Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Роженцевой Ю.В, Никитиной Г.Н, при секретаре Ивановой В.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-487/2022 по административному исковому заявлению Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины об оспаривании нормативного правового акта в части
с апелляционной жалобой Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины на решение Иркутского областного суда от 14 октября 2022 года.
Заслушав доклад судьи Роженцевой Ю.В, объяснения представителя административного истца Николаева А.Н, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Правительства Иркутской области от 30 декабря 2021 года N 1093-пп утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов (далее - Постановление N 1093-пп, Территориальная программа).
Международное учреждение здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины (далее - НИИ Клинической медицины) обратилось в суд с административным иском, в котором (с учетом уточнений) просило признать недействующей вышеуказанную Территориальную программу в части указания в Приложении N 5 к ней "Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы в 2022 году, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, стационарных условиях, скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, медицинскую помощь оказываемую в условиях дневных стационаров всех типов" на оказание НИИ Клинической медицины медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию исключительно в виде амбулаторного гемодиализа.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в соответствии с Территориальной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов является участником системы обязательного медицинского страхования в Иркутской области. В Приложении N 5 к Территориальной программе "Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации программы в 2022 году, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, стационарных условиях, скорую медицинскую помощь вне медицинской организации, медицинскую помощь, оказываемую в условиях дневных стационаров всех типов" установлено ограничение для НИИ Клинической медицины по виду оказываемой медицинской помощи - амбулаторный гемодиализ. Заявитель полагал, что указанное положение нарушает его законные права и интересы, права и интересы пациентов НИИ Клинической медицины, а также неограниченного круга граждан Российской Федерации в Иркутской области. Правительство Иркутской области в Приложении N 5 вышло за рамки своих полномочий и определило не только в каких условиях представляется медицинская помощь, но и конкретный перечень медицинских услуг (гемодиализ), что противоречит требованиям части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и части 6 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". НИИ Клинической медицины обладает лицензией на оказание различных видов медицинской помощи, помимо амбулаторного гемодиализа, а также имеет возможность оказывать медицинскую помощь в условиях дневного стационара, паллиативную медицинскую помощь, скорую помощь, осуществлять лабораторные исследования, МСКТ и МРТ, проводить консультации узких специалистов и др.
Однако Комиссией по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования Иркутской области НИИ Клинической медицины установлены объемы только на процедуру диализа.
Решением Иркутского областного суда от 14 октября 2022 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе НИИ Клинической медицины просит решение суда отменить и принять новое решение, полагая выводы суда первой инстанции основанными на неправильном применении норм материального и процессуального права, не соответствующими обстоятельствам дела. В обоснование жалобы административный истец указывает, что судом не дана надлежащая правовая оценка тому обстоятельству, что он не оспаривал способ оплаты, предусмотренный в тексте самой Территориальной программы и в Приложении N 5 к ней, а оспаривал то, что в отношении него в Приложении N 5 к Территориальной программе на 2022 год не были установлены условия оказания медицинской помощи, которые были заявлены НИИ Клинической медицины в уведомлении, вместо этого были установлены конкретные медицинские услуги, подлежащие оказанию НИИ Клинической медицины в амбулаторных условиях, что противоречит действующему законодательству. По мнению апеллянта, Правительство Иркутской области при утверждении Приложения N 5 к Территориальной программе вышло за рамки своих полномочий, предусмотренных частью 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и частью 6 статьи 36 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации". Судом первой инстанции оставлены без внимания пояснения свидетеля Дугиной Н.Ю, которая указывала на формальный подход Рабочей группы по подготовке предложений для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования. Кроме того, в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства, что Рабочей группой проведена фактическая оценка возможности реализации заявленных НИИ Клинической медицины объемов медицинской помощи на основании показателей эффективности деятельности медицинских организаций.
