Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Смирновой Е.Д., судей Репиной Е.В., Циркуновой О.М. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 26 января 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Фофанова А.А. - Герман А.А. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 10 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 октября 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 об оспаривании решения Префектуры СВАО г. Москвы, возложении обязанности внести сведения в списки владельцев гаражей (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 2а-136/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца Фофанова А.А. - Герман А.А, представителя административного ответчика Префектуры СВАО г. Москвы Акинфеевой Т.В, судебная коллегия
установила:
Распоряжением Федерального агентства железнодорожного транспорта от 21 января 2020 года N ВЧ-13-р "Об утверждении документации по планировке территории (проект планировки территории и проект межевания территории) для объекта "Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Подольск - Нахабино (МЦД-2 "Подольск-Нахабино") 1 этап", предусмотрено строительство железнодорожных путей, а также остановочного пункта "Марьина роща" пригородно-городского пассажирского железнодорожного транспорта. Заказчик строительства - ОАО "Российские железные дороги".
В границы планируемого строительства вошел земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, 7-й проезд Марьиной рощи, владение 3, на котором располагались гаражные объекты автостоянки ГСК "Энергетик".
Распоряжением Префектуры СВАО г. Москвы от 21 мая 2020 года N 01-18-157 в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП "Об утверждении Положения о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории г. Москвы" утвержден список владельцев гаражей ГСК "Энергетик", подпадающего в зону строительства указанного выше объекта.
В июле 2021 года Фофанов А.А. обратился в Префектуру СВАО г. Москвы с заявлением о внесении изменений в адресный и пофамильный список владельцев гаражей, подлежащих сносу в рамках реализации проекта "Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Подольск - Нахабино (МЦД-2). Строительство остановочного пункта Марьина роща".
Письмом заместителя префекта СВАО г. Москвы от 12 августа 2021 года N 01-81-408/21 заявителю дан ответ о том, что основанием для выплаты денежной компенсации за снос гаражных боксов являлось включение граждан в списки владельцев гаражей, утвержденные распоряжением Префектуры СВАО г. Москвы, и заключение с ними соответствующих соглашений в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП. Решением Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства Префектуры СВАО г. Москвы принято решение об освобождении земельного участка от гаражных объектов автостоянки ГСК "Энергетик", в том числе гаражного бокса NЭ на основании постановления Правительства Москвы от 2 ноября 2012 года N 614-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти г. Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов", в связи с чем выплата денежной компенсации не осуществляется.
Фофанов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Префектуре СВАО г. Москвы о признании незаконным решения, изложенного в письме от 12 августа 2021 года N 01-81-408/21, возложении обязанности внести изменения в адресный и пофамильный список владельцев гаражей, включив его как владельца гаражного бокса NЭ по адресу: г. Москва, 7-й проезд Марьиной рощи, владение 3, который был снесен.
Требования мотивировал тем, что 10 февраля 1997 года он был принят в члены ГСК "Энергетик" в связи с приобретением гаражного бокса N (в последующем - N), паевой взнос им полностью выплачен. С указанного времени добросовестно уплачивал членские взносы. Однако в сентябре 2020 года в отсутствие каких-либо предварительных оповещений и предупреждений гаражный бокс был снесен. Оспариваемое решение является незаконным, так как в нарушение пункта 6.1.1 постановления Правительства Москвы N 63-ПП он не был уведомлен о планируемых мероприятиях по освобождению территории.
Решением Останкинского районного суда г. Москвы от 10 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 октября 2022 года, в удовлетворении требований Фофанова А.А. отказано.
В кассационной жалобе представителя Фофанова А.А. - Герман А.А. ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что распоряжением Префектуры СВАО г. Москвы от 21 мая 2020 года N 01-18-157 утвержден список владельцев гаражей ГСК "Энергетик" по адресу: г. Москва, 7-ой проезд Марьиной рощи, владение 1, подпадающего в зону строительства объекта "Организация пригородно-городского пассажирского железнодорожного движения на участке Подольск - Нахабино (МЦД-2 "Подольск-Нахабино") 1 этап", куда владелец гаражного бокса NЭ Фофанов А.А. не вошел.
