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по результатам рассмотрения таких предложений и замечаний соответствующего заключения, утверждается и корректируется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 13.3).
Во исполнение положений пункта 4 (в редакции Федерального закона N 503-ФЗ), пункта 6 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ Правительство Российской Федерации своим постановлением от 22 сентября 2018 года N 1130 "О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем" утвердило Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее - Правила 1130).
Одновременно с принятием вышеуказанного постановления было признано утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2016 года N 197 "Об утверждении требований к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами", учитывавшее положения ранее действовавшей редакции пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ.
Проанализировав положения федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемые Постановление N 477-пр и Приказ N 18 с учетом внесенных в них изменений приняты уполномоченными органами с соблюдением требований законодательства к форме и виду нормативного правового акта, процедуре его принятия и правилам введения в действие.
Процедура принятия Постановления N 477-пр, в том числе соблюдение порядка проведения общественных обсуждений при внесении в него изменений, уже являлась предметом судебной проверки, что подтверждается вступившим в законную силу решением Хабаровского краевого суда от 28 декабря 2021 года по административному делу N 3а-242/2021.
В силу части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
После рассмотрения административного дела N 3а-242/2021 по существу постановлением Правительства Хабаровского края от 26 января 2022 года N 21-пр в Территориальную схему внесены изменения, таблица 5.2 (1) раздела 5 "Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" изложена в новой редакции.
Кроме того, постановлением Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 232-пр в Территориальную схему внесены следующие оспариваемые изменения:
раздел 4 дополнен абзацем следующего содержания: "Перечень мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Хабаровского края приведен в приложении N 3 (2) к настоящей территориальной схеме";
пункт 5.2. в разделе 5 изложен в следующей редакции:
"5.2. Сведения о накопленном вреде окружающей среде на территории Хабаровского края
Объекты накопленного вреда окружающей среде на территории Хабаровского края, включенные в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС):
1) здание хлорного цеха бывшего ОАО "Амурскбумпром" (г. Амурск) (объект включен в ГРОНВОС Приказом Минприроды России от 29.08.2017 N 470);
2) пруд-накопитель кислых гудронов в Хабаровском муниципальном районе (Хабаровский край) (объект включен в ГРОНВОС Приказом Минприроды России от 16.02.2022 N 104).";
раздел 6 дополнен таблицей 6.2 "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов предприятий лесопромышленного комплекса Хабаровского края" согласно приложению N 4 к постановлению от 28 апреля 2022 года N 232-пр.
Проверив порядок внесения указанных изменений в территориальную схему обращения с отходами, суд, с учетом положений пунктов 20-28, 29, 30 Правил N 1130, установил, что общественные обсуждения изменений, вносимых в территориальную схему постановлением Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 232-пр, были проведены министерством жилищно-коммунального хозяйства; сведения о перечне мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп па территории Хабаровского края содержались в пункте 5 проекта постановления, размещенного на официальном сайте Министерства при проведении повторного общественного обсуждения проекта; таблица 6.2 "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов предприятий лесопромышленного комплекса Хабаровского края" также была предметом общественных обсуждений; Приложение N 4 к проекту территориальной схемы было размещено на официальном сайте Министерства.
Поскольку Правилами N 1130 не предусмотрено обязательного включения в территориальную схему сведений об объектах накопленного вреда окружающей среде, внесение таких сведений не является ее корректировкой, в связи с чем, как правомерно указал суд, невынесение данного вопроса на общественное обсуждение не является нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
Суд также пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для проведения общественных обсуждений по вопросу внесения изменения в прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с ТКО исходя из анализа положений 26, 30 Правил 1130 также не имелось.
Суд правомерно не нашел оснований для прекращения производства по административному делу в части требований о признании недействующими Приложения N 1; Приложения N 3; таблицы 5.2 [1], Приложения 7(1) раздела 5; Приложений 8(1), 8(2), 8(3) территориальной схемы обращения с отходами, поскольку оспариваемые нормы изложены в редакции, которая не была предметом проверки судом.
Разрешая административно-правовой спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что утвержденная оспариваемым Постановлением N 477-пр территориальная схема обращения с отходами соответствует статье 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ и не противоречит иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Позиция суда основана на правильном применении норм материального права, соответствует материалам дела и фактическим обстоятельствам.
В соответствии с пунктом 5 Правил N 1130 территориальная схема включает, в том числе, раздел "Нахождение источников образования отходов".
Содержание данного раздела определено в пункте 6 Правил N 1130, согласно которому он, в частности, содержит: наименование источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации; сведения о почтовом адресе и (или) географических координатах источников образования отходов на территории субъекта Российской Федерации (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации).
Частью 5 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов, должны быть включены в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, который согласно положениям части 4 указанной статьи ведет орган местного самоуправления.