Судом также не учтено, что по критериям эффективности, предусмотренных в Показателях эффективности, НИИ Клинической медицины имеет более 60 баллов и на основании этого было включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, но не было включено в перечень организаций оказывающих медицинскую помощь вне медицинской организации и медицинскую помощь, оказываемую в условиях дневного стационара, что противоречит требованиям, предусмотренным в Показателях эффективности.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов Правительством Иркутской области, министерством здравоохранения Иркутской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Иркутской области и участвующим в деле прокурором представлены возражения, в которых они просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представитель НИИ Клинической медицины Николаев А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещались надлежащим образом.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, полагавшего решение суда не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Полномочия и ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья определяет Федеральный закон от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 19 Федерального закона N 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования, относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона Иркутской области от 5 марта 2010 года N 4-ОЗ "Об отдельных вопросах здравоохранения в Иркутской области" Правительство Иркутской области в сфере здравоохранения обеспечивает разработку, утверждает и обеспечивает реализацию территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 4 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 года N 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области" к полномочиям Правительства Иркутской области относится, в том числе, утверждение территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 16 июля 2010 года N 174-пп, к функциям министерства здравоохранения Иркутской области относится разработка и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Иркутской области, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (подпункт 18 пункта 7).
Для разработки проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования в субъекте Российской Федерации создается комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования, в состав которой входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации, на паритетных началах. Комиссия по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования формируется и осуществляет свою деятельность в соответствии с положением, являющимся приложением к правилам обязательного медицинского страхования (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования, которые регулируют правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Федерального закона N 326-ФЗ, а также Положение о деятельности комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования (Приложение N 1) (далее - Положение о комиссии).
В соответствии с пунктами 3, 7, 15 Положения о комиссии в состав комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования на паритетных началах входят представители органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, представители медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Подготовленный проект территориальной программы Комиссия представляет исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья и территориальному фонду.
Персональный состав комиссии утверждается правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно материалам дела персональный состав Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области (далее - Комиссия) утвержден постановлением Правительства Иркутской области от 12 ноября 2011 года N 394-п (с учетом внесенных изменений).
В соответствии с пунктом 12 Положения о комиссии для рассмотрения отдельных вопросов и подготовки необходимых предложений при Комиссии могут создаваться рабочие группы, к работе которой кроме членов Комиссии могут привлекаться специалисты органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориального фонда, страховых медицинских организаций и медицинских организаций, медицинских профессиональных некоммерческих организаций или их ассоциаций (союзов) и профессиональных союзов медицинских работников или их объединений (ассоциаций), осуществляющих деятельность на территории субъекта Российской Федерации.
Как установлено судом, решением Комиссии от 30 августа 2021 года N 52 создана Рабочая группа по подготовке предложений для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования на соответствующий год и плановый период, утвержден ее состав и Регламент работы.
Решением Рабочей группы от 27 декабря 2021 года подготовлены предложения для включения в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов.
Согласно протоколу заседания от 27 декабря 2021 года данный документ разработан Рабочей группой на основании информации, перечисленной в подпунктах 1, 2 пункта 4 Положения о комиссии, представленной Министерством здравоохранения Иркутской области, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Иркутской области, страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
При этом Рабочей группой проанализировано соответствие показателей объемов предоставления медицинской помощи и нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой и базовой программой, что предусмотрено подпунктом 3 пункта 4 Положения о комиссии, а также проведена оценка возможности реализации заявленных конкретными медицинскими организациями объемов медицинской помощи на основании показателей эффективности деятельности медицинских организаций, что предусмотрено подпунктом 2 пункта 4 Положения о комиссии.
Показатели эффективности деятельности медицинских организаций, позволяющих провести оценку возможности реализации заявленных медицинской организацией объемов медицинской помощи, утверждены решением Комиссии от 23 октября 2019 года N 35.
Из протокола заседания Рабочей группы от 27 декабря 2021 года следует, что проанализировав представленные документы, Рабочая группа пришла к выводу о предоставлении НИИ Клинической медицины возможности оказания в рамках обязательного медицинского страхования медицинской помощи в амбулаторных условиях, что нашло отражение в соответствующем приложении к данному протоколу.
Указанное предложение Рабочей группы согласно протоколу от 29 декабря 2021 года N 78 впоследствии включено Комиссией в проект территориальной программы обязательного медицинского страхования, а затем утверждено оспариваемым в части Постановлением N 1093-пп в составе Территориальной программы на 2022 год.
