Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Циркуновой О.М.
судей Репиной Е.В, Смирновой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу административного ответчика ФИО1 (поступившую в суд первой инстанции 27 декабря 2022 года, в суд кассационной инстанции с делом - 24 января 2023 года) на решение Тейковского районного суда Ивановской области от 12 апреля 2022 года
и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ивановского областного суда от 7 июля 2022 года, вынесенные
по административному делу N 2а-9/2022 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Ивановской области к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, заслушав доклад судьи Циркуновой О.М, судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрайонная инспекция ФНС России N 2 по Ивановской области обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности:
по транспортному налогу за 2015 год в размере 45 рублей, пени, начисленных на нее за период с 02.12.2016 по 13.11.2017 в размере 4, 88 рублей, за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 3, 38 рублей, а также пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу 127 рублей за 2015 год за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 9, 56 рублей;
по транспортному налогу за 2016 год в размере 805 рублей, пени, начисленных на нее за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 в размере 15, 59 рублей, за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 60, 64 рублей;
пени, начисленных на задолженность по транспортному налогу 760 рублей за 2017 год за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 57, 25 рублей;
по транспортному налогу за 2018 год в размере 760 рублей, пени, начисленных на нее за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 в размере 9, 11 рублей, за период с 29.01.2020 по 28.06.2020 в размере 22, 20 рублей;
по уплате пени, начисленных на задолженность по налогу на имущество физических лиц 5632 рублей за 2014 год за период с 14.03.2017 по 14.11.2017 в размере 410, 35 рублей, за период с 10.07.2019 по 28.06.2020
в размере 424, 27 рублей;
по уплате пени, начисленных на задолженность по налогу на имущество физических лиц 2042 рублей за 2015 год за период с 14.03.2017 по 14.11.2017 в размере 119, 91 рублей, за период с 10.07.2019 по 28.06.2020
в размере 153, 20 рублей;
по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 2042 рублей, пени, начисленных на указанную недоимку за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 153, 83 рублей;
по уплате пени, начисленных на задолженность по налогу на имущество физических лиц 2042 рублей за 2017 год за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 153, 83 рублей;
по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2042 рублей, пени, начисленных на указанную недоимку за период с 03.12.2019
по 28.01.2020 в размере 24, 47 рублей, за период с 29.01.2020 по 28.06.2020
в размере 59, 65 рублей;
по уплате пени, начисленных на земельный налог 742 рубля за 2014 год за период с 14.03.2017 по 14.11.2017 в размере 55, 23 рублей, за период
с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 55, 90 рублей;
по земельному налогу за 2015 год в размере 101 рубль, пени, начисленных на нее за период с 02.12.2017 по 27.02.2018 в размере 2, 30 рублей, за период с 28.02.2018 по 08.07.2019 в размере 12, 54 рублей, за период с 09.07.2019 по 25.06.2020 в размере 7, 58 рублей; пени, начисленных на земельный налог 761 рубль за 2015 год за период
с 14.03.2017 по 14.11.2017 в размере 56, 65 рублей, за период с 10.07.2019
по 28.06.2020 в размере 57, 32 рублей;
по земельному налогу за 2016 год в размере 761 рубль, пени, начисленных на нее за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 в размере 14, 74 рублей, за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 57, 32 рублей;
по земельному налогу за 2016 год в размере 501 рубль, пени, начисленных
на нее за период 02.12.2017 по 27.02.2018 в размере 11, 45 рублей, за период
с 28.02.2018 по 08.07.2019 в размере 62, 17 рублей, за период с 09.07.2019
по 25.06.2020 в размере 37, 64 рублей;
по земельному налогу за 2017 год в размере 547 рублей, пени, начисленных на нее за период с 04.12.2018 по 04.02.2019 в размере 8, 85 рублей, за период с 05.02.2019 по 08.07.2019 в размере 21, 66 рублей, за период с 09.07.2019 по 25.06.2020 в размере 41, 10 рублей; пени, начисленных на земельный налог 761 рубль за 2017 год за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 57, 32 рублей;
по земельному налогу за 2018 год в размере 761 рубль, пени, начисленных на нее за период с 03.12.2019 по 28.01.2020 в размере 9, 12 рублей, за период с 29.01.2020 по 28.06.2020 в размере 22, 23 рублей, по земельному налогу за 2018 год в размере 547 рублей, пени, начисленных
на нее за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в размере 7, 24 рублей, за период
с 04.02.2020 по 25.06.2020 в размере 15, 05 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный истец является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц и земельного налога как собственник: жилого дома
и земельного участка, расположенных по адресу: "адрес", "адрес"; земельного участка площадью 700 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", д. Леушино Старое, "адрес"А; земельного участка площадью 709 кв.м, расположенного
по адресу: "адрес", д. Леушино Старое; автомобиля УАЗ 31512, 1997 года выпуска, государственный регистрационный
знак N; автомобиля ГАЗ 2217, 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак: N; мотоцикла ЯМАХА УBR125, 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак N
В адрес административного ответчика направлялись требования
об уплате налога и пени, которые в установленный срок в добровольном порядке исполнены не были.
