Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-102/2022 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дом-Строй" об оспаривании нормативного правого акта
с апелляционной жалобой общества с ограниченной ответственностью "Дом-Строй" на решение суда Еврейской автономной области от 30 сентября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителей общества с ограниченной ответственностью "Дом-Строй" Голуб Е.М. и Суковатого К.А, поддержавших доводы апелляционной жалобы, возражения представителя департамента жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области и правительства Еврейской автономной области Сезёмова Н.А, представителя общества с ограниченной ответственностью "Полигон" Гумирова В.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гурлевой О.В, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
приказом департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области от 20 декабря 2021 года N 146/21 утверждена Территориальная схема обращения с отходами Еврейской автономной области (далее - Приказ N 146/21, Территориальная схема).
Общество с ограниченной ответственностью "Дом-Строй" (далее - ООО "Дом-Строй", Общество) обратилось в суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующим со дня принятия Приказ N 146/21 и утвержденную им Территориальную схему, ссылаясь на несоответствие оспариваемого нормативного правового акта требованиям статьи 13.3 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", Правил разработки, общественного обсуждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130, кроме того, на несоблюдение процедуры принятия нормативного правового акта, что нарушает право на благоприятную окружающую среду и здоровье населения, а также права и законные интересы Общества, являющегося региональным оператором, как субъекта в сфере обращения с отходами.
Решением суда Еврейской автономной области от 30 сентября 2022 года административные исковые требования удовлетворены частично, признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу следующие положения Территориальной схемы:
раздел 3 "Нахождение источников образования отходов", приложения 3.1, 3.2 в части отсутствия сведений о почтовых адресах и (или) географических координатах источников образования отходов на территории Еврейской автономной области (с нанесением их на карту Еврейской автономной области);
раздел 6 "Места накопления отходов" в части отсутствия данных о нахождении мест накопления отходов (с нанесением их на карту Еврейской автономной области);
раздел 7 "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" в части отсутствия данных о почтовом адресе и (или) географических координатах местонахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, указанных в подразделе 7.3 - МУП "Водоканал", ООО "Центр утилизации "Мастер"; данных о ежегодном количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности отходов на весь срок действия Территориальной схемы;
раздел 8 "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" в части отсутствия данных о ежегодном количестве отходов, обработанных на территории Еврейской автономной области, начиная с 2019 года, на весь срок действия Территориальной схемы;
раздел 9 "Схема потоков от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов", приложение 9.6 в части отсутствия графического отображения движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, информации о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов;
раздел 10 "Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, вариантная проработка и оценка альтернативных сценариев развития системы обращения с отходами на территории Еврейской автономной области" в части отсутствия сведений о планируемых технологических решениях при указании предполагаемых сроков строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов.
В апелляционной жалобе ООО "Дом-Строй" просит решение суда отменить полностью, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, ссылаясь на нарушение процедуры принятия и введения в действие оспариваемого нормативного акта, в частности, процедуры общественного обсуждения проекта Территориальной схемы. Административный истец не согласен с выводом суда об отсутствии существенных нарушений прав неопределенного круга лиц, поскольку оспариваемый приказ затрагивает публичные правоотношения, так как определяет порядок обращения с твердыми коммунальными отходами на территории области, является обязательным для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами. По мнению апеллянта, судом первой инстанции при проверке соблюдения процедуры принятия нормативного правового акта не исследованы вопросы обязательности проведения антикоррупционной экспертизы его проекта и оценки регулирующего воздействия, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Суд также не проанализировал в совокупности нормы права, регулирующие правоотношения в области обращения с твердыми коммунальными отходами, вследствие чего пришел к необоснованному выводу о правомерности включения в Территориальную схему объекта размещения твердых коммунальных отходов, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью "Полигон" (далее - ООО "Полигон"). Правовая оценка проектной документации введенного в эксплуатацию спорного объекта, как и иным требованиям градостроительного законодательства, судом не дана, специалисты Минстроя России к участию в деле не привлекались.
Судом не учтено, что при отсутствии установленного градостроительным законодательством акта ввода в эксплуатацию объекта размещения отходов, положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объекта, используемого для размещения отходов, включение его в Территориальную схему, а равно размещение и направление потоков твердых коммунальных отходов на такой объект незаконно. Административный истец полагает, что объект ООО "Полигон", указанный в Территориальной схеме, не является объектом для размещения отходов. Также считает, что в нарушение норм материального права суд при вынесении решения необоснованно сделал переоценку доказательств, имеющих преюдициальное значение, которое ранее уже установлено арбитражным судом. Кроме того, судом не дана оценка и не зафиксирован факт заявления представителем административного истца ходатайства о составлении судебного акта по фактам подлога документов, на основании которых объект размещения твердых коммунальных отходов, не соответствующий требованиям законодательства, принадлежащий ООО "Полигон", незаконно внесен в Территориальную схему.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов заинтересованным лицом ООО "Полигон" и прокурором, участвующим в деле, представлены письменные возражения, в которых они просят решение оставить без изменения.
