Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Зюлин М.А., рассмотрев жалобу директора ООО "Форум" Борисова И.А. на вступившие в законную силу постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области от 16 декабря 2021 года, решение судьи Заволжского районного суда г.Твери от 23 мая 2022 года и решение судьи Тверского областного суда от 22 июня 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Форум" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области N 331 от 16 декабря 2021 года, ООО "Форум" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Заволжского районного суда г.Твери от 23 мая 2022 года вышеуказанное постановление изменено, размер административного штрафа назначенный ООО "Форум" снижен до 70 000 рублей.
Решением судьи Тверского областного суда от 22 июня 2022 года, решение судьи Заволжского районного суда г.Твери от 23 мая 2022 года оставлено без изменения.
В жалобе, поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО "Форум" Борисов И.А. просит отменить обжалуемые акты, вынесенные в отношении общества считая их незаконными.
Изучив представленные материалы и доводы жалобы заявителя, судья приходит к следующим выводам.
Административная ответственность по части 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 Кодекса, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
В силу части 1 статьи 51 Федеральный закон N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 51 Федерального закона N 7-ФЗ запрещен сброс отходов производства и потребления на почву; запрещено размещение отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.
Из представленных материалов усматривается, что основанием для привлечения общества к административной ответственности по названной норме Кодекса явились обстоятельства того, что 26 августа 2021 года в период с 14 часов 29 минут до 17 часов 13 минут в ходе осмотра территории в районе "адрес" установлено, что в точке координат: N расположено кирпичное здание очистных сооружений (далее - здание очистных сооружений), соединенное трубами с бетонным отстойником, расположенным в точке координат: N, заполненным сточными водами серо-зеленого цвета с хозяйственнофекальным запахом. От бетонного отстойника выходит труба, окончание которой открыто и технически соединено с железным желобом. Из трубы, выходящей от бетонного отстойника, по железному желобу вниз по уклону в восточном направлении от бетонного отстойника, сбрасываются сточные воды серо-зеленого цвета с хозяйственно-фекальным запахом. В точке координат: N сточные воды серо-зеленого цвета стекают с железного желоба на почву. С восточной стороны, в 17 метрах от здания очистных сооружений, расположен металлический резервуар, закопанный в землю и открытый сверху. От металлического резервуара выходит деревянный желоб, по которому, из металлического резервуара, стекают на почву сточные воды.
В ходе проведения мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями 27 сентября 2022 года в период с 10 часов 03 минут до 12 часов 22 минут специалистами филиала ЦЛАТИ по Тверской области отобраны пробы сточной воды в месте сброса сточных вод на почву, отобраны объединенные пробы почвы на земельном участке, расположенном в восточном направлении в 20 метрах от здания очистных сооружений, размером 10 м. в длину, 10м. в ширину, на котором накапливаются сточные воды серо-зеленого цвета (точка координат: N), отобраны фоновые пробы почвы (акт мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями от 27.09.2021).
По результатам токсикологического анализа (методом биотестирования) проба почвы, отобранная на предположительно загрязненном участке в месте сброса сточных вод на рельеф, координаты N (проба N 7, протокол испытаний N 198-Б/РО от 05.10.2021) обладает острой токсичностью для Тест- объектов (л.д. 65, 67-70). По результатам химического анализа в пробе почвы, отобранной, на предположительно загрязненном участке в месте сброса сточных вод на рельеф, координаты N (проба N 6, протокол испытаний N 164- П/ЦО от 04.10.2021) по сравнению с фоновой пробой почвы, отобранной на той же глубине по тому же адресу, координаты: N (проба N 2, протокол испытаний N 163-П/ЦО от 04.10.2021) имеется превышение по содержанию: аммония обменного - в 4, 3 раза, фосфора (подвижные соединения) - в 6, 2 раза, сульфат-ионов (в водной вытяжке) - в 1, 5 раза, нефтепродуктов - в 81 раз, азот-нитритам - в 1, 2 раза.
Приведенные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки доводам жалобы, в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах, должностное лицо и судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о совершении ООО "Форум" административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Административное наказание ООО "Форум" назначено в соответствии с санкцией части 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Судами верно указано на отсутствие оснований для замены административного штрафа на предупреждение.
Доводы жалобы, в том числе об отсутствии состава административного правонарушения, были предметом проверки предыдущих судебных инстанций и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах.
Несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, подлежащих применению к рассматриваемым правоотношениям, не свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренных им процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
постановление старшего государственного инспектора Тверской области в области охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области N 331 от 16 декабря 2021 года, решение судьи Заволжского районного суда г.Твери от 23 мая 2022 года и решение судьи Тверского областного суда от 22 июня 2022 года, вынесенные в отношении ООО "Форум" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу директора ООО "Форум" Борисова И.А.- без удовлетворения.
Судья Второго кассационного суда
общей юрисдикции подпись М.А.Зюлин
КОПИЯ ВЕРНА, Судья
КОПИЯ ВЕРНА, судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.