Решением Тейковского районного суда Ивановской области от 12 апреля 2022 года (с учетом дополнительного решения того же суда от 15 апреля 2022 года) административное исковое заявление Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Ивановской области удовлетворено частично. С административного ответчика ФИО1 взыскана задолженность:
1) по транспортному налогу:
за 2015 год в сумме 45 рублей, пени, начисленных на нее за период с 02.12.2016 по 13.11.2017 в размере 4, 88 рублей, с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 3, 38 рублей, пени на недоимку за 2015 год 127 рублей за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 9, 56 рублей;
за 2016 год в сумме 805 рублей, пени, начисленных на нее за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 в размере 15, 59 рублей, с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 60, 64 рублей;
за 2018 год в сумме 760 рублей, пени, начисленных на нее за период с 03.12.2019 по 28.06.2020 в размере 31, 31 рублей, пени, начисленных на недоимку за 2017 год 760 рублей за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 57, 25 рублей;
2) земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов:
за 2016 год в сумме 761 рубль, пени на нее за период с 02.12.2017 по 13.02.2018 в размере 14, 74 рублей, с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 57, 32 рублей;
за 2018 год в размере 761 рубль, пени на нее за период с 03.12.2019 по 28.06.2020 в размере 31, 35 рублей, пени на недоимку за 2015 год 761 рубль за период с 14.03.2017 по 14.11.2017 в размере 56, 65 рублей, с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 57, 32 рублей;
пени на недоимку за 2017 год 761 рубль за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 57, 32 рублей
3) по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений:
за 2015 год в сумме 101 рубль, пени, начисленных на нее за период с 02.12.2017 по 25.06.2020 в размере 22, 42 рублей, за 2016 год в сумме 501 рубль, пени, начисленных на нее за период с 02.12.2017 по 25.06.2020 в размере 111, 26 рублей;
за 2017 год в сумме 547 рублей, пени, начисленных на нее за период с 04.12.2018 по 25.06.2020 в размере 71, 61 рублей;
за 2018 год в сумме 547 рублей, пени, начисленных на нее за период с 03.12.2019 по 25.06.2020 в размере 22, 29 рублей;
4) по налогу на имущество физических лиц:
пени на недоимку по уплате налога на имущество 2042 рублей за 2015 год за период с 01.05.2017 по 14.11.2017 в размере 119, 91 рублей, за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 153, 20 рублей;
за 2016 год в размере 2042 рубля, пени, начисленных на нее с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 153, 83 рублей;
пени на недоимку по уплате налога на имущество физических лиц 2042 рублей за 2017 год за период с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 153, 83 рублей;
за 2018 год в размере 2042 рублей, пени, начисленных на нее за период с 03.12.2019 по 28.06.2020 в размере 84, 12 рублей.
Всего с административного ответчика взыскано 10 261, 78 рублей.
В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Также со ФИО1 в доход бюджета г.о. Тейково взыскана государственная пошлина в соответствии с положениями статьи 333.19
НК РФ, части 1 статьи 114 КАС РФ, а также пункта 2 статьи 61.1 БК РФ пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований 410, 47 рублей.
Апелляционным определением Ивановского областного суда от 7 июля 2022 года вышеуказанное решение суда отменено в части взыскания
с административного ответчика задолженности по транспортному налогу
за 2015 год в размере 33, 75 рублей, пени, начисленных на него
за период с 02.12.2016 по 13.11.2017 в размере 3, 66 рублей и за период
с 10.07.2019 по 28.06.2020 в размере 2, 54 рублей, в связи с отказом Межрайонной инспекции ФНС России N 2 по Ивановской области от административного иска в названной части, производство по административному делу в указанной части прекращено.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения; дополнительное решение Тейковского районного суда Ивановской области от 15 апреля 2022 года изменено в части размера взысканной государственной пошлины, ко взысканию указана сумма государственной пошлины в размере 409 рублей.
В поданной во Второй кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе административный ответчик ФИО1 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований
по мотиву несоответствия выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, а также неправильного применения норм материального права.
Приводит доводы о нарушении налоговым органом процедуры взыскания задолженности в судебном порядке, указывая на истечение предусмотренных для этого законом сроков по требованиям налогового органа.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 27 января 2023 года кассационная жалоба передана для рассмотрения
в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, судебная коллегия определиларассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и подпункта
1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик
обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное
не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность
по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов
в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Согласно пунктам 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога
или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством
о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм
в полном объеме.
Согласно статье 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 данного Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей.
В силу пункта 1 статьи 358 НК РФ объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Налоговая база в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 359
НК РФ определяется как мощность двигателя транспортного средства
в лошадиных силах.