Как следует из материалов дела, Приложение N 1 к Территориальной схеме содержит перечень источников образования отходов, который соответствует составленным органами местного самоуправления реестрам.
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 232-пр Приложение N 1 к Территориальной схеме изложено в новой редакции согласно Приложению N 5 к данному постановлению.
Новая редакция Приложения N 1 содержит скорректированный перечень источников образования отходов с указанием почтовых адресов по категориям "МКД", "ИЖС", "ГСК", "Иные" и другие.
Поскольку количество источников образования отходов не является постоянной, неизменной величиной и может меняться на протяжении хозяйственной деятельности, законодателем предусмотрена процедура корректировки территориальной схемы в связи с выявлением новых источников образования отходов (подпункт "а" пункта 30 Правил).
С учетом изложенного являются правильными выводы суда первой инстанции о том, что неуказание в оспариваемой территориальной схеме обращения с отходами определенных источников образования отходов при их отсутствии в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, утвержденном органом местного самоуправления, не является основанием для признания территориальной схемы в указанной части недействующей в связи с наличием иного предусмотренного законодателем порядка внесения таких изменений, позволяющего корректировать территориальную схему в случае выявления новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, а не только при вводе в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
Вопреки доводам Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" сведения, изложенные в Приложении N 1, соответствуют требованиям пунктов 2 и 6 указанных Правил N 1130, поскольку содержат как наименование источника образования отходов, так и данные об адресе.
Ссылки апеллянта на нарушение законных интересов неуказанием в Территориальной схеме ряда административных зданий, в которых он ведет свою деятельность, не могут быть приняты во внимание, поскольку возможность заключения договора с лицензированной организацией о вывозе бытовых отходов не поставлена в зависимость от указания сторон в Территориальной схеме.
Данные о нахождении мест накопления твердых коммунальных отходов приведены в Приложении N 3 к Территориальной схеме, которые вопреки содержат сведения, предусмотренные пунктом 9 Правил N 1130.
В соответствии с пунктом 5 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 232-пр Приложение N 3 к Территориальной схеме изложено в новой редакции согласно Приложению N 6 к данному постановлению.
Новая редакция Приложения N 3 содержит скорректированный перечень мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципальных образований.
При этом, как верно указал суд, отсутствие в Приложении N 3 мест накопления твердых коммунальных отходов по конкретному юридическому адресу не является основанием для признания данного приложения недействующим, поскольку, как указывалось выше, действующим законодательством предусмотрена возможность корректировки территориальной схемы, в том числе, в связи с изменением мест накопления отходов.
Судом сделан правильный вывод о наличии в территориальной схеме обращения с отходами всех предусмотренных пунктом 10 Правил сведений, причиной отсутствия сведений в отдельных графах является отсутствие конкретных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов на территории Хабаровского края, а также непредставление сведений о них эксплуатирующими организациями, при этом все вышеперечисленные графы в Приложении 7 (1) раздела 5 предусмотрены.
В соответствии с пунктом 8 постановления Правительства Хабаровского края от 28 апреля 2022 года N 232-пр Приложение N 7 (1) к территориальной схеме дополнено таблицей "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов и объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов на территории Хабаровского края в 2020 году" согласно Приложению N 8 к постановлению.
Таблица "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания твердых коммунальных отходов и объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов на территории Хабаровского края в 2020 году" также содержит в себе все необходимые сведения, предусмотренные пунктом 10 Правил N 1130.
С учетом наличия на территории Хабаровского края объектов по обращению с твердыми коммунальными отходами, природно-географических условий и доступности данных объектов, территориальная схема обращения с отходами содержит три варианта схем потоков отходов:
схема потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов размещения твердых коммунальных отходов, обозначенных в таблице 5.2 (2), после включения таких объектов в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории Хабаровского края согласно требованиям пункта 8 статьи 29.1 Федерального закона N 89-ФЗ (Приложение N 8(1));
схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, до ввода объектов в эксплуатацию, указанных в таблице 5.2 и 5.2 (2) территориальной схемы (Приложение N 8(2));
схема потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, при вводе объектов в эксплуатацию, указанных в таблицах 5.2 и 5.2 (2) территориальной схемы (Приложение N 8(3)).
Графическое изображение схем движения отходов содержится в электронной модели, которая является одной из составляющих Территориальной схемы и размещена на сайте министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края.
Отсутствие графического изображения схемы потоков в самой Территориальной схеме о нарушении прав и законных интересов административных истцов, с учетом видов деятельности последних не свидетельствует, доказательств этому не представлено.
Ссылки апеллянтов на отказ суда обозреть в судебном заседании электронную модель территориальной схемы не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта, поскольку электронная модель находится в открытом доступе.