Факт разработки Комиссией проекта территориальной программы обязательного медицинского страхования Иркутской области на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов, его представление Министерству здравоохранения Иркутской области для включения в проект Территориальной программы на 2022 год подтверждается протоколом Рабочей группы при Комиссии от 27 декабря 2021 года, протоколом заседания Комиссии от 29 декабря 2021 года N 78.
В соответствии со статьей 64 Устава Иркутской области, статьей 1 Закона Иркутской области от 18 ноября 2009 года N 82/48-оз "О Правительстве Иркутской области" Правительство Иркутской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Иркутской области.
Таким образом, как верно установлено судом, оспариваемый нормативный правовой акт вопреки доводам апеллянта принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к его форме, виду, процедуре принятия, правил введения в действие.
Разрешая административно-правовой спор по существу, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого в части нормативного правового акта нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Выводы суда судебная коллегия находит верными, основанными на правильном применении норм материального права, соответствующими материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Положениями части 1 статьи 36 Федерального закона от 29 ноября 2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 326-ФЗ) установлено, что территориальная программа обязательного медицинского страхования - составная часть территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Территориальная программа обязательного медицинского страхования формируется в соответствии с требованиями, установленными базовой программой обязательного медицинского страхования.
Территориальная программа обязательного медицинского страхования включает в себя виды и условия оказания медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, установленные базовой программой обязательного медицинского страхования, и определяет с учетом структуры заболеваемости в субъекте Российской Федерации значения нормативов объемов предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо, нормативов финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи в расчете на одно застрахованное лицо и норматива финансового обеспечения территориальной программы обязательного медицинского страхования в расчете на одно застрахованное лицо (часть 2 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ территориальная программа обязательного медицинского страхования в рамках реализации базовой программы обязательного медицинского страхования определяет на территории субъекта Российской Федерации способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, определяет условия оказания медицинской помощи в них, а также целевые значения критериев доступности и качества медицинской помощи.
В силу части 2 статьи 15 Федерального закона N 326-ФЗ медицинская организация включается в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования по территориальным программам обязательного медицинского страхования, на основании уведомления, направляемого ею в территориальный фонд до 1 сентября года, предшествующего году, в котором медицинская организация намерена осуществлять деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Территориальный фонд не вправе отказать медицинской организации во включении в реестр медицинских организаций.
Как следует из Приложения N 1 к Территориальной программе, НИИ Клинической медицины включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Судом также установлено, что Территориальная программа на 2022 год, включающая территориальную программу обязательного медицинского страхования, содержит в своем составе обязательные положения, перечисленные вышеуказанными правовыми нормами.
Оспариваемое административным истцом в части Приложение N 5 Территориальной программы на 2022 год содержит реестр медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, а также определяет условия оказания медицинской помощи в них, предусмотренные частью 3 статьи 32 Федерального закона N 323-ФЗ (амбулаторные условиях, стационарные условия, скорая медицинская помощь вне медицинской организации, медицинская помощь, оказываемая в условиях дневных стационаров), что соответствует требованиям части 6 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ.
Как верно указано судом, наличие сноски (1) в Приложении N 5 не свидетельствует о том, что НИИ Клинической медицины оспариваемым нормативным правовым актом установлены объемы оказания медицинской помощи только по амбулаторному гемодиализу, поскольку фактически содержит информацию о количестве процедур планового амбулаторного гемодиализа в течение месяца, а также о способе оплаты медицинской организации проведенных ею консультаций врачей специалистов, лабораторных исследований для пациентов, получающих плановый амбулаторный гемодиализ, и порядок оплаты иных услуг путем взаиморасчетов между медицинскими организациями.
Данные обстоятельства также подтвердила в суде первой инстанции свидетель Дугина Н.Ю. - член рабочей группы Комиссии.
При этом необходимость указания в территориальной программе обязательного медицинского страхования способов оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию, прямо закреплено в части 6 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ.