В соответствии с пунктом 1.1 Приложения 3 к постановлению правительства Москвы от 31 мая 2011 года N 234-ПП "Об организации работы по выявлению и пресечению самовольного строительства на территории города Москвы" окружная комиссия по пресечению самовольного строительства является коллегиальным органом, созданным префектом административного округа г. Москвы в целях комиссионного рассмотрения фактов незаконного размещения на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, объектов, не являющихся объектами капитального строительства.
Согласно пункту 3 приложения 1 к постановлению Правительства Москвы от 2 ноября 2012 года N 614-ПП "Об утверждении положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по освобождению земельных участков от незаконно размещенных на них объектов, не являющихся объектами капитального строительства, в том числе осуществлению демонтажа и (или) перемещения таких объектов" незаконно размещенными на земельных участках объектами являются объекты, не являющиеся объектами капитального строительства, размещенные на земельных участках, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без документов, являющихся основанием для размещения таких объектов, оформленных в порядке, установленном правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, либо в случае, когда истек срок действия документов, являющихся основанием для размещения таких объектов.
Документами, служащими основанием для размещения объектов, не являющихся объектами капитального строительства, являются:
- действующий договор на размещение объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- действующий договор аренды земельного участка для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства;
- действующий договор безвозмездного срочного пользования для размещения объекта, не являющегося объектом капитального строительства.
В материалах дела имеется решение Окружной комиссии по пресечению самовольного строительства от 31 марта 2021 года об освобождении земельного участка, подпадающего в границы реализации названного выше проекта, от расположенных на нем некапитальных объектов, в том числе гаражного объекта NЭ в связи с отсутствием оформленных земельно-правовых отношений.
Разрешая предъявленные требования административного истца и отказывая в их удовлетворении, суды нижестоящих инстанций исходили из наличия данного решения, не являющегося основанием для выплаты денежной компенсации, предусмотренной постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП.
В кассационной жалобе представитель административного истца приводит доводы, которые сводятся к тому, что выводы судов нижестоящих инстанций не соответствуют обстоятельствам дела.
Проверяя приведенные доводы, судебная коллегия исходит из следующего.
Упомянутое выше Положение о порядке осуществления денежной компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей при освобождении территории г. Москвы утверждено постановлением Правительства Москвы от 9 марта 2011 года N 63-ПП в целях реализации Генерального плана г. Москвы, государственных программ г. Москвы, соблюдения прав физических лиц при сносе индивидуальных гаражей для освобождения территории г. Москвы.
В соответствии с данным нормативным правовым актом владельцам сносимых индивидуальных гаражей, имеющим правоподтверждающие документы, при освобождении территории г. Москвы гарантируется выплата денежной компенсации.
Так, пунктом 5 Положения предусмотрено, что в целях освобождения территории города Москвы в Префектуру направляется обращение для проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения.
Согласно пункту 6 Положения Префектура после получения обращения (пункт 5 настоящего Положения), а в случаях, предусмотренных пунктом 1.7 настоящего Положения, после принятия решения и выделения бюджетных ассигнований (пункт 4.7 настоящего Положения):
6.1. Составляет в соответствии с документами территориального планирования, правоподтверждающими документами адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и утверждает их в следующем порядке:
6.1.1. В месячный срок со дня получения обращения (пункт 5 настоящего Положения) обеспечивает в различных формах, в том числе с использованием средств массовой информации, уведомление владельцев гаражей, расположенных на освобождаемой территории, о проведении мероприятий по освобождению территории.
6.1.2. В течение 30 рабочих дней со дня уведомления (пункт 6.1.1 настоящего Положения) осуществляет прием от владельцев гаражей заявлений с соответствующими правоподтверждающими документами.
6.1.3. В течение 5 рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 6.1.2 настоящего Положения, на основании правоподтверждающих документов составляет и утверждает путем принятия правового акта адресный и пофамильный списки владельцев гаражей, за исключением случаев, предусмотренных абзацем первым пункта 4.7 настоящего Положения.