С учетом изложенного суд правомерно не нашел оснований для признания недействующими приложений 8(1), 8(2), 8(3) к Территориальной схеме.
В соответствии с пунктом 15 Правил N 1130 раздел "Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами" должен содержать сведения о прогнозных значениях предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами определяются для каждой зоны регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на срок действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного между уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, по аналогии с установлением тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", с учетом прогнозных показателей, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, а также объема необходимых капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, обезвреживания, захоронения отходов.
Проанализировав положения законодательства в сфере тарифного регулирования и представленные доказательства, суд пришел к выводу, что прогнозные значения предельных тарифов в области обращения с отходами рассчитаны комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края в соответствии с требованиями пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 484, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21 ноября 2016 года N 1638/16, результаты которых отражены в таблице 5.2 (1) Территориальной схемы (в редакции постановления от 26 января 2022 года N 21-пр).
Каких-либо данных, свидетельствующих о недостоверности расчетов, суду не представлено.
Включение в Территориальную схему иных сведений в области тарифного регулирования в сфере обращения с отходами требованиями действующего законодательства не предусмотрено.
При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о соответствии вышеуказанных нормативных положений действующему законодательству.
Согласно подпунктам "д" и "е" пункта 5 Правил N 1130 в территориальную схему должны быть включены, в частности, разделы "места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" и "баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов".
Как установлено судом, внесение в Территориальную схему указания о пруде-накопителе кислых гудронов в Хабаровском муниципальном районе (Хабаровский край) произведено в связи с его внесением в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде на основании приказа Минприроды России от 16 февраля 2022 года N 104.
Соответственно, включение в Территориальную схему перечня мест накопления отработанных ртутьсодержащих ламп на территории Хабаровского края, соответствует требованиям действующего законодательства.
Указанные сведения включены в территориальную схему на основании информации, полученной от муниципальных районов края, данных об их недостоверности суду не представлено.
По указанным основаниям включение в территориальную схему таблицы 6.2 "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов предприятий лесопромышленного комплекса Хабаровского края" также соответствует положениям пункта 11 Правил N 1130.
При этом в примечании к Приложению N 4 указано, что сведения составлены по данным Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора, сформированным из федеральной статистической отчетности по форме N 2-ТП (отходы) "Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещении отходов производства и потребления" за 2020 год", данных об их недостоверности также не имеется.
Разрешая требования о признании недействующим Приказа N 18 в части утверждения и введения в действие нормативов ТКО в отношении административных зданий и многоквартирных домов, суд также пришел к обоснованному выводу о соответствии его нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 4 статьи 24.10 Федерального закона N 89-ФЗ порядок определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2016 года N 269 утверждены Правила определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Правила N 269).
В соответствии с пунктом 4 названных Правил нормативы накопления твердых коммунальных отходов могут устанавливаться дифференцированно в отношении: а) территорий субъекта Российской Федерации - муниципальных образований (групп муниципальных образовании) и зон деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; б) категорий потребителей услуги по обращению с отходами - физических и юридических лиц; в) категорий объектов, на которых образуются отходы.
Категории объектов, на которых образуются отходы, определяются уполномоченным органом. При этом определение нормативов производится отдельно по каждой категории объектов (пункты 5, 6 Правил определения нормативов).
Пунктом 7 Правил определения нормативов установлено, что в целях определения нормативов проводятся замеры отходов, для чего выбираются участки поселений и городских округов, определяемые в зависимости от процентного отношения от общей численности населения поселения или городского округа.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 269 на выбранных участках поселений и городских округов определяется не менее 3 объектов каждой категории. В случае отсутствия на выбранных участках поселений и городских округов необходимого количества объектов допускается проведение замеров отходов на меньшем количестве объектов.
Процедура сбора данных о массе и объеме накапливаемых отходов с учетом их сезонных изменений регулируется пунктами 9-12 Правил N 269.
В целях определения массы и объема отходов в процессе проведения замеров отходов используются контейнеры, бункеры и полиэтиленовые мешки (пункт 9 Правил N 269).
При проведении замеров отходов исключается смешивание отходов объектов различных категорий и уплотнение отходов (пункт 10 Правил N 269).
В соответствии с пунктом 11 Правил N 269 замеры по объекту каждой категории осуществляется каждый сезон (зима, весна, лето, осень) в течение 7 дней подряд независимо от периодичности вывоза отходов.
Полученные по результатам замеров данные о массе и объеме отходов каждого определенного объекта каждой категории суммируются по дням недели (пункт 12 Правил N 269).
Норматив определяется исходя из данных о массе и объеме отходов и выражается соответственно в количественных показателях массы и объема на одну расчетную единицу. Расчетные единицы определяются по каждой категории объектов уполномоченным органом (пункты 13 и 14 Правил N 269).