Из анализа статей 32, 33 Федерального закона N 323-ФЗ следует, в амбулаторных условиях может быть оказана, в том числе, первичная специализированная медико-санитарная помощь.
Согласно пункту 21 приказа Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 года N 543н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, а также при самостоятельном обращении пациента в медицинскую организацию.
В силу статьи 21 Федерального закона N 323-ФЗ при оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача (часть 1). Оказание первичной специализированной медико-санитарной помощи осуществляется: 1) по направлению врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача), фельдшера, врача-специалиста; 2) в случае самостоятельного обращения гражданина в медицинскую организацию, в том числе организацию, выбранную им в соответствии с частью 2 настоящей статьи, с учетом порядков оказания медицинской помощи (часть 3).
В соответствии с разделом IV "Базовая программа обязательного медицинского страхования" Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 года N 2505, при реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования применяются следующие способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации, в частности, при оплате медицинской помощи, оказанной в амбулаторных условиях: по подушевому нормативу финансирования на прикрепившихся лиц; за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услугу, посещение, обращение (законченный случай) при оплате медицинской помощи, оказанной в медицинских организациях, не имеющих прикрепившихся лиц.
В соответствии с уведомлением о включении НИИ Клинической медицины в реестр медицинских организаций, направленной в адрес территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области, у административного истца отсутствует прикрепленное население.
При таких обстоятельствах оказание НИИ Клинической медицины медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в амбулаторных условиях при отсутствии граждан, принятых на обслуживание, может осуществляться по направлению медицинских работников, оказывающих первичную доврачебную и первичную врачебную медико-санитарную помощь, при этом оплата производиться за единицу объема медицинской помощи - за медицинскую услуг (в рассматриваемом случае, за услугу диализа).
Таким образом, сноска (1) в Приложении N 5 в отношении НИИ Клинической медицины не ограничивает право административного истца оказывать в рамках имеющейся лицензии иные медицинские услуги в амбулаторных условиях за счет средств обязательного медицинского страхования с соблюдением требований, регламентирующих порядок оплаты медицинской помощи.
Утверждения апеллянта о том, что стороной административного ответчика не представлены доказательства тому, что Рабочей группой проведена фактическая оценка возможности реализации заявленных НИИ Клинической медицины объемов медицинской помощи на основании показателей эффективности деятельности медицинских организаций, судебная коллегия находит несостоятельными.
Частью 10 статьи 36 Федерального закона N 326-ФЗ установлены следующие основные критерии, являющиеся основаниями для распределения решением комиссии объема медицинской помощи между медицинским организациями в сфере обязательного медицинского страхования: количество, пол и возраст застрахованных лиц, количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, потребность застрахованных лиц в медицинской помощи, а также нормативы финансовых затрат на единицу объема предоставления медицинской помощи, установленных территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Кроме того, согласно пункту 8 Положения о комиссии распределение и перераспределение объемов медицинской помощи осуществляется:
1) по видам и условиям предоставления медицинской помощи, а также применяемым способам оплаты медицинской помощи;
2) в разрезе профилей медицинской помощи, и при решении Комиссии в разрезе заболеваний и состояний (групп заболеваний и состояний), групп и видов высокотехнологичной медицинской помощи;
3) в разрезе медицинских услуг (групп медицинских услуг) в случае установления в тарифном соглашении по отдельным видам медицинских услуг (групп медицинских услуг) возможности использования только способа оплаты медицинской помощи "за единицу объема медицинской помощи";
4) с учетом показателей потребления медицинской помощи по данным персонифицированного учета сведений о медицинской помощи, оказанной застрахованным лицам, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, численности и половозрастной структуры застрахованных лиц, а также с учетом результатов контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи в динамике до трех лет (за исключением медицинских организаций, впервые включенных в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования в году, на который формируется территориальная программа обязательного медицинского страхования).