В судебном заседании представители ООО "Дом-Строй" Голуб Е.М. и Суковатый К.А. доводы апелляционной жалобы поддержали. Представитель департамента жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области и правительства Еврейской автономной области Сезёмов Н.А, представитель ООО "Полигон" Гумиров В.В. возражали против удовлетворения жалобы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснение лиц, участвующих в судебном заседании суда апелляционной инстанции, заключение прокурора, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с пунктами "д" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечение таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ).
В целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются территориальные схемы обращения с отходами (пункт 1 статьи 13 Федерального закона N 89-ФЗ).
В силу подпункта 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемой Территориальной схемы) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.
Полномочия субъектов Российской Федерации по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, также закреплены в абзаце 19 статьи 6 Федерального закона N 89-ФЗ.
В соответствии с пунктом 1 Положения о департаменте строительства и жилищно-коммунального хозяйства правительства Еврейской автономной области (далее - Департамент), утвержденного постановлением правительства Еврейской автономной области от 30 июня 2021 года N 209-пп, Департамент области является органом исполнительной власти области, формируемым правительством области, осуществляющим реализацию государственной политики в сферах строительного комплекса, градостроительной деятельности на территории области, обеспечивающим государственное управление и координацию деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, перспективного развития и инновационной деятельности топливно-энергетического комплекса в области.
Согласно пункту 5.14.6 Положения о Департаменте в области обращения с твердыми коммунальными отходами на Департамент возложена функция по разработке и утверждению территориальной схемы обращения с отходами производства и потребления.
Перечень требований к территориальным схемам в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, содержится в статье 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, а также в утверждаемых Правительством Российской Федерации требованиях к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130 утверждены Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем (далее - Правила N 1130).
Как верно установлено судом, оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах компетенции уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к его форме, подписанию, порядку принятия, опубликования и введения в действие.
При этом каких-либо существенных нарушений процедуры принятия Территориальной схемы, влекущих признание ее действующей, судом не установлено.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что само по себе нарушение Департаментом срока, установленного пунктом 25 Правил N 1130 для доработки проекта Территориальной схемы и его повторного размещения, а также неуказание дат начала и окончания повторных обсуждений проекта не является существенным нарушением процедуры общественного обсуждения, данное обстоятельство не повлекло нарушение прав и законных интересов административного истца на участие в общественном обсуждении проекта Территориальной схемы, в связи с чем не может повлечь признание недействующим оспариваемого нормативного правового акта по указанному основанию.
Как установлено судом, доработанный проект Территориальной схемы был размещен Департаментом на официальном сайте 7 декабря 2021 года.
Территориальная схема утверждена уполномоченным органом 20 декабря 2021 года и 22 декабря 2021 года размещена на официальном сайте Департамента в соответствии с пунктом 28 Правил N 1130.
Доказательств, свидетельствующих об ограничении прав ООО "Дом-Строй" на участие в общественных обсуждениях проекта Территориальной схемы и получение дополнительной информации по порядку общественных обсуждений с целью своевременного направления замечаний, материалы дела не содержат и суду не представлены.
Являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, доводы апелляционной жалобы о нарушении требований статьи 26.3-3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", действующей на момент утверждения Территориально схемы, в части непроведения оценки регулирующего воздействия проекта указанной схемы, поскольку вопреки утверждения апеллянта оспариваемый Приказ N 146/21 к числу нормативных правовых актов, подлежащих такой оценке, не относится, поскольку каких-либо ограничений и запретов для ведения предпринимательской деятельности не содержит.
Отсутствие в материалах дела заключения антикоррупционной экспертизы, проведенной в соответствии со статьями 3 и 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов", основанием для признания нормативного правового акта недействующим также не является, поскольку не имеется оснований для вывода о наличии в оспариваемом Приказе N 146/21 положений, которые могли бы рассматриваться как коррупциогенные факторы.
Указанный нормативный правовой акт принят в пределах компетенции, предоставленной Департаменту, положения Приказа N 146/21 и утвержденной им Территориальной схемы не устанавливают необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, являются определенными, не содержат трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям, создающие условия для проявления коррупции.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемой Территориальной схемы нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил, что предъявляемые федеральным законодательством требования к разработке, составу и содержанию Территориальной схемы, соблюдены Департаментом не в полном объеме, в связи с чем частично удовлетворил заявленные требования.
