Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шеломановой Л.В, судей Войты И.В, Ульянкина Д.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 декабря 2022 года (дело N 33а - 7075/2022) по административному делу по административному исковому заявлению Ткаченко Олега Ивановича к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области об оспаривании распоряжения.
Заслушав доклад судьи Войты И.В, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
распоряжением Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области (далее по тексту - КУМИ, административный ответчик) от 25 февраля 2022 года N 167 Ткаченко О.И. отказано в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка с кадастровым номером N в СНТ "Железнодорожник" Бекреневского сельского округа, на том основании, что заявитель ранее реализовал право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка с кадастровым номером N.
Считая данное распоряжение незаконным, Ткаченко О.И. обратился в суд с административным иском об отмене названного распоряжения и возложении обязанности на административного ответчика принять решение о предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность бесплатно для ведения садоводства в границах, отраженных на схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории и в утверждении данной схемы.
Требования мотивированы тем, что положения пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" позволяют ему приобрести в собственность бесплатно земельный участок независимо от того, сколько раз до этого он воспользовался правом бесплатного приобретения в собственность земельного участка.
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 10 августа 2022 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 декабря 2022 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым оспариваемое распоряжение признано незаконным, на КУМИ возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Ткаченко О.И. от 09 февраля 2022 года о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов.
В кассационной жалобе Управления градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области ставится вопрос об отмене апелляционного определения по мотивам неправильного применения норм материального права, несоответствия выводов суда, обстоятельствам административного дела.
Определением судьи Второго кассационного, суда общей юрисдикции от 02 февраля 2022 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в связи с чем, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таких нарушений судами обеих инстанций не допущено.
Согласно пункту 1 статьи 213 Гражданского кодекса Российской Федерации в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
Частями 1 и 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В статье 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации закреплены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно.
В соответствии с частью 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и данным Законом. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" далее - Федеральный закон от 30.12.2021 N 63-ФЗ), до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В силу пункта 2.8 статьи 3 названного Федерального закона, в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схсмы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
В соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность или в аренду указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении. Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Как следует из материалов дела и установлено судом, с 15 июня 2005 года Ткаченко О.И. является членом СНТ "Железнодорожник" и владеет земельным участком с кадастровым номером N, площадью 394 кв. м, расположенным по адресу: "адрес", "адрес", категории земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования "для садоводства".
Данный земельный участок образован из земельного участка, предоставленного садоводческому товариществу "Железнодорожник" 26 декабря 1992 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 25.10.2001 N 137-Ф3.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 28 ноября 2022 года земельный участок с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", с/с Бекреневский СНТ "Железнодорожник", включает в числе прочих спорный земельный участок с кадастровым номером N, площадью 394 кв. м.
ДД.ММ.ГГГГ Ткаченко О.И. обратился в КУМИ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность бесплатно.
Распоряжением КУМИ от ДД.ММ.ГГГГ N Ткаченко О.И. отказано в предоставлении в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка, на том основании, что ранее им было реализовано право бесплатного приобретения земельного участка с кадастровым номером N, согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 39.19 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что Ткаченко О.И. имел право на однократное предоставление земельного участка в собственность бесплатно. Данное право административный истец реализовал, получив, как член ГСК "Путеец", в собственность бесплатно 86 2256 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером N на основании постановления мэрии г. Ярославля от 07 ноября 2018 года N 1497.
Отменяя решение, и принимая по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что установленные пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-Ф3 упрощенные правила приобретения земельных участков, находящихся в публичной собственности и предназначенных для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, образованных из земельного участка, предоставленного садовому товариществу до вступления в силу данного Закона, являются частью "дачной амнистии", направлены на стимулирование садоводов, огородников и дачников, которые используют земельные участки, предоставленные им до указанной даты, на основании членства в соответствующих товариществах и партнерствах, приобрести бесплатно как личные участки, так участки общего пользования до даты, предусмотренной в названном пункте.
Действующее законодательство указывает на возможность бесплатного приобретения в собственность земельного участка членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан при определенных условиях. Каких-либо иных требований для предоставления земельного участка члену некоммерческой организации для ведения садоводства без проведения торгов в собственность бесплатно и ограничений при его предоставлении, вышеуказанные правовые нормы не содержат.
С учётом приведенных норм и установленных обстоятельств, суд апелляционной инстанции признал отказ в предоставлении Ткаченко О.И. испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером "адрес" по причине реализации заявителем права на бесплатное приобретение земельного участка с кадастровым номером "адрес" незаконным, возложив обязанность на КУМИ повторно рассмотреть заявление административного истца.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на обстоятельствах административного дела, подтвержденных доказательствами, которым дана верная правовая оценка по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Вопреки доводам кассационной жалобы при рассмотрении данного административного спора нормы материального права судом апелляционной инстанции применены правильно.
Всем доводам, которые приводились административным ответчиком в ходе рассмотрения дела, судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, изложенная в обжалуемом судебном акте.
Процессуальных нарушений, которые в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются основаниями для отмены судебных актов, по делу не установлено.
В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ярославского областного суда от 20 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управления градостроительства, имущественных и земельных отношений Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.