В случаях, предусмотренных абзацем первым пункта 4.7 настоящего Положения, в течение 5 рабочих дней с момента истечения срока, указанного в пункте 6.1.2 настоящего Положения, составляет на основании правоподтверждающих документов адресный и пофамильный списки владельцев гаражей и обеспечивает рассмотрение вопроса об осуществлении компенсации владельцам гаражей при освобождении территорий города Москвы Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
В течение 5 рабочих дней после принятия Градостроительно-земельной комиссией города Москвы решения об осуществлении компенсации владельцам сносимых индивидуальных гаражей Префектура утверждает адресный и пофамильный списки владельцев гаражей путем принятия правового акта.
В случае выявления владельцев гаражей, имеющих правоподтверждающие документы на гараж, после принятия в соответствии с настоящим пунктом правового акта внесение изменений в ранее утвержденные адресные и пофамильные списки владельцев гаражей осуществляется Префектурой путем принятия правового акта в срок не позднее 5 рабочих дней с момента выявления без рассмотрения Градостроительно-земельной комиссией города Москвы.
Согласно пункту 8 Положения в случае отказа владельцев гаражей от подписания соглашений, а также при наличии владельцев гаражей, не имеющих правоподтверждающих документов, Префектура и Департамент городского имущества города Москвы в рамках своей компетенции принимают необходимые меры для освобождения территории.
Из содержания и смысла приведенной нормы следует, что отсутствие правоподтверждающих документов в совокупности с таким условием, как отказ владельца гаража от подписания соглашения об осуществлении денежной компенсации, является основанием для отказа в выплате денежной компенсации.
Находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, используемые для размещения гаражей, как правило, предоставлялись гаражным кооперативам (иным организациям, при которых были организованы гаражные кооперативы) на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве аренды.
В материалах дела имеется договор краткосрочной аренды земельного участка от 13 марта 2007 года N N, заключенный между Департаментом земельных ресурсов г. Москвы (арендодатель), и Гаражно-строительным кооперативом "Энергетик" (арендатор), членом которого согласно членской книжке являлся Фофанов А.А. (л.д. 150-158, 23).
Однако этим правоподтверждающим документам судами нижестоящих инстанций не дана какая-либо правовая оценка на предмет распространения к настоящим правоотношениям постановления Правительства Москвы N 63-ПП и в этой связи возможности внесения требуемых административным истцом изменений в соответствующий реестр в силу абзаца 4 пункта 6.1.3 Положения, не установлено наличие совокупности необходимых условий, предусмотренных пунктом 8 Положения, при которой следует применять постановление Правительства Москвы N 614-ПП.
Письмом директора Ассоциации "Энергетик" Татарцева А.Н. от 11 января 2020 года главе Управы района "Марьина Роща" на соответствующий запрос направлялся реестр собственников "Ассоциации содействия эксплуатации коллективного гаража-стоянки для автомобилей индивидуальных владельцев "Энергетик" (ранее ГСК "Энергетик"), где в числе других был указан Фофанов А.А. (л.д. 159-163).
Данное письмо также осталось без оценки судов.
Из материалов дела усматривается, что фактически отказ во внесении Фофанова А.А. в адресный и пофамильный список был обусловлен не отсутствием правоподтверждающих документов, а его отказом подписать соглашение о выплате денежной компенсации в связи с несогласием с её размером, что следует из переписки с Префектурой СВАО г. Москвы (л.д. 172-174).
Изложенное свидетельствует о том, суды не предприняли предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по настоящему административному делу в целях правильного его разрешения (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63 КАС РФ), в связи с чем обжалуемые судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, они подлежат отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении следует учесть изложенное выше, устранить допущенные нарушения, принять меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, совершить иные действия, направленные на правильное разрешение спора.
Руководствуясь статьями 328, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 10 марта 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 27 октября 2022 года отменить, административное дело направить на новое рассмотрение в Останкинский районный суд г. Москвы.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Е.Д. Смирнова
Судьи: Е.В. Репина
О.М. Циркунова
Мотивированное кассационное определение изготовлено 9 марта 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.