Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Склярука С.А, судей Ульянкина Д.В, Зенина В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Центральное УГМС") ФИО4 на решение Ленинского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные по административному делу N по административному исковому заявлению Ивановского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, в интересах неопределенного круга лиц к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, ФГБУ "Центральное УГМС" о признании бездействия незаконным, устранении допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Ульянкина Д.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ивановский межрайонный природоохранный прокурор Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим административным иском к Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" о признании бездействия незаконным. Бездействие заключается в не установлении на территории г. Иваново Ивановской области должного количества стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха. Также просил возложить на административных ответчиков обязанность установить на территории г. Иваново стационарные посты наблюдения за состоянием атмосферного воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86 "Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных мест".
Решением Ленинского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, административные исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поступившей 17 января 2023 года, начальником ФГБУ "Центральное УГМС" ФИО4 ставится вопрос об отмене вынесенных судебных актов по основаниям нарушения норм материального и процессуального права, несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представитель ФГБУ "Центральное УГМС" по доверенности ФИО5, а также представитель Росгидромета по доверенности ФИО6 поддержали кассационную жалобу и просили ее удовлетворить.
Представитель Ивановского природоохранного прокурора ФИО7 в судебном заседании суда кассационной инстанции возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия в силу части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Мониторинг атмосферного воздуха в соответствии с положениями Федерального закона от 04 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" - это система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения
Согласно ст. 23 названного Федерального закона в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Государственный мониторинг атмосферного воздуха является составной частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и осуществляется федеральными органами исполнительной власти в области охраны окружающей среды, другими органами исполнительной власти в пределах своей компетенции в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды совместно с территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях устанавливают и пересматривают перечень объектов, владельцы которых должны осуществлять мониторинг атмосферного воздуха.
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся организация и финансирование государственного мониторинга атмосферного воздуха и обеспечение его проведения (статья 5 Федерального закона "Об охране атмосферного воздуха").
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 06.06.2013 N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды" (далее - Постановление N 477), организацию и осуществление государственного мониторинга обеспечивает Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с участием других уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Пунктом 4 Постановления N 477 предусмотрено, что государственный мониторинг осуществляется на основе государственной системы наблюдений, включающей в себя стационарные и подвижные пункты наблюдений за состоянием окружающей среды.
Государственная система наблюдений включает в себя государственную наблюдательную сеть, формирование и функционирование которой обеспечивается Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также территориальные системы наблюдений за состоянием окружающей среды, формирование и обеспечение функционирования которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.
При формировании государственной системы наблюдений учитываются пункты и системы наблюдений за состоянием окружающей среды в районах расположения объектов, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и владельцы которых в соответствии с федеральными законами осуществляют мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в зоне воздействия этих объектов (далее - локальные системы наблюдений).
Положениями "ГОСТ 17.2.3.01-86. Охрана природы. Атмосфера. Правила контроля качества воздуха населенных пунктов" установлены три категории постов наблюдений за загрязнением атмосферы: стационарные, маршрутные, передвижные (п. 1.1).
Стационарный пост предназначен для обеспечения непрерывной регистрации содержания загрязняющих веществ или регулярного отбора проб воздуха для последующего анализа. Из числа стационарных постов выделяются опорные стационарные посты, которые предназначены для выявления долговременных изменений содержания основных и наиболее распространенных загрязняющих веществ (п.1.2).
Согласно требованиям пункта 2.5 упомянутого государственного стандарта, число постов и их размещение определяется с учетом численности населения, площади населенного пункта и рельефа местности, а также развития промышленности, сети магистралей с интенсивным транспортным движением и их расположением по территории города, рассредоточенности мест отдыха и курортных зон.
Число стационарных постов в зависимости от численности населения устанавливается не менее: 1 пост - до 50 тысяч жителей, 2 поста - 100 тысяч жителей, 2 - 3 поста - 100 - 200 тысяч жителей, 3 - 5 постов - 200 - 500 тысяч жителей, 5 - 10 постов - более 500 тысяч жителей, 10 - 20 постов (стационарных и маршрутных) - более 1 млн. жителей (пункт 2.6).
Из материалов дела следует и установлено судами, что на территории города Иваново, численность населения которого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет "данные изъяты" человека, расположено 2 стационарных поста наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, что не соответствует вышеназванному государственному стандарту, исходя из количества жителей данного муниципального образования.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", Федерального закона от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе", требованиями, содержащимися в постановлении Правительства РФ от 06.06.2013 N 477 "Об осуществлении государственного мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды", Положением о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23.07.2004 N 372, учредительными документами ФГБУ "Центральное УГМС", с учетом установленных по делу фактических обстоятельств, пришел правильному к выводу о том, что административными ответчиками не принято должных мер по обеспечению на территории г. Иваново необходимого количества стационарных постов наблюдения за состоянием окружающего воздуха в соответствии с ГОСТ 17.2.3.01-86. Подобное бездействие создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц, в том числе на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций, поскольку ими дана надлежащая оценка всем обстоятельствам по делу, вопреки доводам кассационной жалобы, правильно применены нормы материального права, не допущены нарушения норм процессуального права, которые бы влекли отмену судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционное определение Ивановского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, кассационную жалобу начальника ФГБУ "Центральное УГМС" ФИО4 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный ч.2 ст. 318 КАС РФ.
Мотивированный текст кассационного определения изготовлен 2 марта 2023 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.