Согласно пункту 9 Положения о комиссии (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемого нормативного правового акта) при распределении и перераспределении объемов медицинской помощи учитываются:
1) порядок организации медицинской помощи в субъекте Российской Федерации с учетом этапов оказания медицинской помощи, уровня и структуры заболеваемости, особенностей половозрастного состава и плотности населения, транспортной доступности, климатических и географических особенностей региона, а также сроков ожидания оказания медицинской помощи;
2) сведения медицинских организаций, представленные при подаче уведомления об участии в сфере обязательного медицинского страхования;
3) соответствие заявленных медицинскими организациями объемов медицинской помощи перечню работ и услуг, включенных в лицензию на осуществление медицинской деятельности;
4) соответствие объемов медицинской помощи, заявленных медицинскими организациями при подаче уведомлений об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования, мощности коечного фонда, наличию соответствующего медицинского оборудования, медицинских работников соответствующих специальностей и других;
5) соответствие деятельности медицинских организаций требованиям порядков оказания медицинской помощи;
6) сведения страховых медицинских организаций о числе застрахованных лиц, их потребности в медицинской помощи и финансовых средствах для ее оплаты.
В соответствии с пунктом 11 Положения о комиссии (в редакции, действовавшей в спорном периоде) распределение объемов медицинской помощи между медицинскими организациями осуществляется Комиссией по следующим критериям:
1) количество прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим медицинскую помощь в амбулаторных условиях, и показателей объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом показателей потребления медицинской помощи, видов медицинской помощи, условий предоставления медицинской помощи и врачебных специальностей;
2) показатели объемов предоставления медицинской помощи на одно застрахованное лицо в год, утвержденных территориальной программой, с учетом профилей отделений (коек), врачебных специальностей, видов медицинской помощи и условий ее предоставления медицинскими организациями, не имеющими прикрепленных застрахованных лиц;
3) количество диагностических и (или) консультативных услуг для обеспечения потребности медицинских организаций по выполнению порядков оказания медицинской помощи и с учетом стандартов медицинской помощи по заболеваниям и состояниям в полном объеме при отсутствии или недостаточности у медицинских организаций данных диагностических и (или) консультативных услуг;
4) соотношение оказанных объемов предоставления медицинской помощи и оплаченных страховыми медицинскими организациями каждой медицинской организации;
5) необходимость и возможность внедрения новых медицинских услуг или технологий;
6) наличие ресурсного, в том числе кадрового, обеспечения планируемых объемов предоставления медицинской помощи;
7) достаточность мощности медицинской организации для выполнения объемов медицинской помощи, заявленных медицинской организацией в уведомлении об осуществлении деятельности в сфере обязательного медицинского страхования.
При распределении объемов медицинской помощи между медицинскими организациями критерии рассматриваются Комиссией комплексно.
Материалы дела и изложенные выше обстоятельства свидетельствуют о том, что распределение объемов медицинской помощи осуществлено Комиссией не произвольно, а в соответствии с законодательно закрепленными критериями.
При этом административным истцом не указано, какие из этих критериев не применялись либо нарушались Комиссией либо Правительством области в отношении него; решение Комиссии, оформленное протоколом от 29 декабря 2021 года N 78, в установленном порядке не обжаловалось.
Ссылки апеллянта на Показатели эффективности, установленные решением Комиссии от 23 октября 2019 года N 35, о незаконности оспариваемого нормативного правового акта не свидетельствуют, так как административный истец включен в Перечень медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы в 2022 году с учетом указанных показателей. При этом действующим законодательством не закреплена обязанность Комиссии по предоставлению медицинской организации возможности оказания медицинской помощи, оплачиваемой за счет средств обязательного медицинского страхования, по всем заявленным в уведомлении о включении медицинской организации в реестр медицинских организаций условиям, видам, формам оказаниям медицинской помощи, поскольку целью территориальной программы государственных гарантий является оказание востребованных видов медицинской помощи за счет вышеуказанных средств, а не загрузка мощностей медицинских организаций.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
Доводы представителя административного истца о неизвещении о судебном разбирательстве в суде первой инстанции Комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования в Иркутской области являются несостоятельными и опровергаются материалами дела.
Таким образом, судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Иркутского областного суда от 14 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Международного учреждения здравоохранения и дополнительного образования Научно-исследовательский институт клинической медицины - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалоба, представление через Иркутский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 февраля 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.