Годовой норматив, выраженный в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в год, и годовой норматив, выраженный в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в год, определяются по формулам, приведенным в пунктах 19, 20 Правил определения нормативов, как произведение соответственно среднесезонного суточного норматива, выраженного в количественных показателях массы на одну расчетную единицу в сутки, и среднесезонного суточного норматива выраженного в количественных показателях объема на одну расчетную единицу в сутки, на 365.
В силу пункта 5 статьи 24.11 Федерального закона N 89-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий в области обращения с твердыми коммунальными отходами вправе запрашивать у организаций, осуществляющих деятельность в области обращения с твердыми коммунальными отходами, органов местного самоуправления поселений, городских округов информацию, необходимую для осуществления полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а указанные органы и организации обязаны предоставить запрашиваемую информацию.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 июля 2016 года N 524/пр утверждены Методические рекомендации по вопросам, связанным с определением нормативов накопления твердых коммунальных отходов (далее - Методические рекомендации N 524/пр).
Пунктом 3 Методических рекомендаций N 524/пр предусмотрено, что органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации рекомендуется запрашивать от органов местного самоуправления в письменной форме необходимую информацию с указанием перечня, формы и сроков ее представления, согласно приложениям NN 3, 4, 5 к названным Методическим рекомендациям.
На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров рекомендуется составлять паспорта (пункт 5 Методических рекомендаций N 524/пр).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что для определения нормативов распоряжением Министерства от 24 марта 2017 года N 403-р была создана рабочая группа по проведению замеров накопления твердых коммунальных отходов, определены категории объектов, на которых образуются отходы, перечень муниципальных образований края, в которых проведены замеры.
Для проведения замеров выбирались участки поселений и городских округов, на территории которых проживают не менее 2% общей численности населения поселения или городского округа.
При этом, как верно указано судом, Правилами N 269 не предусмотрено обязательное проведение замеров в наибольшем по численности населенном пункте субъекта, в связи с чем признал несостоятельными доводы апеллянтов о том, что замеры не проведены в самом крупном городе края - г. Хабаровске.
Согласно приобщенным к материалам дела документам о произведенных замерах в муниципальных образованиях по каждому зафиксированному адресу в течение 7 дней подряд в разные времена года производились замеры отходов. Все сведения о произведенных измерениях занесены в соответствующие ведомости, которые подписаны.
Материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих несоответствие произведенных замеров фактическим обстоятельствам.
Наличие в составленных по результатам проведения замеров на категориях объектов "административные здания" ведомостях "0 или "-" в ряде граф, в которых должны быть указаны масса и объем ТКО, не свидетельствуют о нарушении положений пункта 11 Правил N 269, поскольку с учетом режима работы указанных в ведомостях организаций данные сведения подтверждают отсутствие отходов в отдельные дни, но не факт непроведение замеров.
Ссылки административных истцов на отдельные несоответствия Методическим рекомендациям N 524/пр в части заполнения ведомостей и паспортов при производстве замеров отходов не свидетельствуют о незаконности утвержденных нормативов ТКО, действия должностных лиц в части предоставления информации по проведению замеров не оспорены и не признаны незаконными, в связи с чем не могут служить основанием для признания оспариваемого Приказа N 18 недействующим.
Таким образом, суд, проанализировав представленные административным ответчиком документы, подтверждающие проведение замеров, пришел к обоснованному выводу, что нормативы ТКО определены в соответствии с действующим законодательством.
Судом обоснованно сделал вывод о праве административных истцов на оспаривание нормативных правовых актов, которые затрагивают их законные интересы.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела административными истцами не представлено доказательств нарушения их прав оспариваемыми Постановлением N 477-пр и Приказом N 18 с учетом внесенных в них изменений, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб повторяют позицию административных истцов по существу спора, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы, в том числе изложенные в дополнениях к апелляционным жалобам, не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного акта.
Ссылки апеллянтов на заключения специалистов как на доказательства несоответствия территориальной схемы обращения с отходами и нормативов накопления твердых коммунальных отходов нормам действующего законодательства во внимание не принимаются, поскольку указанные заключения являются субъективным мнением специалистов по вопросам, которые подлежат разрешению судом самостоятельно в рамках рассмотрения административного дела об оспаривании нормативных правовых актов.
По указанным основаниям судебная коллегия не усмотрела оснований для назначения судебной экономической экспертизы.
Поскольку обжалуемый судебный акт вынесен с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права, основания для его отмены в апелляционном порядке, предусмотренные статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, отсутствуют.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Хабаровского краевого суда от 30 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Хабаровского регионального отделения Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Понятаева С.А, Никифоровой О.В. - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Хабаровский краевой суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 16 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.