Выводы суда в указанной части основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Судом установлено, что в нарушение положений части 5 статьи 13.4 Федерального закона N 89-ФЗ, а также пунктов 2, 5, 17 Правил N 1130 в разделе 3, приложениях 3.1, 3.2 Территориальной схемы на момент рассмотрения дела отсутствовали сведения о почтовых адресах и (или) географических координатах источников образования отходов на территории Еврейской автономной области (с нанесением их на карту Еврейской автономной области), также отсутствовал доступ к электронной модели Территориальной схемы на официальном сайте.
Кроме того, в нарушение пункта 9 Правил N 1130 раздел 6 Территориальной схемы не содержал данных о нахождении мест накопления отходов с нанесением их на карту Еврейской автономной области, а таблицы 6.1, 6.3 закрепляли только общее количество контейнеров, контейнерных площадок.
В нарушение подпункта "б" пункта 10 Правил N 1130 раздел 7 Территориальной схемы не содержал данных о почтовом адресе и (или) географических координатах местонахождения объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов, указанных в подразделе 7.3 - МУП "Водоканал", ООО "Центр утилизации "Мастер"; в нарушение статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, подпункта "в" пункта 10 Правил N 1130 указанный раздел не содержал данных о ежегодном количестве отходов с разбивкой по видам и классам опасности отходов на весь срок действия Территориальной схемы.
Суд правомерно согласился с доводами административного истца о несоответствии раздела 8 "Баланс количественных характеристик образования, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" Территориальной схемы статье 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, положениям пункта 11 Правил N 1130, поскольку оспариваемый раздел Территориальной схемы не содержал данных о ежегодном количестве отходов, обработанных на территории Еврейской автономной области, начиная с 2019 года, на весь срок действия Территориальной схемы.
Как следует из раздела 9 Территориальной схемы, в ней представлено четыре варианта схемы потоков ТКО: действующая - период 2019-2020 годы (приложение 9.1); переходная - период 2021 год (приложение 9.2); перспективная - период с 2022 года (приложение 9.3); аварийная - действующая в случае выведения из эксплуатации или временного приостановления деятельности объектов замещения отходов (приложение 9.4).
В нарушение статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 12 Правил N 1130 Территориальная схема в разделе 9, Приложении 9.6 не содержала графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов и расположенных в границах территории Еврейской автономной области на весь период ее действия, в том числе в случае действия переходной и аварийной схем потоков твердых коммунальных отходов. В указанном разделе также отсутствовала информация о количестве образующихся и поступающих из других субъектов Российской Федерации отходов, имевшееся в приложении 9.6 Территориальной схемы графическое отображение движения твердых коммунальных отходов по действующей и перспективной схемам потоков не отвечало общеправовому критерию формальной определенности.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 13 Правил N 13 раздел "Данные о планируемых строительстве, реконструкции, выведении из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов" должен содержать сведения о предполагаемых сроках строительства, реконструкции, вывода из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, включая сведения о проектных мощностях и планируемых технологических решениях.
В разделе 10 Территориальной схемы в подразделе 10.1 "Планируемое строительство" в таблице 10.1 указано наименование объектов, которые планируется использовать под объекты обработки, утилизации и размещения отходов производства и потребления, с указанием сроков предполагаемого строительства и проектных мощностей (графы 5, 6 таблицы), при этом сведения о планируемых технологических решениях не указаны, что не согласуется с положениями абзаца 10 пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, подпункта "б" пункта 13 Правил N 1130.
В остальной части заявленных требований суд нашел несостоятельными доводы административного иска.
Судебная коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции.
Данные о количестве образующихся отходов на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 7 Правил N 1130 должны содержать данные об образовании отходов, систематизированные по видам отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов и их классам опасности с I до V.
Суд, проанализировав положения Территориальной схемы в оспариваемой части, пришел к обоснованному выводу о наличии в разделе 4, приложениях 4.1, 4.2, 4.3 указанного раздела Территориальной схемы всех предусмотренных пунктом 7 Правил N 1130 сведений, признав несостоятельными утверждения административного истца о неактуальности приведенных статистических данных при представлении проекта на обсуждение в 2021 году.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 1130 раздел "Целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов" должен содержать, помимо прочих, данные об установленных в субъекте Российской Федерации целевых показателях по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов (с разбивкой по годам) и о достигнутых значениях указанных целевых показателей (на дату утверждения территориальной схемы) (подпункт "а").
