Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шеломановой Л.В, судей Жудова Н.В, Войты И.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу автономной некоммерческой организации Межрегиональная интернациональная Торгово-индустриальная палата на решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 31 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 20 июля 2022 года (номер дела в суде первой инстанции N) по административному делу по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области о ликвидации автономной некоммерческой организации Межрегиональная интернациональная Торгово-индустриальная палата, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Жудова Н.В, выслушав объяснения представителя некоммерческой организации ФИО4, поддержавшего жалобу, судебная коллегия
установила:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области обратилось в суд с административным иском о ликвидации автономной некоммерческой организации Межрегиональная интернациональная Торгово-индустриальная палата (далее также АНО МИТИП) и исключении ее из Единого государственного реестра юридических лиц, ссылаясь на допущенные организацией неоднократные нарушения требований статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях", иные грубые нарушения, выразившиеся в неисполнении обязанности по предоставлению документов в ходе плановой проверки, несоответствии учредительного документа (устава) АНО МИТИП требованиям законодательства о юридических лицах, и не устраненных несмотря на предупреждения, вынесенные в адрес данной некоммерческой организации.
Решением Рыбновского районного суда Рязанской области от 31 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 20 июля 2022 года, требования административного иска удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 28 декабря 2022 года, поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных актов в связи с их незаконностью и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административного иска.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Рассмотрев административное дело в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что судами такого рода нарушений допущено не было.
Из материалов дела следует и установлено судом, что ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРЮЛ были внесены сведения о АНО МИТИП (ОГРН - N).
АНО МИТИП создано в форме автономной некоммерческой организации, действовавшей на основании Устава.
В настоящее время, по сведениям ФНС России, организация ликвидирована ДД.ММ.ГГГГ по решению суда.
Управлением Минюста России по Рязанской области по результатам проведенной в ДД.ММ.ГГГГ плановой документарной проверки в адрес АНО МИТИП внесено предупреждение от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором было отражено, что устав организации по ряду своих положений не соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ, Федерального закона о некоммерческих организациях, Закону РФ от 07.07.1993 г. N5340-1 "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" (перечень таких положений подробно воспроизведен в обжалуемом решении суда со ссылкой на акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ).
Кроме этого, в предупреждении было указано на то, что организацией не представлены сведения о создании арбитражного учреждения и подтверждении права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 N 382-ФЗ "Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации"; не представлены документы, подтверждающие осуществление деятельности в соответствии с целями организации, а также формирование имущества, достаточного для осуществления приносящей доход деятельности; не проинформирован уполномоченный орган об изменении состава учредителей, как того требует пункт 7 статьи 32 Федерального закона о некоммерческих организациях; при проведении плановой проверки, в нарушение части 5 статьи 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не исполнен мотивированный запрос о направлении в территориальный орган Минюста названных в нем документов.
Выявленные при проверке и отраженные в предупреждении нарушения подлежали устранению в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Жалобы АНО МИТИП в Министерство юстиции Российской Федерации на указанное предупреждение и об обязании издать распоряжение, обязывающее Управление Минюста России по Рязанской области отозвать предупреждение, оставлены без удовлетворения.
Законность результатов рассмотрения жалоб Министерством юстиции Российской Федерации подтверждена в судебном порядке.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении АНО МИТИП вынесено повторное предупреждение N о необходимости устранить упомянутые нарушения в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор и удовлетворяя административный иск суды обеих инстанций, установив только частичное исполнение АНО МИТИП вынесенных в его адрес предупреждений, пришли к выводу об обоснованности заявленных исковых требований.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к вышеуказанным выводам, подробно со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права изложены в оспариваемых судебных актах.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции находит указанные выводы правильными основанными на обстоятельствах дела, подтвержденных доказательствами, которым дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Федеральный закон о некоммерческих организациях определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций отдельных организационно-правовых форм, видов и типов, а также возможные формы поддержки некоммерческих организаций органами государственной власти и органами местного самоуправления (статья 1).
Некоммерческие организации могут создаваться в форме общественных или религиозных организаций (объединений), общин коренных малочисленных народов Российской Федерации, казачьих обществ, некоммерческих партнерств, учреждений, автономных некоммерческих организаций, социальных, благотворительных и иных фондов, ассоциаций и союзов, а также в других формах, предусмотренных федеральными законами (пункт 3 статьи 2).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Пунктом 1 статьи 18 Федерального закона о некоммерческих организациях установлено, что некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, данным законом и другими федеральными законами.
Так, в силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
Кроме того, неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 32 Федерального закона о некоммерческих организациях, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (пункт 10 статьи 32 названного закона).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 26 постановления от 27 декабря 2016 г. N 64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами", поскольку закон не устанавливает перечень грубых нарушений, оценка того, является ли допущенное объединением граждан нарушение закона грубым и влекущим ликвидацию либо запрет деятельности объединения граждан, осуществляется судом.
Удовлетворяя заявленное Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области требование, суды пришли к правильному выводу о том, что основания, указанные этим уполномоченным органом, для ликвидации АНО МИТИП, ранее являлись предметом судебной проверки при обжаловании результатов рассмотрения Министерством юстиции Российской Федерации жалоб некоммерческой организации на обоснованность вынесенного в ДД.ММ.ГГГГ предупреждения, признаны нашедшими свое подтверждение, а потому не подлежащими оспариванию в настоящем деле.
Приведенные в оспариваемых судебных актах многочисленные нарушения в деятельности АНО МИТИП правильно расценены судом как грубые, а также нарушающие положения статьи 32 Федерального закона о некоммерческих организациях, которые не могут быть устранены законным образом в настоящее время.
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов о том, что в данном случае ликвидация как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах является соразмерной допущенным АНО МИТИП нарушениям.
Доводы кассационной жалобы, по сути, повторяют правовую и процессуальную позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанции, о нарушении административным истцом законодательства не свидетельствуют; направлены на переоценку доказательств, установленных по делу фактических обстоятельств, и при этом не содержат в себе данных, которые не были бы проверены и учтены судом первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела, имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
С учетом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рыбновского районного суда Рязанской области от 31 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Рязанского областного суда от 20 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу автономной некоммерческой организации Межрегиональная интернациональная Торгово-индустриальная палата, без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено 3 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.