В соответствии со статьей 15 НК РФ земельный налог и налог
на имущество физических лиц относятся к местным налогам.
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения
в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
Налог на имущество физических лиц устанавливается и вводится
в действие в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 НК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено данным пунктом.
В силу пункта 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
На основании статьи 390 НК РФ налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 указанного Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган, направивший требование об уплате налога вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, пени в пределах сумм, указанных в требовании; заявление о взыскании подается в отношении всех требований об уплате налога, пеней, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 статьи 48 НК РФ.
В пункте 3 статьи 48 НК РФ определено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве; требование о взыскании налога, пеней за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу части 2 статьи 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов административного дела, ФИО1
на праве собственности принадлежат (принадлежали) следующие объекты налогообложения:
жилой дом с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес";
земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес";
земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес"
земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", "адрес", восточнее земельного участка с кадастровым номером N;
автомобиля УАЗ 31512, 1997 года выпуска, государственный регистрационный знак N;
автомобиля ГАЗ 2217, 2010 года выпуска, государственный регистрационный знак: N
мотоцикла ЯМАХА УBR125, 2006 года выпуска, государственный регистрационный знак N
Налоговым органом в адрес ФИО1 были направлены налоговые уведомления N 80356056 от 10 октября 2016 года, N 65557877
от 21 сентября 2017 года, N 59569343 от 5 сентября 2018 года, N 47156307 от 25 июля 2019 года о необходимости уплаты вышеперечисленных сумм налогов за 2015-2018 годы.
В связи с неуплатой административным ответчиком исчисленных сумм налогов налоговым органом выставлены требования от 14 ноября 2017 года N 6049, от 15 ноября 2017 года N 8457, от 14 февраля 2018 года N 1750, от 28 февраля 2018 года N 7645, от 5 февраля 2019 года N 5177, от 9 июля 2019 года N 30826, от 29 января 2020 года N 3736, от 4 февраля 2020 года N 5425, от 26 июня 2020 года N 18778, от 29 июня 2020 года
N 27518 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.
Вышеуказанные требования административным ответчиком исполнены не были.
23 марта 2021 года мировым судьей судебного участка N 2 Тейковского судебного района Ивановской области вынесен судебный приказ по делу N 2а-482/2021 о взыскании со ФИО1 в пользу налогового органа задолженности по налоговым платежам, а также сумм пени, начисленных в связи с нарушением установленного срока их уплаты.
30 апреля 2021 года данный судебный приказ отменен в связи
с поступлением возражений административного ответчика. Налоговый орган обратился в суд с соответствующим административным иском 19 августа 2021 года, т.е. в пределах установленного законом срока.
Рассмотрев настоящий административный спор и удовлетворяя заявленные требования, суды нижестоящих инстанций исходили из того, что налоговый орган обратился с требованием
о взыскании с административного ответчика обязательных платежей
в пределах предоставленных полномочий; в ходе судебного разбирательства установлено, что административным ответчиком данные налоги и пени
с соответствующий бюджет добровольно не уплачены; Межрайонной инспекцией ФНС России N 2 по Ивановской области соблюден порядок взыскания обязательных платежей, а расчет налога и взыскиваемых сумм является математически и методологически верным.
Выводы судов судебная коллегия находит обоснованными и состоятельными, основанными на правильном толковании подлежащих применению норм материального права, которые подтверждаются всей совокупностью собранных и исследованных в ходе рассмотрения дела доказательств. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права.
Довод кассационной жалобы о пропуске административным истцом, установленного частями 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации срока обращения к мировому судье и в районный суд, являлся предметом оценки судами первой и апелляционной инстанций и обоснованно отклонен.
Судами нижестоящих инстанций верно отмечено, что истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа, в то время как в рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Относительно срока, установленного частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации на обращение в суд с административным иском с даты отмены судебного приказа, то налоговым органом данный срок не нарушен.
Иные доводы кассационной жалобы о несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, по мотивам их несоответствия обстоятельствам дела и неправильного применения судами норм материального права, не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, так как не содержат указаний на юридически значимые обстоятельства, которые не были бы проверены и учтены судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего дела, влияли бы на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов, либо опровергали бы изложенные в них выводы.
В целом доводы кассационной жалобы фактически повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную в судах первой и апелляционной инстанций, судами им дана надлежащая правовая оценка, в том числе и доводу о недействительном характере нормативных правовых актов, которыми руководствовался налоговый орган. Оснований
не согласиться с этой оценкой судебная коллегия не находит.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 КАС РФ безусловных оснований к отмене судебных постановлений не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тейковского районного суда Ивановской области от 12 апреля 2022 года (с учетом дополнительного решения от 15 апреля 2022 года)
в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии
по административным делам Ивановского областного суда от 7 июля
2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу административного ответчика ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено в полном объеме 17 февраля 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.