Вопреки доводам административного истца суд установил, что в разделе 5 Территориальной схемы имеются все предусмотренные пунктом 8 Правил N 1130 данные: действующие на территории области целевые показатели в области обращения с отходами приведены в таблице 5.3 раздела; достигнутые целевые показатели по обезвреживанию, утилизации и размещению отходов приведены в таблице 5.5 раздела; в таблице 5.7 раздела представлены достигнутые целевые показатели обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и подобных им.
Согласно пункту 10 Правил N 1130 раздел "Места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов" должен содержать:
а) наименования расположенных на территории субъекта Российской Федерации объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
б) сведения о почтовом адресе и (или) географические координаты местонахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (с нанесением их на карту субъекта Российской Федерации);
в) данные о количестве отходов (суммарно и с разбивкой по видам и классам опасности отходов), принимаемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения, а также данные о количестве обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходов;
г) сведения из проектной документации объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов:
о производственной мощности (тонн/единиц в год, суммарно по видам отходов), применяемых технологических решениях и об оборудовании объектов обработки, утилизации, обезвреживания и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов; о проектной мощности объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов;
д) сведения о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I-V классов опасности, согласованной в установленном порядке санитарно-защитной зоне, лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности у эксплуатирующей объект обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов организации, индивидуального предпринимателя, реквизитах документа, содержащего информацию о включении объекта размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов;
е) данные о состоянии объектов, включая информацию о свободной мощности для объектов размещения отходов, оставшемся сроке службы для мусоросжигательных заводов и мощности (фактической и проектной) для сортировочных объектов.
В подпункте 7.1 раздела 7 Территориальной схемы указано, что на 1 января 2019 года лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности выдана 30 юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, реестр которых представлен в приложении 7.1.
В указанном разделе имеются сведения о наименовании расположенных на территории Еврейской автономной области объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов (подпункт 7.3) и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов (приложения 7.2 - 7.5).
В приложениях 7.4, 7.5 имеются данные о географических координатах местонахождения объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, а также данные о наличии заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, иные сведения, предусмотренные пунктом 10 Правил N 1130, в том числе, сведения из проектной документации.
В качестве действующего объекта по размещению ТКО на территории Еврейской автономной области включен Полигон ТБО IV-V классов опасности.
Оценивая доводы ООО "Дом-строй" о неправомерном включении в Территориальную схему вышеуказанного объекта размещения ТКО, принадлежащий ООО "Полигон", суд учел, что по смыслу статьи 24.6 и пункта 3 статьи 13.3 Федерального закона N 89-ФЗ, пункта 10 Правил N 1130 Территориальная схема должна содержать сведения (наименования, адреса и (или) географические координаты объектов обработки и т.д.) обо всех существующих объектах по обработке отходов, отвечающих санитарным и экологическим требованиям, и действующих в зоне деятельности регионального оператора.
Согласно абзацу 10 статьи 1 Федерального закона N 89-ФЗ под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу пункта 6 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, запрещается (пункт 7 статьи 12 Федерального закона N 89-ФЗ).
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 14 октября 2020 года N 1362 спорный полигон включен в государственный реестр объектов размещения отходов.
Этому предшествовало проведение государственной экологической экспертизы, согласно выводам которой проектная документация "Полигон ТБО IV-V классов опасности, мощностью 350 000 куб.м. в год в г. Биробиджан Еврейской автономной области" соответствовала экологическим требованиям, и получение разрешения на строительство полигона и ввод его в эксплуатацию.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности ООО "Полигон" является сбор опасных отходов. Общество имеет действующую лицензию на осуществление деятельности по сбору, обработке, размещению отходов с осуществлением лицензируемой деятельности по адресу: "адрес".
Право собственности на указанный объект зарегистрировано за ООО "Полигон" 26 февраля 2020 года.
Таким образом, как верно указал суд, правовые основания для невключения принадлежащего ООО "Полигон" объекта "Полигон ТБО" в оспариваемый раздел Территориальной схемы отсутствовали.
Доводы апеллянта о несоответствии проектной документации введенного в эксплуатацию объекта, о фактическом включении в Территориальную схему иного объекта, не соответствующего требованиям закона, предъявляемым к таким объектам, о подлоге документов в рамках рассмотрения настоящего спора оценке не подлежат с учетом ненадлежаще избранного способа защиты нарушенного права.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию административного истца по существу спора, которой судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Иные доводы не опровергают выводы суда первой инстанции и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение суда Еврейской автономной области от 30 сентября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дом-Строй" - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через суд Еврейской автономной области в течение шести месяцев со дня вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.